Выставка Александра Лишневского «Переход» в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской фиксирует факт 30-летия с даты создания манифеста творческого метода «метаформизма» и 30-летия произведения «Натюрморт с ведром». Приставка «мета» означает выход за пределы, превращение, смену состояния. Прежде всего, художник говорит о переходе трехмерного предмета в плоскость картины, о восприятии и осмыслении абстрактной формы.
Переход трехмерной формы предмета в плоскость картины и узнавание предмета зрителем как воображаемую абстрактную форму – есть рождение души (эйдос) платонической идеи отделенной от самого материального предмета. После формы – начинается иноматериальное, чистое существование предмета как идеи. Э́йдос – термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл – «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле — способ организации и/или бытия объекта. Метаформизм - это не течение или направление для подражания, это метод создания предметов искусства.
На выставке в музее современного искусства на Дмитровской представлены порядка 30 работ: предметы искусства, созданные в 2021 году, а также инсталляции, коллажи, ассамбляжи и работы, раскрывающие сияющие грани метаформизма, выполненные ранее.
«Еще один переход "оттуда - туда". Инсталляция «Или Революция или Смерть» - аллегория и 24 революционных ордена, - рассказывает об одной из работ Александр Лишневский. - . Серия как бы революционных орденов на подушечках. У каждого есть название. Это аллегории остывшей магмы из вулкана Октябрьской революции которая в семидесятые годы затвердела в безумном множестве дешевых советских значков из алюминия и дешевой бижутерии для комсомолок. Идеалы стали ширпотребом, разлагались в национал - буржуазной истоме. Этим значки отличаются от сталинских, настоящих, бронзовых с эмалью и революционной строгостью» .