Как ни трудно догадаться, на 47-ой параллели находятся Таганрог и Ростов. Харьков, третий важный город в жизни Вельтмана – на 50-й, чуть севернее. В Харькове, после окончания Ростовского художественного училища имени Грекова Владимир Вельтман длительное время жил и работал. Там, по словам Вельтмана, до сих пор стоит КАМАЗ его работ.
Но вывезти их невозможно, таможня добро не даёт, за каждую работу нужно платить пошлину, - рассказал Вельтман. – А у меня нет на это средств. Но надо жить настоящим. Эта выставка - собрание моих работ за последние 5 лет плюс несколько работ 2011 года - это то, что я привёз с собой, когда вернулся в Таганрог. А в 2015 году я приехал сюда со спортивной сумкой.
- В вашей жизни было много городов и путешествий. И даже название выставки – географическое.
Первый раз я попал в Словакию это ещё при советской власти, еще была Чехословакия.. В Ригу я часто ездил практически с 16 лет, мне она казалась заграницей, мне нравилась ее графика, соборы, кафе… Мне это было нужно, я впитывал рижскую атмосферу . Потом объездил всю Прибалтику. К тому же я был спортсменом, кандидатом в мастера спорта (Вельтман достиг серьёзных успехов в дисциплине «тройной прыжок» - «Кто главный»). Потом после армии я побывал в Америке. Еще во времена Советского Союза. Получил грант, поступил в институт. Виталий Комар давал мне рекомендацию. Проучился 2 года, но был вынужден вернуться – наступил кризис, а у меня было двое маленьких детей в Харькове. Надо было выживать. Люди со званиями не имели работы, я был без звания. Занимался оформлением ресторанов, кафе. Возле МХАТА имени Горького - кафе «Леонардо», это я его делал. Не знаю, существует оно сейчас или нет… Занимался дизайном частных бассейнов. Надо было кормить детей, это было тяжелейшее время.
- Пять лет назад вы вернулись в Таганрог. Почему?
- В Таганроге жила моя мама. Она осталась одна, и я вернулся, чтобы ухаживать за ней.
- Живопись дает возможность заработать на жизнь? Или приходится работать где-то еще?
- Я вот уже третий год работаю на реставрации храма Всех Святых на Старом кладбище. Зарплата небольшая, но стабильная, её хватает, чтобы чувствовать себя нормально. В храме у нас сложились очень приятные отношения. Там служат люди, которые говорят нужные слова в нужное время… Кроме того у меня появилась мастерская, которая дает возможность создавать картины большого масштаба, ведь я не камерный художник.
- И это подвал дома, где жил драматург Нестор Кукольник, с 1857 по 1868 годы. Сам факт впечатляет.
К соседка рассказала, что в журнале «Юность» за 1957 год она увидела иллюстрацию «Михаил Глинка в гостях у Нестора Кукольника». Она считает, что картина написана в этом доме. А никто ведь не знает, что здесь бывал Глинка, великий русский композитор. Теперь там сидит начальник горздравотдела. Здесь постоянно ищут клады, говорят мне, давай золото искать. А я им говорю, Деникин всё вывез, и Колчак. Вот во дворе у нас вяз, ему 200 лет. По преданию под этим деревом сидел царь Александр Первый и пил чай. Я, кстати, когда менял водопровод, нашёл старую брусчатку. Камень с Везувия. Купцы везли зерно в Италию, а оттуда в качестве балласта брусчатку. Всё было чинно, благородно, и сейчас неплохо по-своему.