
Произведение «Горе от ума» Александра Грибоедова не зря называют хрестоматийным: проблемы, которые поднимает и высмеивает автор, всё ещё актуальны (вот сюрприз!), а многие фразы, даром что язык устарел, мы до сих пор используем в повседневной речи: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Злые языки страшнее пистолета»… и множество других.
Люди не меняются, меняются декорации
Грибоедов написал сатирическую комедию нравов «Горе от ума» 200 лет назад. Свежа была память о войне 1812 года, и хоть крепко держался патриархальный уклад, наступала эра свободомыслия, проводником которой в пьесе выступил острый на язык Чацкий. При жизни Грибоедова печатать и ставить на сцене «Горе от ума» запрещала цензура. Текст тайно переписывали от руки.
Так «Горе от ума» стало первым российским произведением, распространённым тысячными тиражами в самиздате.
Пьесу секретно ставили в домашних самодеятельных театрах. И только в 1831 году с цензурными правками на большой сцене — в Александринском театре Санкт-Петербурга. С тех пор и поныне не было и года, чтобы комедия нравов «Горе от ума» не украшала театральные репертуары по всей России. Кроме того, пьеса оказала мощное влияние на русскую литературу. Из «Горя от ума» выросла вся русская драма, в частности, влияние пьесы заметно в таких литературных памятниках как «Маскарад» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина. По комедии снято три фильма-спектакля и поставлен мюзикл.
В ростовском Молодёжном «Горе от ума» поставил главный режиссер театра Михаил Заец.
Действие перенесено в современную Москву, при этом стихотворные строки Грибоедова звучат со сцены без купюр, но, по задумке режиссёра, добавлены эпизоды с современным текстом: актёры комментируют пьесу с точки зрения нашего мировосприятия. Можно сказать, звучат обобщённые «голоса зрителей». Эта находка удачно дополняет хоть и хрестоматийную, но всё-таки довольно тяжеловесную двухсотлетнюю речь и легко вписывает устаревшие смыслы в нашу реальность.
В спектакле задействованы 15 актеров.
Роль Фамусова исполнил заслуженный артист РФ Юрий Филатов, его Павел Афанасьевич — типичный бизнесмен-приспособленец, выходец из 90-х, по повадкам очевидно — с тёмным прошлым.
Софья — София Львова — эксцентричная столичная девушка с потребностью повелевать, которую она активно тренирует на Молчалине, роль исполнил Александр Гайдаржи.
Его Молчалин получился вовсе не тихим угодливым хитрецом, а настоящим злодеем, растущим изнутри и потихоньку, как опухоль, серым кардиналом. Сцена буквального пресмыкания Молчалина перед Софьей способна напугать особо впечатлительных. На контрасте с таким харизматичным антигероем немного теряется главный герой Чацкий (Иван Травин). Это первая большая роль актёра и, возможно, волнение даже играет ему на руку: заключительный монолог звучит на высоких нотах и берёт за душу.
Среди других актёров особо хочу отметить работу Натальи Закоптеловой (Лизанька), Бориса Вернигорова (Скалозуб), Александра Соболя (Репетилов) и Антона Тихомирова (Загорецкий). Они были настолько раскрепощены телесно и органичны в своих образах, что, казалось даже не играют, а просто проживают очередной день.
Спектакль открывает (и завершает) песня группы «СБПЧ». «Взвешен на весах, найден очень лёгким», — поют актёры и становится немного жутковато от градуса аллюзий. Ведь, если вдуматься, легковесны все герои пьесы, включая Чацкого. Разве умный человек будет метать бисер перед свиньями, — говорил о герое Александр Пушкин. Он считал, что умен Грибоедов, вложивший свои мысли в уста Чацкого, как видно, пока слишком юношески-наивного — легковесного. Но «Чацкий начинает новый век — и в этом всё его значение и весь «ум» — писал уже другой великий русский писатель и критик Иван Гончаров.
В заключении о самой сильной, на мой взгляд, стороне постановки — сценографии. Интересный факт: в этом же сезоне состоялась премьера другой сатирической комедии примерно такого же внушительного возраста — «Свадьбы Кречинского» Сухово-Кобылина. В обоих случаях сценографом выступил Алексей Паненков.
Не зря говорят: люди не меняются, меняются декорации. Возможно, следуя этому принципу, постановщики спектакля оставили нетронутым текст Грибоедова, но зато поместили героев в иную среду. Шикарный загородный дом Фамусовых напоминает аквариум — пространство то ли вымученного шика пластикового мира, то ли искусно/искусственно организованной оранжереи персонажей.
Декорации вступают в игру сразу и звучат на протяжении всего действия как полноправный актер. Благодаря нескольким мобильным панелям удалось создать сразу три плана: в середине — собственно сам загородный дом с панорамными окнами, на заднем плане — дорожка в саду, передающая глубину пространства. И наконец, третий план расположен перед зрителями. Здесь происходят самые важные события и звучит ключевой монолог Чацкого.
Символика оранжереи — как искусственно созданного, вынужденного сожительства разных персонажей — является нарастающим мотивом. Каждый из героев приносит с собой растение в горшке, и в конце спектакля сцена сплошь зеленая. Актёры то и дело двигают панели, преобразуя пространство, под конец превращая его в оранжерею — роскошно украшенный растениями зал для приёмов. Но это буйство природы упорядочено лишь с виду, в основе его — грубые и дикие нравы или даже полное их отсутствие. Интересно, что Чацкий в последнем действии и не заходит внутрь оранжереи, настолько чужда ему эта буйная дикость, он остается на переднем плане, рядом с безжизненным голым деревом, где и произносит заключительный монолог в прыгающем луче фонаря.
Итак, как же прозвучала пьеса «Горе от ума» в Молодёжном?
Явно не школьным произведением, каким многие его и помнят. Современная интерпретация пьесы помогает зрителям переосмыслить текст и взглянуть на конфликт героев под новым углом. Кто знает, может после просмотра вы скажете: это же спектакль о любви! Умный человек влюбился и потерял голову, выставил себя на смех. И кстати, афиша довольно прозрачно на это намекает. Чтобы составить своё мнение, обязательно запланируйте визит в театр в следующем сезоне. Новые показы спектакля «Горе от ума» в сентябре.
Спектакль создан в рамках Федерального проекта партии «Единая Россия» "Культура малой Родины", при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Ростовской области, Управления культуры города Ростова-на-Дону.
Постановочная группа спектакля:
режиссёр-постановщик – Михаил Заец;
сценография и костюмы – Алексей Паненков;
художник по свету – Антон Стихин.
ПРЕМЬЕРА состоялась 28, 29 и 30 июня 2024 года
Адрес: г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы, 3.
16+