Чем меньше любит себя человек, тем он лучше.
Чем меньше ему нужно, тем он свободней.
Арменак Анопьян.
В творческом наследии Арменака Оноприосовича Анопьяна, которое из забытья раскрылось зрителю ХХI века, есть покоряющая тайна гармонии и артистическая выразительность. Живописные картины и графика мастера отражают творческие устремления художника тонкой духовной организации, отвергнутого и репрессированного в годы сталинизма.
Феномен личности Арменака представляет пример таланта сердца, сохранившего в своих рукописях уникальное наследие отца – выдающегося поэта и переводчика Оноприоса Анопьяна. Родовую честь художник пронес через все испытания, сохранив скромность, достоинство, человечность и доброту, которые не смогла разрушить несправедливая жестокость эпохи сталинизма, лишившая его здоровья, призвания и свободы.
Художественная одаренность Арменака была унаследована от отца и деда, оставивших этюды и альбомы рисунков и акварелей. Увлечение рисованием открылось у будущего художника еще в детстве. Определяющей в формировании профессиональных навыков и живописной культуры стала учеба в Крымском техникуме изобразительных искусств у педагога рисунка и живописи, академика батального жанра Николая Семеновича Самокиша.
Чудом уцелевшие карандашные работы с натуры, выполненные Арменаком в 1930-е годы в художественном техникуме, а затем в студии Николая Самокиша, открывают недюжинный талант рисовальщика, освоившего академическую школу. Для Арменака Оноприосовича на всю жизнь остались важными слова Николая Семеновича Самокиша, завещавшего ученикам: «Рисуйте правдой, любите своё дело, тратьте на каждое полотно столько времени, пока оно не заиграет перед вами красками подлинно художественного мастерства».
Штудии Анопьяна начала 1930-х годов отражают не только прекрасное владение реалистическим рисунком и знание пластической анатомии. В ранних графических работах художник способен точной линией и живописными пятнами мягкой карандашной штриховки раскрыть особенности модели, ее характер.
Замечателен раскрытием внутреннего мира графический портрет «Голова друга. Хазарос Ованесович Хазанджиан» (1934). Тонко проработанный карандашом и углем, образ молодого человека не только точно передает его черты и характер, но и отражает душевное состояние героя. В его лице читается глубокое раздумье юного интеллигента. Близкий стилю модерн, полноростный портрет стройного красавца Хазароса был выполнен в тот же год. В этой работе художник спонтанно, а Lа prima, передает живое пластическое движение фигуры.
Одной из главных портретных тем в творчестве Арменака Анопьяна был образ академика Н.С. Самокиша, которого художник боготворил. К портретам учителя он возвращался не раз, но в семье Анопьяна сохранился только один, удивительно точный в передаче характера, живописный портрет Николая Семеновича 1943 года с мундштуком, торчащим из длинных, седых усов. Решенный в светлой тональной гамме, наполненный солнечным светом, профильный портрет написан за год до смерти духовного наставника. Живописец передает сосредоточенный облик седовласого подвижника в момент работы, наполненный творческой силой духа. Старик Самокиш, увидев этот портрет, сказал любимому ученику: «Арочка, не прикасайся!», отметив живописную ценность и законченность образа тонкой импрессионистической работы.
Автопортрет 1940-х годов жизненно характерен и композиционно динамичен в резком развороте к зрителю. Не прописаны лишь кисти рук с пачкой сигарет маэстро, одетого в серый английский пиджак с черным галстуком, туго завязанным под белым воротником рубашки. Арменак пишет себя с горящей сигаретой в длинном мундштуке, подобно Самокишу, курившего в момент увлеченной работы за мольбертом. Артистизм и эмоциональное состояние образа выражены в трепетной пластической лепке тоном. Взгляд широко открытых глаз с приподнятыми бровями несет вызов и напряженный вопрос о будущей судьбе.
Одним из самых выразительных в портретном творчестве Арменака Анопьяна является написанный с восхищенной любовью «Портрет жены». Академический метод и колористическая сдержанность, контраст неба и силуэта фигуры, естественное достоинство и аристократизм таинственного образа. Подобно жемчужному цветку, оправленному в высокий, меховой воротник, в обрамлении смоляных волос светится овальное лицо с грустными миндалевидными глазами и алыми полуоткрытыми губами. Великолепие утонченной красоты и достоинства отмечено печатью затаенной тревоги, будто растворенной в атмосфере портрета.
Совершенно в ином живописном ключе созданы крымские пейзажи конца 1920-х начала 1940-х годов. Импрессионистически тонко отражен тихий провинциальный уют в образах родных сердцу мест, где жила семья художника.
Как правило, в его пейзажных композициях раскрываются живые образы, увиденные в яркой атмосфере базаров и улиц, под горячим солнцем Киммерии. Это и восточные женщины, идущие к ханскому дворцу, и крестьянка с тяжелой ношей за головой, бредущая по дороге, и колоритный торговец,сидящий у пышной акации.
По сути, художник запечатлел в своих картинах время исчезнувшей эпохи, мира коренных жителей старого Крыма, которые будут сосланы в Сибирь решением сталинского указа 1944-го года.
Летние крымские пейзажи, решенные в смелых колористических отношениях, отмечены подлинным артистизмом пленэрных композиций. Почти все они написаны в полдень, когда палящее солнце определяет яркие контрасты цвета. Полдневный жар сгущает синеву неба, будто выгоревшего на горизонте, расплавив белые стены, высветляет гранатовую кожуру черепичных крыш и заставляет сверкать золотистые камни древних улиц в контрасте с коричневато-лиловыми тенями. Импрессионистическая красота колорита раскрывается в таких вещах, как «Татарская улица», «Гурзуф. Жаркий полдень», «Бахчисарай. Этюд с минаретом», «Пилорама на окраине села. Окраина Симферополя на реке Альма».
Самая знаковая из живописных образов Крыма – картина «Судак. Генуэзская башня», написанная смелым, пастозным мазком, лепящим форму цветом. Выразителен контраст цветовой доминанты – звонкого, бирюзово-синего неба и терракотовых, платиновых горячих стен, возвышающихся над каменной лестницей. Видовая точка взята с нижней ступеньки, что определило монументальность образа.
В пейзаже «Бахчисарай. Вид на ханский дворец» богатство тона и фактурного штриха, игра цвета и света, раскрывающие пространство улицы, выражены виртуозно. Взгляд уходит в глубину картины, под сень кровель, где зеленые тени от домов плавятся золотом солнечных бликов, и далее – к минаретам дворца и синеве горных кряжей. Выразительные силуэты жителей Бахчисарая, цветные одеяния татарских женщин, ритмы пропитанных солнцем молочных в свету и лиловых в тени стен, малиновых кровель и голубых далей живописно переданы мягким материалом – цветными мелками пастели. Эта вещь близка изобразительной культуре Мартироса Сарьяна яркой декоративностью восточного мотива, излучающего зной пряного лета.
В другом тональном ключе Арменак Анопьян раскрывает образы осенних и зимних пейзажей Крыма. В картине «Симферопольский дворик зимой» художник столь поэтично передает теплую южную зиму, что диву даешься из каких золотистых и терракотовых оттенков сплавлен снежный шар в центре зимнего двора, при тонком тональном единстве целого.
Художник искренне, всей душой отзывался на характер природы Крыма, раскрывая пластику, цвет и свет, с любовью запечатленные в работе под открытым небом. Здесь рождались жизнеутверждающие, яркие пейзажи, чудом сохранившиеся в семье мастера.
В художественных работах Арменака Анопьяна созданы образы, несущие общечеловеческие ценности. В них живет соединение русской академической школы, реалистических открытий ХХ века с колористическими достижениями импрессионизма, к которым по-восточному выразительно и тонко мастер шел своим, непроторенным путем. И самое главное – каждое произведение наполнено взволнованным чувством автора, живым биением сердца поэта.
Сегодня произведения Арменака Анопьяна будят восприятие зрителя глубинным осознанием своего времени, человеческих судеб, красоты и гармонии, драматизма и отчаяния, раскрытых в пейзажах, натюрмортах и портретах.
Открытию творчества Арменака Анопьяна мы обязаны дочери и внучке живописца - Татьяне Арменаковне Сурженко и Анне Александровне Сухаревой, которые бережно сохранили и продолжают выявлять его произведения, архивные фотографии и рукописи, создавая уникальные по культурологической структуре экспозиции.
Почетный член РАХ,
искусствовед-эксперт Минкультуры России,
эксперт сетевой кафедры ЮНЕСКО
Ирина Гуржиева
Выставка «Крымские истории Арменака Анопьяна и его окружения»работает с 15 декабря 2023 г. по 20 января 2024 г.
Государственная Донская публичная библиотека
Выставочный зал
Куратор выставки: Анна Сухарева-Анопьян.
Вход Свободный
0+