Запечатлевший время или «Крымские истории Арменака Анопьяна и его окружения»

С 15 декабря в выставочном зале Публичной библиотеки проходит выставка «Крымские истории Арменака Анопьяна и его окружения» из личной коллекции семьи крымско-нахичеванского художника Арменака Анопьяна (1908-1976)
Текст:
Ирина Гуржиева
20/12/2023
КТО ТАКОЙ: Арменак Оноприосович Анопьян (1908–1976) – крымско-нахичеванский художник, один из лучших учеников академика батальной живописи Н. С. Самокиша. Сын известного поэта и переводчика Серебряного века Оноприоса Яковлевича Анопьяна (1873–1934), чьи стихи и переводы были опубликованы в периодической печати на семнадцати языках и имя которого упоминает Валерий Брюсов в своей «Антологии армянской поэзии». Оноприос Яковлевич также был причастен к изобразительному искусству, его способности передались сыну. Арменак был не только талантливым живописцем, но и состоял членом Союза писателей Крыма. Его стихи были отмечены Максимилианом Волошиным и печатались в периодических изданиях, в частности в газете «Красный Крым» в 1920-1930-х годах. Последние двадцать лет Арменак Оноприосович совершил творческий подвиг – собрал, восстановил, описал жизнь и изучил творчество своего отца, талантливого поэта-переводчика Оноприоса Яковлевича Анопьяна, и оставил около тысячи страниц рукописного текста, описав и систематизировав в хронологическом порядке творчество Оноприоса Яковлевича Анопьяна буквально по дням. В 1957 году М. С. Сарьян в личном письме искренне поблагодарил Арменака за трепетное отношение к поэтическому наследию отца. Скончался 15 февраля 1976 года в Ростове-на-Дону. Похоронен на Северном кладбище.

Чем меньше любит себя человек, тем он лучше.
Чем меньше ему нужно, тем он свободней.

Арменак Анопьян.


AbqJcwcDvMA.jpg

В творческом наследии Арменака Оноприосовича Анопьяна, которое из забытья раскрылось зрителю ХХI века, есть покоряющая тайна гармонии и артистическая выразительность. Живописные картины и графика мастера отражают творческие устремления художника тонкой духовной организации, отвергнутого и репрессированного в годы сталинизма.

Феномен личности Арменака представляет пример таланта сердца, сохранившего в своих рукописях уникальное наследие отца – выдающегося поэта и переводчика Оноприоса Анопьяна. Родовую честь художник пронес через все испытания, сохранив скромность, достоинство, человечность и доброту, которые не смогла разрушить несправедливая жестокость эпохи сталинизма, лишившая его здоровья, призвания и свободы.

Художественная одаренность Арменака была унаследована от отца и деда, оставивших этюды и альбомы рисунков и акварелей. Увлечение рисованием открылось у будущего художника еще в детстве. Определяющей в формировании профессиональных навыков и живописной культуры стала учеба в Крымском техникуме изобразительных искусств у педагога рисунка и живописи, академика батального жанра Николая Семеновича Самокиша.

Чудом уцелевшие карандашные работы с натуры, выполненные Арменаком в 1930-е годы в художественном техникуме, а затем в студии Николая Самокиша, открывают недюжинный талант рисовальщика, освоившего академическую школу. Для Арменака Оноприосовича на всю жизнь остались важными слова Николая Семеновича Самокиша, завещавшего ученикам: «Рисуйте правдой, любите своё дело, тратьте на каждое полотно столько времени, пока оно не заиграет перед вами красками подлинно художественного мастерства».

Штудии Анопьяна начала 1930-х годов отражают не только прекрасное владение реалистическим рисунком и знание пластической анатомии. В ранних графических работах художник способен точной линией и живописными пятнами мягкой карандашной штриховки раскрыть особенности модели, ее характер.

Замечателен раскрытием внутреннего мира графический портрет «Голова друга. Хазарос Ованесович Хазанджиан» (1934). Тонко проработанный карандашом и углем, образ молодого человека не только точно передает его черты и характер, но и отражает душевное состояние героя. В его лице читается глубокое раздумье юного интеллигента. Близкий стилю модерн, полноростный портрет стройного красавца Хазароса был выполнен в тот же год. В этой работе художник спонтанно, а Lа prima, передает живое пластическое движение фигуры.

IMG_0523.JPG

Одной из главных портретных тем в творчестве Арменака Анопьяна был образ академика Н.С. Самокиша, которого художник боготворил. К портретам учителя он возвращался не раз, но в семье Анопьяна сохранился только один, удивительно точный в передаче характера, живописный портрет Николая Семеновича 1943 года с мундштуком, торчащим из длинных, седых усов. Решенный в светлой тональной гамме, наполненный солнечным светом, профильный портрет написан за год до смерти духовного наставника. Живописец передает сосредоточенный облик седовласого подвижника в момент работы, наполненный творческой силой духа. Старик Самокиш, увидев этот портрет, сказал любимому ученику: «Арочка, не прикасайся!», отметив живописную ценность и законченность образа тонкой импрессионистической работы.

Автопортрет 1940-х годов жизненно характерен и композиционно динамичен в резком развороте к зрителю. Не прописаны лишь кисти рук с пачкой сигарет маэстро, одетого в серый английский пиджак с черным галстуком, туго завязанным под белым воротником рубашки. Арменак пишет себя с горящей сигаретой в длинном мундштуке, подобно Самокишу, курившего в момент увлеченной работы за мольбертом. Артистизм и эмоциональное состояние образа выражены в трепетной пластической лепке тоном. Взгляд широко открытых глаз с приподнятыми бровями несет вызов и напряженный вопрос о будущей судьбе.

IMG_0575.JPG

Одним из самых выразительных в портретном творчестве Арменака Анопьяна является написанный с восхищенной любовью «Портрет жены». Академический метод и колористическая сдержанность, контраст неба и силуэта фигуры, естественное достоинство и аристократизм таинственного образа. Подобно жемчужному цветку, оправленному в высокий, меховой воротник, в обрамлении смоляных волос светится овальное лицо с грустными миндалевидными глазами и алыми полуоткрытыми губами. Великолепие утонченной красоты и достоинства отмечено печатью затаенной тревоги, будто растворенной в атмосфере портрета.

Совершенно в ином живописном ключе созданы крымские пейзажи конца 1920-х начала 1940-х годов. Импрессионистически тонко отражен тихий провинциальный уют в образах родных сердцу мест, где жила семья художника.

IMG_0440.JPG

Как правило, в его пейзажных композициях раскрываются живые образы, увиденные в яркой атмосфере базаров и улиц, под горячим солнцем Киммерии. Это и восточные женщины, идущие к ханскому дворцу, и крестьянка с тяжелой ношей за головой, бредущая по дороге, и колоритный торговец,сидящий у пышной акации.

По сути, художник запечатлел в своих картинах время исчезнувшей эпохи, мира коренных жителей старого Крыма, которые будут сосланы в Сибирь решением сталинского указа 1944-го года.

Летние крымские пейзажи, решенные в смелых колористических отношениях, отмечены подлинным артистизмом пленэрных композиций. Почти все они написаны в полдень, когда палящее солнце определяет яркие контрасты цвета. Полдневный жар сгущает синеву неба, будто выгоревшего на горизонте, расплавив белые стены, высветляет гранатовую кожуру черепичных крыш и заставляет сверкать золотистые камни древних улиц в контрасте с коричневато-лиловыми тенями. Импрессионистическая красота колорита раскрывается в таких вещах, как «Татарская улица», «Гурзуф. Жаркий полдень», «Бахчисарай. Этюд с минаретом», «Пилорама на окраине села. Окраина Симферополя на реке Альма».

Самая знаковая из живописных образов Крыма – картина «Судак. Генуэзская башня», написанная смелым, пастозным мазком, лепящим форму цветом. Выразителен контраст цветовой доминанты – звонкого, бирюзово-синего неба и терракотовых, платиновых горячих стен, возвышающихся над каменной лестницей. Видовая точка взята с нижней ступеньки, что определило монументальность образа.

В пейзаже «Бахчисарай. Вид на ханский дворец» богатство тона и фактурного штриха, игра цвета и света, раскрывающие пространство улицы, выражены виртуозно. Взгляд уходит в глубину картины, под сень кровель, где зеленые тени от домов плавятся золотом солнечных бликов, и далее – к минаретам дворца и синеве горных кряжей. Выразительные силуэты жителей Бахчисарая, цветные одеяния татарских женщин, ритмы пропитанных солнцем молочных в свету и лиловых в тени стен, малиновых кровель и голубых далей живописно переданы мягким материалом – цветными мелками пастели. Эта вещь близка изобразительной культуре Мартироса Сарьяна яркой декоративностью восточного мотива, излучающего зной пряного лета.

В другом тональном ключе Арменак Анопьян раскрывает образы осенних и зимних пейзажей Крыма. В картине «Симферопольский дворик зимой» художник столь поэтично передает теплую южную зиму, что диву даешься из каких золотистых и терракотовых оттенков сплавлен снежный шар в центре зимнего двора, при тонком тональном единстве целого.

Художник искренне, всей душой отзывался на характер природы Крыма, раскрывая пластику, цвет и свет, с любовью запечатленные в работе под открытым небом. Здесь рождались жизнеутверждающие, яркие пейзажи, чудом сохранившиеся в семье мастера.

В художественных работах Арменака Анопьяна созданы образы, несущие общечеловеческие ценности. В них живет соединение русской академической школы, реалистических открытий ХХ века с колористическими достижениями импрессионизма, к которым по-восточному выразительно и тонко мастер шел своим, непроторенным путем. И самое главное – каждое произведение наполнено взволнованным чувством автора, живым биением сердца поэта.

Сегодня произведения Арменака Анопьяна будят восприятие зрителя глубинным осознанием своего времени, человеческих судеб, красоты и гармонии, драматизма и отчаяния, раскрытых в пейзажах, натюрмортах и портретах.

Открытию творчества Арменака Анопьяна мы обязаны дочери и внучке живописца - Татьяне Арменаковне Сурженко и Анне Александровне Сухаревой, которые бережно сохранили и продолжают выявлять его произведения, архивные фотографии и рукописи, создавая уникальные по культурологической структуре экспозиции.

Почетный член РАХ, 
искусствовед-эксперт Минкультуры России, 
эксперт сетевой кафедры ЮНЕСКО
Ирина Гуржиева


Выставка «Крымские истории Арменака Анопьяна и его окружения»работает с 15 декабря 2023 г. по  20 января 2024 г.

Донская публичная библиотека.jpg
Государственная Донская публичная библиотека
Выставочный зал

Куратор выставки: Анна Сухарева-Анопьян.
Вход Свободный
0+

 npvcChhJalw.jpg




Читайте также:

Премьера
15/04/2024
18 апреля открытие персональной выставки Оксаны Бегма "Ростов вчера и сегодня"
18 апреля в 17:00 в галерее МСИИД на Дмитровской состоится открытие персональной выставки живописи Оксаны Бегмы....
Премьера
20/11/2021
«Охотники за привидениями. Наследники»: продолжение спустя 30 лет
Финн Вулфхард в роли Тревора Маккенна Грейс в роли Фиби О премьере фильма на New York Comic Con Финн Вулфхард: этот...
Премьера
19/04/2021
Музей-заповедник «Танаис» готовит выставку, посвященную поэтам «Заозерной школы»
В археологическом музее-заповеднике «Танаис» идет подготовка к выставке, посвященной поэтам ростовской «Заозерной школы»...
Премьера
17/03/2021
О Ростовской филармонии расскажет соцпроект «История моего города»
Филармония Ростова-на-Дону станет частью большого социального проекта «История моего города». Теперь не только жители Ростова и ...
Премьера
13/11/2020
Ростовская библиотека для слепых выпустит аудиокнигу детских стихов
Аудиокнига детской поэзии Издание аудиокниги детской поэзии Виталия Калашникова и Игоря Бондаревского планируется к новому 2021 ...
Премьера
19/10/2020
Спектакль «Спойлеры» в ростовском ТВЦ MAKARONKA
Три версии спектакля По словам режиссера-постановщика Дмитрия Цупко, постановка «Спойлеров», показанная 16 октября в ТВЦ MAKARONKA, – это уже третья...