Вход в переход: как подземные переходы Ростова становятся яблоком раздора

Пока городские власти решают, возвращать ли в подземные переходы города ларьки или делать в них арт-пространства, художник Олег Устинов продвигает ростовское культурное наследие в Москве
Текст:
Анастасия Талызина
Фото:
Сергей Глинин, Da!Moscow
22/07/2021
Олег Устинов - ростовский художник, куратор, основатель галереи llil.space, автор проектов «Монументальный переход» и «Вход в переход», финалист первой кураторской школы NEMOSKVA в Сатке.

РОСТОВСКИЕ ПЕРЕХОДЫ: ЖИЗНЬ

На прошлой неделе в Ростове на портале «Активный ростовчанин» завершилось организованное управлением торговли и бытового обслуживания города голосование по вопросу возвращения ларьков в подземные переходы города. Результаты проведенного опроса показали: против ларьков - 56,2% респондентов. Всего же в голосовании приняли участие 966 человек.

Ростовчане должны были ответить на три вопроса: одобряют ли они возвращение торговых павильонов в подземные переходы, в какой форме, а также стоит ли установить в этих переходах схемы, табло и карты. В результате, против торговли в переходах проголосовало 56% жителей, 43% высказались за возвращение ларьков. Из поддержавших торговлю 33% настаивают только на вендинге, 18% - только на ларьках, 40,9% согласны на любые виды торговли. За размещение интерактивных карт в подземных переходах проголосовало 78,2% жителей города.

190166244_844945093039388_6056546583789208550_n.jpg
ФОТО: Сергей Глинин

Стоит напомнить, что в апреле текущего года по решению Арбитражного суда Ростовской области в трех подземных переходах Ростова был демонтирован 291 киоск. Все ларьки были установлены здесь незаконно. Предполагалось, что торговля в переходы будет возвращена, если этого захотят сами жители. По итогам «спецоперации», за снесенными ларьками были обнаружены мозаичные панно советского времени. Что привело к признанию переходов памятниками культурного наследия. Но при этом окончательное решение по возвращению торговых павильонов в переходы Ростова будет принимать местная Администрация.

РОСТОВСКИЕ ПЕРЕХОДЫ: ИСКУССТВО

На фоне с «переходными» волнениями в Ростове невольно вспоминается другой конфликт интересов между современными российскими художниками и кураторами с одной стороны и представителями арт-институций с другой. Речь идет о проекте «Монументальный переход» ростовского художника Олега Устинова для кураторской школы NEMOSKVA.

Олег Устинов на открытии арт-шоу DA!Moscow (1).jpg
Художник Олег Устинов. ФОТО: (c) Da!Moscow

Олег Устинов в 2019 году стал финалистом кураторской школы NEMOSKVA, ставящей своей целью децентрализацию художественной жизни регионов. Первая кураторская школа NEMOSKVA начала свою работу в 2019 году в городе Сатка под Челябинском. Ее тема звучала как «Искусство документа: поэтика свидетельства».

Кураторский проект «Монументальный переход», разработанный Олегом в ходе работы Школы вошел в список финалистов. Художник предлагал устроить выставку современных российских художников-живописцев в простенках между мозаиками в переходе на углу Ворошиловского/Большой Садовой. Проект Олега в числе трех других был признан лучшим и рекомендован к дальнейшей реализации. Платформа NEMOSKVA даже пообещала воплотить его в реальность.

Позже выяснилось, что между организаторами и финалистами Кураторской школы возникло недопонимание. На самом деле, поддержка победителей предполагала организационные и pr-усилия, но не подразумевала финансовую составляющую. Полемика с соцсетях и в материалах портала aroundart обернулась круглым столом в Пушкинском музее, который состоялся в начале сентября 2020 года. Дискуссию предваряло официальное заявление на сайте NEMOSKVA, где говорилось: «мы проведем работу над привлечением финансирования и рассчитываем, что сможем привлечь партнеров и реализовать эти проекты в течение ближайших двух лет» (т.е. до сентября 2022 года).

Кураторский проект Олега Устинова в рамках арт-шоу DA!Moscow. Вид экспозиции (2).jpg
Олег Устинов в экспозиции своего проекта «Вход в переход» на арт-шоу Da!Moscow. ФОТО: (c) Da!Moscow

Пока идет время, Устинов не стал сидеть сложа руки, и в мае 2021 реализовал в рамках арт-шоу DaMoscow адаптированный вариант проекта под названием «Вход переход». В нем приняли участие 8 художников. Пространство перехода заменял реалистично построенный павильон, а мозаики на стенах были воссозданы при помощи высококачественной печати в оригинальном формате. По словам куратора, интерес к ростовским панно был огромный. Сейчас Олег водит экскурсии для новых любителей ростовских мозаик, оказывающихся в донской столице проездом в летнее время.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ АРТ-ПРОЕКТА

Приятной неожиданностью для Устинова стало то, что в переходах Ростова убрали те самые ларьки, которые мешали бы полноценному осмотру экспозиции «Монументального перехода». Художник воспринимает это как знак поддержки его так и нереализованного арт-проекта.

- Пространство очищается, чтобы восприятие искусства стало еще ярче, - считает художник.

Кураторский проект Олега Устинова в рамках арт-шоу DA!Moscow. Вид экспозиции (1).jpg
ФОТО: (c) Da!Moscow

А вот ростовские чиновники от идеи организации выставочных пространств в переходах отказываются. В июне текущего года организовать на освободившихся здесь местах выставки и установить арт-объекты предложил архитектор-дизайнер, профессор Академии архитектуры и искусств ЮФУ Вячеслав Козлов.

- В городе отсутствуют выставочные пространства, где могли бы выставляться художники и проводиться сменные музейные экспозиции, - рассказывал архитектор. - В переходе на Ворошиловском мы видим мозаичные тематические изображения: экзамены, первое сентября в школе. Мы могли бы проводить там арт-выставки с экспозициями на школьную тематику.

Однако эту инициативу не оценил Председатель комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области Иван Грунский. Он считает, что пространство, где художники имели бы возможность самовыражения, в Ростове должно быть, но переходы для этого не подходят.

Кураторский проект Олега Устинова в рамках арт-шоу DA!Moscow. Вид экспозиции (6).jpg
Экспозиция проекта «Вход в переход». ФОТО: (c) Da!Moscow

- Они созданы для людей, которые, как правило, идут по делам в спешке. К тому же выставки и экспозиции стоят денег и требуют контроля собственника. Кто-то же должен за них отвечать и обеспечивать безопасность людей, – заявил ранее Грунский.

Кураторский проект Олега Устинова в рамках арт-шоу DA!Moscow. Вид экспозиции (5).jpg
ФОТО: (c) Da!Moscow

Удастся ли ростовскому художнику воплотить свою задумку под названием «Монументальный переход» в Ростове или нет – покажет время. Пока же, если верить итогам народных голосований, ни городские власти, ни сами ростовчане не желают, чтобы в переходах города появлялись какие-либо киоски и выставочные площадки.

Читайте также:

Премьера
10/08/2021
Пьеса с нотками сожаления: театр вкуса представил в Ростове постановку «Гамлет»
ПЬЕСА ПЬЕС Единственный в своем роде спектакль, где зрители могут попробовать пьесу на вкус, поставили в Ростове. В&...
Премьера
03/02/2021
Победители «Битвы Хоров» исполнили псалом в Ростовском кафедральном соборе
Арт-группа «Largo», одержавшая победу в телепроекте «Битвы Хоров» на телеканале «Россия1», исполнила Девятый псалом в Кафедра...
Премьера
16/11/2020
Фильм ростовского режиссера представлен на фестивале «Окно в Европу»
Документальный фильм ростовского режиссера Виктории Бабкиной попал в шорт-лист фестиваля «Окно в Европу». Победа в номинации определ...
Премьера
13/10/2020
Константин Аладжалов – ростовский нью-йоркерец
«Главный» узнал у куратора выставки Анастасии Талызиной, как ей пришла идея выставки, и почему в Ростове стоит рассказывать о забытых именах. «Изнача...
Премьера
02/11/2019
Александр Аксинин. В Венецию после смерти
Выставка называется «Александр Аксинин – Дополненная биеннале/AAugmented Biennale». По словам куратора выставки Игоря Введенского (доцента кафедры ...
Премьера
15/09/2019
Ростов проводил джаз.
В заключительный день выступал джаз-оркестр "Восток-Запад" да еще и со струнной группой, что по нынешним временами - большая редкость. Оркестр "Восток-Запад" появился в 2002 год...