Симфония №1 ростовского композитора Гавриила Попова на сцене Большого зала Ростовской филармонии стала настоящим открытием для публики. Очень экспрессивное, тревожное произведение, исполненное музыкантами Ростовского академического симфонического оркестра под управлением главного дирижера Валентина Урюпина, всколыхнуло все самые волнительные мысли и переживания слушателей. Что же стало вдохновением для композитора, что он переживал, когда работал над созданием этой симфонии?
О трагичной судьбе Симфонии №1
Писать Первую симфонию в трех частях Попов начал в 1928 году. К 1932 году был закончен черновой партитурный вариант. 10 октября года симфония была проиграна на фортепиано в дирекции Большого театра на Всесоюзном конкурсе в ознаменование 15-летия Октября и получила там Вторую премию. Первую премию тогда решили не присуждать.
В оркестровом варианте Симфония впервые была с успехом исполнена 22 марта 1935 года, оркестром Ленинградской филармонии под управлением Фрица Штидри. Но на следующий день Репертуарным комитетом Симфония была запрещена к исполнению с формулировкой: «недопустимо исполнение (произведения) как отражающего идеологию враждебных классов».
29 марта 1935 года в «Красной звезде» появилась разгромная статья «С чужого голоса. О симфонии Г. Попова». Вслед за этим 28 апреля развернулась публичная дискуссия, которая еще больше способствовала дальнейшему очернению сочинения. С.С. Прокофьев, В.Я. Шебалин, Ю.А.Шапорин написали письма в его защиту, но это не помогло реабилитировать произведение.
Воплощенная трагедия
В Ростове-на-Дону Симфония №1 никогда не исполнялась. Такого ростовчане явно никогда не слышали ранее! Предельная настороженность, чувство тревоги не покидает тебя на протяжении всего концерта – все время держит в напряжении. Очень сложная как для восприятия, так и для исполнения музыка, за которой стоит рассказ об исторических событиях. Непростая задача для дирижера и музыкантов!
Как рассказала во время беседы с музыковедом Лялей Кандауровой двоюродная племянница композитора Лучиана Всеволодовна Карева, Симфония №1 для Попова – это боль, трагедия, переживание утраты прежнего уклада жизни.
- В Симфонии №1 явно звучит трагедия. Будучи человеком образованным и видя, как на твоих глазах все рушится, он как раз и воплотил эту боль в Первой симфонии, - считает племянница композитора.
Русский, рыжий, добрый
- Его семья была репрессирована, - продолжает свой рассказ Лучиана Всеволодовна. - Отец даже дважды: в 21-м и в 38-м. Он осиротел в 15 лет и жил в семье моего отца, с моей бабушкой, преподавательницей пединститута. Она же его и учила, поскольку великолепно знала немецкий и французский.
Еще у моего деда была потрясающая библиотека, которая исчезла, когда его забрали в 1938 году - ее просто вынесли из квартиры. Так или иначе, это были те основы образования, которые он, этот разносторонний мальчик, получил в детстве.
Я увидела Гаврюшка тогда впервые. Это был образованнейший, добрейший, широкий человек. Он был очень большой, очень красивый, русский, рыжий, добрый… Он очень хорошо играл на пианино. Со всеми дружил, обо всех рассказывал. Очень интересные были характеристики пианистов и композиторов!
Когда в Ростове тогда началась Донская музыкальная весна, он приезжал туда ежегодно и останавливался в гостинице Московской, где был рояль. Последний раз мы виделись в Москве, когда мне было 18 лет.
Прокофьев советует
- Моя мама сама хорошо играла на пианино, и отзывалась о Гаврииле Попове как о великолепном пианисте. И все об этом писали! Они когда-то вместе с Шостаковичем играли на двух роялях. Но моему сердцу приятны слова Прокофьева, который Дягилеву назвал Попова в числе трех многообещающих современных русских композиторов.
Потом случайно партитура Камерной симфонии Попова попала на Запад. В результате чего в те годы, после 1956-го, он стал часто бывать за границей. В основном в Лондоне.
Как сам Гавриил Попов говорил, Первой симфонией ему надо было дирижировать. Во время первого исполнения симфонии он играл на рояле.
Вторая и Третья симфонии, борьба с формализмом
Вторая симфония Гавриила Попова «Родина» была написана им во время войны в 1943 году, а в 1946 году она даже получила Сталинскую премию II степени. В сентябре 1946 года композитор закончил Третью симфонию для большого струнного оркестра в пяти частях и посвятил ее Дмитрию Шостаковичу.
В 1948 году его музыка вместе с музыкой Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна и Шебалина подверглась жестокой критике в связи с Постановлением о борьбе с формализмом. В результате чего композитор «эмигрировал» в музыку кино, которая позволила ему под видом звукового сопровождения к фильмам писать во многом авангардную музыку. Вновь симфонические произведения Гавриила Попова на его родине стали исполняться лишь после 1985 года.
Основной архив Гавриила Попова сейчас находится в Санкт-Петербурге. Ростовчане могут увидеть сохраненную партитуру Симфонии №1 и портрет самого Гавриила Попова в фойе Большого зала Ростовской филармонии. А те, кому посчастливилось своими глазами увидеть и своими ушами услышать Первую симфонию, надолго запомнят это исполнение, ставшее уже историей современной классической музыки.