Комикс-индустрия за почти сотню лет своего существования уже не раз преображалась. От занятных приключений 60-х годов, где супергерои в трико с каждым выпуском побеждали очередного злодея, до жестокого мрака 80-х, где персонажи истории становились по сути оммажем на реальность. Самые разнообразные темы поднимались в графических произведений – как жесткие сатиры на власть Великобритании («V-значит Вендетта» Алана Мура 1982 года) или переживания подростков насчет их будущего («Скотт Пилигрим» Брайна Ли О’Мэлли 2004 года). Но были и те авторы, которые вкладывали пережитые трагедии из своей жизни в описанных персонажей. Именно такой комикс вышел в 1989 году – «Ворон».
По сюжету, молодой «рокер» по имени Эрик безумно любит свою девушку Шелли. Он делает ей предложение руки и сердца, но в этот же день на них нападает банда отморозков. Один из них выстреливает в голову парню, однако тот выживает на какие-то жалкие часы. В этот момент герой наблюдает за тем, как его невесту насилуют и жестко убивают садисты. После погибает и он…но возвращается спустя несколько лет, в образе духа мщения – Ворона. Теперь мертвец намерен отомстить за случившееся.
Замысел Джеймса становится понятным с первых страниц. Видно, как автор пытается найти ответ на, возможно, главный вопрос своей жизни – что делать после смерти любимой? В реальности ему пришлось двигаться после трагедии дальше, без мести и без какого-либо намека на дальнейшее счастье. Собственно, в случае «Ворона» важен не ответ на вопрос (его сценарист, намеренно или от незнания, избегает), а сама постановка координат.
Любому читателю, не знающему того, что скрывается за написанием комикса, предстанет довольно незатейливая история о мести. На протяжении каждого из выпусков Эрик жестоко расправляется с виновниками гибели его невесты, а в конце…впрочем не будем забегать так далеко. В данном случае, как и во многих поистине глубоких произведениях, важно не «что?» а «как?». Мы следим за мыслями главного героя, исполненные в большинстве случаев в виде стихотворений из известных рок-композиций. На клеточном уровне человек, решивший прочесть «Ворона», прочувствует ту беспросветную боль утраты, которая не то, что сжирает персонажа – она уже его сожрала. Потому, если назвать героя мертвецом – от истины здесь не далеко.
Ни к какой супергероике черно-белый комикс про Ворона (великолепно нарисованный самим Джеймсом) не имеет отношения. Это взрослая драма, где за экшеном и кровищей спрятаны те настоящие человеческие чувства, которые буквально может «пощупать» любой человек. Теперь, с легкой руки издательства «Азбуки» к этой истории может прикоснуться любой россиянин. Если жители этой страны еще считают комиксы чем-то детским или простым, «Ворон» запросто докажет читателю обратное. И возможно, люди смогут посмотреть на графические романы по-новому, ведь они также являются искусством, где любой сценарист может передать свои переживания. От политических взглядов до личных трагедий.
P.S. Многие знают историю «Ворона» по одноименному фильму 1994 года, где главного героя сыграл Брэндон Ли (сын небезызвестного Брюса Ли, погибший на съемках данной кинокартины). К созданию этого произведения приложил руку уже набравшийся жизненного опыта Джеймс О’Барр. Думается, просмотр этого фильма необходим после прочтения комикса, ведь авторы уже способны были ответить на вопросы первоисточника.
Более детальный обзор «Ворона» можно посмотреть в ролике на канале Videocage.