Эксперты ЮФУ рассказали о Дне семьи, любви и верности, его истории и традициях
Эксперты ЮФУ рассказали о Дне семьи, любви и верности, его истории и традициях
День семьи, любви и верности отмечается в России 8 июля. Изначально праздник появился благодаря Петру и Февронии, которые стали православным образцом христианской любви. Но сегодня этот день посвящен также почитанию и укреплению семейных ценностей в нашем обществе.
Текст:
Анастасия Дашевская
Фото:
ЦОК ЮФУ
08/07/2022
В 2022 году по указу президента России «в целях сохранения традиционных семейных ценностей и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» День семьи, любви и верности стал официальным праздником страны. В новом выпуске «Точки зрения» теолог, культуролог и искусствовед Южного федерального университета рассказали об истории праздника, его религиозных и светских традициях, сопоставлении с Днем Святого Валентина и образах Петра и Февронии в искусстве.
Теолог об истории праздника
Артур Антонян, старший преподаватель кафедры философии, религии и религиоведения, к.ф.н., рассказал об истории праздника, Петре и Февронии и причинах появления Дня семьи, любви и верности.
Эксперт отметил: несмотря на популярность, праздник является относительно новым. День семьи любви и верности стал официальным только в 2008 году. До этого он отмечался только в отдельных регионах, например, в Волгоградской и Белгородской областях.
При этом сам праздник приурочен к почитаемым в православной церкви святым Петру и Февронии Муромским, которые жили еще в XIII веке. А канонизация (т.е. причисление к лику святых) произошла в XVI веке. Тогда и была составлена повесть о Петре и Февронии – изложение их жития. По словам теолога, такой хронологический разрыв не позволяет с достоверной точностью составить жизнеописание, поэтому в житийной литературе о них заметны элементы фольклора. Специалист также подчеркнул, что в других православных странах Петра и Февронию тоже почитают. Но такой популярности, как в России, они не имеют.
«Сам праздник как некий образец семейной жизни был приурочен не просто к каким-то отдельно взятым святым, а именно к семейной паре. Семейных пар в православных святцах достаточно большое количество. Здесь можно вспомнить Иоакима и Анну – родителей богородицы Марии. Это Кирилл и Мария – родители Сергия Радонежского. То есть почитание семейных пар на Руси было издревле. Именно для этого летнего праздника были выбраны Петр и Феврония. Как раз 8 июля – это день их праведной кончины. Этот день почитается в православной церкви. День перехода в жизнь вечную. Некая памятная дата», – прокомментировал Артур Антонян.
Теолог отметил, что подобных праздников в России не было. Были дни почитания святых, но без акцентов на семье, любви, верности и т.д. По словам эксперта, эти понятия были незыблемыми и не подвергающимися сомнению, как это происходит в наши дни. Сегодня же эта проблема актуализируется. И в качестве некой антитезы этой проблеме создаются, выносятся в медийное пространство такие праздники, как День семьи, любви и верности.
«Государство давно занимается проблемами семьи, детства, воспитания. И праздники эти как никогда востребованы. Почему в древности не отмечались подобные мероприятия? Потому что сами понятия семьи, любви и верности были некой данностью в традиционном, можно сказать, архаичном обществе, которое формируется, кристаллизуется на духовных идеалах. Большая часть населения такого общества живет в укладе традиций.
Но сегодня мы видим, как традиционный институт семьи подвергается некой трансформации, деформации. Появляются такие движения, как «чайлдфри», то есть брак без продолжения рода, без детей. И государство, озабоченное проблемой демографического кризиса: снижения рождаемости и потери семьи как некой ячейки общества, в опоре на традицию пытается популяризировать эти праздники. И тем самым создавать некую конструктивную базу для воспитания подрастающего поколения, для того чтобы сегодня молодые люди видели какую-то нравственную опору в традиционных для нас образах, персонажах, как святые Петр и Феврония», – заключил Артур Антонян.
Культуролог о религиозной и светской сторонах праздника
Олеся Мурадьян, доцент кафедры Теории культуры, этики и эстетики, к.ф.н., рассказала о значении Дня семьи, любви и верности, его религиозных и светских традициях и сопоставлении с Днем Святого Валентина
Говоря о значении праздника, эксперт отметила, что для русской культуры всегда была характерна соборность. Поэтому для русского человека особенно ценны праздники и памятные дни, показывающие значимость сплочения. По словам культуролога, когда речь идет о «малой церкви» (так в христианстве называют семью), открывается новый горизонт восприятия подобных праздников. «Поэтому, мне кажется, что для современной российской культуры, а особенно для молодежи, напоминание о ее особенностях, о ключевых характеристиках очень важно. 8 июля — это «День семьи, любви и верности». Обращаясь к формулировке, мы можем увидеть здесь три грани,соединенные вместе и дающие основной смысл нашей жизни в этом мире – семья, как малая церковь, любовь, как основа, так как сам Бог есть любовь, а также верность, как приверженность тем взглядам, той жизни, которая должна совпадать у двух любящих друг друга сердец. Поэтому, можно однозначно сказать, что этот праздник играет важную роль в сохранении традиций не просто русской культуры, но традиций значимости семьи и отношений в семье!», – прокомментировала Олеся Мурадьян.
Специалист также подчеркнула, что в современном мире удивительным образом переплетаются как светские, так и религиозные традиции. И День семьи, любви и верности не стал исключением. Во-первых, праздник имеет религиозные истоки – это день памяти Святых Петра и Февронии Муромских. Поэтому в этот день паломники направляются в Муром, чтобы почтить память святых. Во-вторых, с 2008 года праздник стал активно отмечаться и в светской среде, а в этом году 28 июня был на законодательном уровне установлен указом президента в целях сохранения семейных ценностей.
«Интересен и тот факт, что именно этот день пары часто выбирают для регистрации брака, о чем свидетельствуют данные загсов.Думаю, это тоже говорит о том, что восприятие праздника уже вышло за пределы лишь религиозного представления», – рассказала Олеся Мурадьян.
Культуролог прокомментировала и попытки популяризировать День семьи, любви и верности в качестве альтернативы дню Святого Валентина. По словам Олеси Мурадьян, вопрос о сопоставимости праздников – дискуссионный. Практика показывает: есть те, кто отмечает первый праздник, есть те, кто второй, а существует прослойка кто либо отмечает оба, либо вообще уходит от размышлений на эту тему. Во-первых, оба дня имеют схожую тематику – любовь. Во-вторых, праздники имеют религиозные истоки – они посвящены памяти святых.
Однако, если день Святого Валентина окутан какой-то дымкой версий, почему Валентин покровитель влюбленных и эти версии крайне отличны, то день Петра и Февронии без вопросов и подтекста. По мнению спикера, это праздник уже состоявшейся любви, которая прошла все свои трудности и воплотилась в семейных узах. Таким образом, получается совсем другой посыл, чувствуется зрелость и значимость.
«Поэтому, если не брать еще и разную культурную основу этих праздников, то, как главное, можно сказать – день Святого Валентина – это молодежный праздник, если его принимать вообще на русской почве, а День семьи, любви и верности – это праздник состоявшихся и уразумленных пар, а также тех, кто стремится к созданию нравственного мировоззрения у себя и своих близких.
А если говорить о том, почему не смогли еще популяризировать это праздник, так здесь может быть несколько подводных камней – небольшой срок для восприятия, осознания значимости, а также не вульгаризированный, а осмысленный подход к самому дню, не просто как к празднику, а как дню, когда каждый признает сам, что он готов не просто любить, а быть всегда частью своей семьи, которой он верен и которая с ним на его жизненном пути!», – заключила Олеся Мурадьян.
Искусствовед об образах Петра и Февронии в искусстве и памятниках святым
Татьяна Сухорукова, доцент кафедры История архитектуры, искусства и архитектурной реставрации, член Союза художников России, рассказала о многочисленных памятниках Петру и Февронии в России, художественном образе святых и сюжете идеального небесного брака в искусстве.
Эксперт отметила, что скульптурная композиция, посвященная Петру и Февронии, была установлена в нашем городе 16 сентября 2011 года, поскольку именно в сентябре православная церковь чтит этих святых. Но памятник безусловно связан и с Днем семьи, любви и верности. Авторами композиции стали скульптор Анатолий Скнарин и архитектор Юрий Дворников. Сама скульптура была изготовлена в литейной мастерской Валерия Тарасенко. При этом данная композиция не единственная в нашей стране: подобные ей установлены в различных городах России. Первой в их ряду является установленная 8 июля 2008 года в Муроме, на родине святых. «Во всех памятниках в честь Петра и Февронии изображены две фигуры. Различны атрибуты и природная среда в месте установления. В Ростове-на Дону - это зелень парка. Композиция установлена на верхней площадке лестницы, которая сравнима с постаментом и подчёркивает символическую значимость скульптуры. Пётр и Феврония - идеальные супруги - изображены в момент венчания, центрального события в таинстве брака. Неслучайно их головы украшены подобием венков, а смысловым центром композиции является кольцо, которое Пётр намерен надеть на палец Февронии. Фигуры почтительно стоят по обе стороны стилизованного православного креста. Его поперечную перекладину образует изображение Богородицы», – прокомментировала Татьяна Сухорукова.
Специалист также подчеркнула: несмотря на то, что святые были канонизированы еще в XVI веке, их запечатлённые образы крайне малочисленны. Искусствовед назвала самую раннюю икону 1618 года «Святые благоверные князь Пётр и княгиня Феврония Муромские с житием», которую заказал муромский воевода Андрей Палицин. В 1669 году по заказу Сидора Лопатина была написана другая икона – «Муромские чудотворцы с житием». Здесь Пётр и Феврония изображены в одном из клейм иконы. В середине ХVI века Ермолай-Еразм написал «Повесть о Петре и Февронии». «В средневековой культурной традиции не стремились к созданию реалистичных портретных образов. До наших дней дошёл идеальный образ супружеской пары, сочетавшейся христианским браком», – рассказала ТатьянаСухорукова.
Сюжет венчания и идеального небесного брака, по словам эксперта, встречается также в европейском искусстве. Так, например, «Большие французские хроники» XI-XV вв. содержат иллюстрации со сценами обручения молодоженов. А в Пинакотеке Брера (Милан) хранится панель «Обручение девы Марии», написанная в 1504 году Рафаэлем Санти. Праздник Семьи, любви и верности отмечают не только в России, но и во многих странах Европы.
Найти идеальную квартиру для долгосрочной аренды непросто, но даже если такая нашлась, спешить не стоит. Мошеннических схем, которые особенно хорошо рабо...
Pasquale Bruni нередко называют законодателем ювелирной моды, и теперь эти украшения можно приобрести в Ростове-на-Дону. За коллекциями Pasquale Bruni ...