За дирижерский пульт Ростовского симфонического встает Антон Шабуров

В эксклюзивном интервью «Главному» маэстро рассказал о первых репетициях с новым оркестром и о планах переехать с семьей в Ростов
Текст:
Анастасия Талызина
Фото:
Екатерина Сергиенко, Артур Русланович
31/08/2021

Вы довольно молодой дирижер, но уже успели возглавить не один музыкальный коллектив.

- Спасибо за то, что еще причисляете меня к числу молодых дирижеров. Я хорошо знаю мнение о том, что дирижирование - это профессия второй половины жизни. Однако, мне кажется, эту фразу надо трактовать в том смысле, что именно во второй половине жизни у дирижёра появляется настоящие понимание профессии, а накопленный им жизненный и профессиональный опыт позволяет создавать действительно зрелые, сбалансированные, «выстраданные» интерпретации. Однако считаю несколько нечестным прежде всего для себя самого прикрываться молодостью, дескать «сейчас мы все пока начинающие, поэтому какой с нас спрос». Ведь если внимательно читать биографии легендарных дирижеров прошлого, мы заметим, что к 30-35 годам они уже немало сделали и многого добились.

Геннадий Николаевич Рождественский в 20 лет он уже дирижировал в Большом театре, а в 30 возглавил Большой Симфонический Оркестр Гостелерадио. Юрий Иванович Симонов в 29 лет стал главным дирижёром Большого театра, Евгений Федорович Светланов к 33 годам уже считался ведущим дирижером Большого театра, в 35 лет стал там же главным, а в 37 возглавил Госоркестр. И даже Евгений Александрович Мравинский, который у нас ну совсем не ассоциируется с образом молодого дирижера, возглавил Оркестр Ленинградской филармонии в 35 лет и затем руководил им полвека. Поэтому, я считаю, что возраст нашего поколения 30-40-летних - тот самый, когда прикрываться дирижерской молодостью уже неловко.


87077360_2430271300617683_5440260169890004992_n.jpg

Фото: Екатерина Сергиенко


Во сколько Вы начали свою дирижерскую практику?

- Формально я начал обучение дирижированию достаточно давно, когда мне было 19 лет. Еще учась в музыкальном училище в Екатеринбурге, я проходил предмет дирижирования в классе замечательного педагога Вячеслава Леонидовича Карташева, ученика легендарного Марка Израилевича Павермана. Но тогда это была лишь дополнительная квалификация к профессии солиста-инструменталиста. Моментом же, определившим начало восприятия симфонического дирижирования как главного дела, как профессии, я считаю 2008 год, когда я поступил в Московскую консерваторию, в класс Геннадия Николаевича Рождественского.


Чему Вы научились у Геннадия Рождественского?

- Главное — это, как я смею надеяться, активному дирижерскому отношению к произведению. Я, конечно, не рискую вести себя так, как Геннадий Николаевич, который нередко позиционировал себя едва ли не как соавтор композитора. Но какое-то не музыковедческое, а именно интерпретаторское постижение того, что задумал автор — это то, чему Геннадий Николаевич старался научить. Рождественский парадоксально умел сочетать в себе неимоверное уважение и доброжелательность по отношению к музыкантам оркестра со строжайшей требовательностью, иногда доходящей до крайностей. Я знаю огромное количество музыкантов, работавших с Геннадием Николаевичем и вспоминавшие эти моменты как наивысшее творческое счастье, но знаю и немало людей, которые, как им казалось, были несправедливо обижены мэтром. Мне кажется, тут нет противоречия. Рождественский всегда был изначально доброжелателен и крайне заинтересован в достижении наилучшего результата. Но ничто не могло его ранить сильнее, чем равнодушие и отсутствие нацеленности на результат со стороны музыкантов, которых он искренне считал своими коллегами и соратниками, но никак не подчинёнными. Отсюда и масса историй с его отменами концертов, уходов с репетиций и прочее. Равнодушие он принимал за личное оскорбление по отношению не только к нему, но и к композитору, музыку которого предстояло исполнять. Вот именно это чувство дирижёрской эмпатии и вовлеченности мы все старались у него ухватить.


g52Jnw6MD2I.jpg

Фото: Артур Русланович


Вы сейчас тоже преподаете?

- Сейчас формально нет. Я ранее преподавал в Уральской консерватории. Если у нас сложатся отношения с Ростовской консерваторией, и если поступит предложение, то я открыт. Но, конечно же, если мы найдем форму взаимодействия, не хочу набирать большой класс, потому что чем дальше я развиваюсь в профессии, тем с большей опаской я бы взялся преподавать. Потому что я чувствую большую ответственность перед абстрактным студентом, учеником. И все меньше и меньше считаю себя вправе что-то навязывать, учить. Наверно, преподаватель, особенно в такой профессии как дирижер, должен быть в большей мере наставником и старшим товарищем, чем таким педагогом-диктатором. Если молодым дирижерам будет что от меня взять, я этим с удовольствием поделюсь. Сказать, что я сейчас готов посвятить себя только преподавательской деятельности, я конечно же не могу.


Совмещать с работой сложно не только преподавательскую деятельность, но и жизнь. Вы собираетесь переехать в Ростов всей семьей?

- Мы говорили об этом, что мы всей семьей переедем в Ростов. И уже будем строить свою жизнь здесь. На какой период, сложно сказать. Но сейчас мы оставляем свой дом в Екатеринбурге и переезжаем сюда. Будем стремиться стать ростовчанами.

Z6ynh38IySM.jpg

Фото: Артур Русланович


Тем более, что у Вас сейчас родился сын… Будет теперь расти новый ростовчанин.

- Да, это так, совсем недавно я испытал радость отцовства. Но сразу хочу обозначить, что в этом смысле я человек достаточно приватный — я не очень большой любитель обсуждать семейную жизнь.


Уже прошли первые репетиции с оркестром. Как происходило общение с музыкантами?

- Мы познакомились с оркестром в 2015 году. Поэтому здесь как такового знакомства не было. Мне было интересно, изменится ли что-то в моем ощущении и ощущении оркестрантов, учитывая мой новый статус. Скажу честно, я пока большой разницы в нашем дружелюбном и доброжелательном отношении не почувствовал. У меня никаких иллюзий нет. Между главным дирижером, который является каким-никаким начальником музыкантам, и самими музыкантами все-равно будут возникать какие-то трения. Это неизбежно. Но пока, когда прошло какое-то количество репетиций, каких-то таких непростых моментов я не наблюдаю. Все потому что я прекрасно понимал, куда я иду.


iNjJHgSG3TM.jpg 

Фото: Артур Русланович 

Все те шесть лет, пока здесь работал Валентин Урюпин, я довольно регулярно приезжал в Ростов. Смею надеяться, что у нас сложились не только профессиональные, но и человеческие отношения, для меня РАСО уже не просто очень высококлассный оркестр, но прежде всего живые люди, мои коллеги. С многими мы уже знакомы лично, и я поставил перед собой цель найти время и возможность и как-то пообщаться с каждым из тех, кто сейчас является частью Ростовского оркестра. Мне кажется, это очень важное качество для главного дирижера – уметь видеть, скажем, не несколько пультов первых скрипок, а живых людей, каждый из которых – личность.


Долго велись переговоры с Ростовской филармонией о Вашем переходе в РАСО?

- Я открою страшную тайну. Мы с Валентином заводили об этом разговор достаточно давно. Видимо, он замечал, что и оркестр ко мне хорошо относится и принимает мои идеи, и мне приятно работать здесь... Я думаю он очень хотел, чтобы вектор, который он задал, не пропал, не исчез. Он предлагал так, издалека, уже несколько лет назад. Сейчас уже об этом можно говорить, что у него возникали интенции в перспективе продолжить свою деятельность в других коллективах, что абсолютно понимаемо с точки зрения его творческого развития.

Поэтому размышлял я над перспективой работы в Ростове достаточно давно, и могу честно признаться, у меня была масса сомнений относительно нашего возможного альянса с Ростовским оркестром. Поэтому когда Валентин сообщил мне о том, что им решение уже принято и даже озвучено дирекции филармонии, я понял, что нужно и мне определяться. Этот выбор мне дался очень непросто, но тем не менее, взвесив все за и против, я решил рискнуть. Слава Богу, когда переговоры с филармонией перешли уже в стадию конкретики, мы довольно быстро договорились об условиях и направлениях работы, о деталях нашего взаимодействия, и я искренне надеюсь, что мы сработаемся.


Читайте также:

Премьера
20/08/2021
На «лице» ростовского кластера C52 будет всё написано
Первый паблик-арт проект под названием «Всё на лице написано» готовит ростовская художник-аниматор Саша Фенди. Об этом она рассказала порталу «Кто ...
Премьера
11/05/2021
Марк Сергиенко: «Семикаракорск и Ростов всегда будут внутри меня»
Первое комедийное хейт –шоу страны «Прожарка» возвращается на ТНТ4 с третьим сезоном. Во втором выпуске, который выходит 11 мая в 23:00...
Премьера
28/04/2020
Пятилетие спектакля театр отметит онлайн-трансляцией
Постановка было приурочена к 110- летию писателя, поддержана правительством региона. Еще это был Год литературы. Другими словами – деньги были, и м...
Премьера
05/02/2020
Лепс приедет в Ростов с обновленными связками
У  певца интенсивный график выступлений: от 120 до 170 концертов в год. В прошлом году Лепс собрался было на пенсию, мол, он мешает молодежи сво...
Премьера
03/12/2019 15:56:00
Павел Урсул: "Пелевин несколько раз приходил к нам на репетиции"
Какие изменения претерпел спектакль «Чапаев и Пустота» за время существования? В следующем году мы...