Раиса Гердойц родилась в 1878 году в Москве в обеспеченной семье чиновника Почтамта. Стихи она начала писать в гимназии, их охотно публиковал журнал «Малютка», а позже и другие детские издания. После этого её стали публиковать во многих детских изданиях.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики массовой коммуникации Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Ирина Шеина рассказала, что журнал «Малютка» предназначался для детей от 4 до 8 лет и представлял собой так называемое издание «для родительского чтения», то есть, по сути, был сборником небольших рассказов и стихотворений.
«Детские издательства в Российской империи – это, прямо скажем, довольно большой пласт истории русского книгоиздания. Одной из первых известных русских книг, предназначенных именно для детей, считается «Лицевой букварь» 1694 года. Однако большинство первых детских книг были в основном учебными пособиями. Художественную литературу для детей более-менее массовыми тиражами стали издавать значительно позднее. Можно привести в пример серию детских книг «Библиотечка Ступина» московского книгоиздателя конца 19 века Алексея Ступина, а в начале 20 века – книги издательства Ивана Сытина», – поделилась Ирина Шеина.
Эксперт ЮФУ добавила, что первыми жанрами литературы для детей были не развлекательные, а дидактические. В середине 19 века начали массово появляться детские журналы, в том числе дифференцированные по полу и возрасту: например, журнал для девочек «Звездочка». Количество грамотных людей в стране не превышало 30%, поэтому и детей, умеющих читать, было немного. Детские журналы были рассчитаны на чтение родителями вслух.
Вот в таких журналах и печаталась молодая Раиса Кудашева. «Я не хотела быть известной, но не писать не могла», — вспоминала она. Многие её произведения, в том числе знаменитая «Ёлка», выходили под неприметными псевдонимами. Это были даже не выдуманные фамилии, а просто инициалы — «А. Э.», «А. Эр.» или «Р. К.».
У бабушки Забавушки
Собачка Бум жила,
Однажды Буму бабушка
Пирожных испекла.
— На, Бум, бери тарелочку,
Пойдём с тобой в буфет…
Глядят, а мышки съели всё,
Пирожных больше нет.
В 1902 году Раиса поступила гувернанткой в дом князя Кудашева, 50-летнего вдовца, который тяжело переживал смерть жены. Она воспитывала его сына Алёшу и очень подружилась с мальчиком. Возможно, именно для него она написала свою «Ёлку». В 1903 году стихотворение появилось в журнале «Малютка».
С этого момента история о ёлочке начала жить своей жизнью. Она попалась на глаза музыканту-любителю Леониду Бекману, он напел её дочке Верочке, та подхватила. Жена Бекмана, пианистка Елена Бекман-Щербина, записала ноты и в 1906 году опубликовала «Ёлку» в сборнике «Верочкины песенки» с пометкой «слова заимствованы». Таинственную личность «А. Э.» никто раскрывать не стал. Песня стала настоящим гимном Рождества, но Кудашева об этом не догадывалась.
Гнутся ветви мохнатые вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые переливом огней;
Шар за шариком прячется, а звезда за звездой,
Нити светлые катятся, словно дождь золотой …
Поиграть, позабавиться собрались дети тут,
И тебе, ель-красавица, свою песню поют.
Песня:
В лесу родилась Ёлочка,
В лесу она росла;
Зимой и летом стройною
Зеленою была...
Любимый воспитанник Алёша превратился в приёмного сына: Раиса вышла замуж за князя Кудашева, стала княгиней, жила в особняке в Пименовском переулке, писала сказки и стихи для собственного удовольствия — всего было опубликовано около 200 произведений.
В 1914 году Алёша Кудашев пошёл на фронт и погиб, вскоре умер и старый князь. Революцию Кудашева встречала в одиночестве. Её выгнали из особняка, и всю оставшуюся жизнь она прожила в коммуналке, работала библиотекарем и скрывала буржуазное прошлое. Если и писала что-то, то публиковать уже не решалась.
«В советское время детская журналистика была пионерской и комсомольской, т. е. издавалась соответствующими органами. Что же касается детского книгоиздания в Советском Союзе, то это, без преувеличения, огромный пласт качественной литературы, в том числе и поэтической. Сложно сказать, могла бы Кудашева стать популярной, возможно – да», – поделилась Ирина Шеина.
А вот «Ёлочка» продолжала жить. Несколько лет ёлка как символ Рождества была у большевиков под запретом, однако вскоре её вернули как атрибут Нового года. Песня прошла через десятилетия и спасла своего автора на дорогах Великой Отечественной войны.
Вдова поэта Николая Адуева в письме к писателю Виктору Конецкому рассказала историю, как подталкиваемая голодом Раиса Кудашева пришла за помощью в Союз Писателей.
«Во время войны писателям полагались всякие пайки. Адуев ненавидел ежемесячное хождение за ними. Однажды в коридоре Союза писателей он увидел, как в заветную дверь вошла незнакомая старушка, и услышал следующий разговор: «Вы по какому списку?» — «…» — «Вы прозаик или поэт?» — «Я, собственно, написала одно стихотворение…» — «???» — «В лесу родилась ёлочка…». Непробиваемый секретарь Союза выскочил в коридор и закричал: «Вы знаете, кто это??? Вам этого не понять! Вы слишком молоды!» И старушка получила всё по высшему разряду! Так что — надейтесь на добрую память поколений», – писала Вера Кельман.
В 1958 году в первом номере «Огонька», рядом с кроссвордом в конце, появилась крошечная заметка о Кудашевой. Там в двух словах рассказывали историю создания знаменитой песни, говорилось, что писательница «похожа на добрую бабушку из сказки» и что сейчас она работает над повестью о мальчике, но в 80 лет писать непросто.
Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Стёпка-растрёпка», «Беда петушка» и другие.
«Эти книги имели свои тиражи, однако нельзя сказать, что они были в каждой советской семье. Книги, которые точно были у всех детей, – это сборники стихов Чуковского, Маршака, Маяковского и Заходера», – подытожила Ирина Шеина.
Для тех, кто хочет почитать с детьми хорошие детские стихи, доцент ЮФУ порекомендовала таких авторов, как Екатерина Карганова, Ирина Токмакова и Сергей Михалков, написавший знаменитого «Дядю Степу».