1 марта 1860 года атаман Войска донского Михаил Григорьевич Хомутов обратился к военному министру с рапортом о необходимости сооружения железной дороги от Грушевских копей к пристани у станицы Мелеховской. Строительство железной дороги на донских территориях должно было способствовать торговому и промышленному развитию края.
29 декабря 1863 года (10 января 1864 года по новому стилю) железнодорожная линия, протяженностью 66 верст (70 км), от Грушевки (сегодня город Шахты) через Максимовку (современное название Каменоломни) и Новочеркасск до станицы Аксайской, с веткой к угольным копям и пристанью, вошла в строй. С этой даты и начинает отсчет своей истории Северо-Кавказская железная дорога, протянувшаяся от Азовского и Чёрного морей на западе до Каспийского моря на востоке, от Восточно-Донской гряды на севере до Кавказского хребта на юге.
НАША СПРАВКА:
СКЖД – одна из крупнейших в России. Магистраль пролегает через территорию 11 субъектов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.
Ее протяженность сегодня составляет 6 311,4 км.