— Как получилось, что московский Дом Гоголя пригласил Вас рассказать о Вашей новой книге «Черный чемоданчик Егора Лисицы»?
— После выхода моего ретро-детектива я провела в разных городах несколько встреч в таком формате: рассказ о тексте, лекция о врачах-криминалистах начала XX века, о быте южного русского города. Но Москвы до сих пор в этом списке городов не было — если не считать ММКВЯ (Международная книжная ярмарка), где и прошла презентация книги.
Я не историк, но как журналист привыкла работать с большими объемами информации, документами. Материал для книги я собирала больше двух лет, в архивах, библиотеках. Мой герой судебный врач, он расследует преступления в 20-х годах XX века при помощи криминалистики — науки для того времени невероятно передовой, новой. У него есть реальный прототип, точнее даже несколько. И мне хотелось показать его работу как можно более полно, интересно. В результате накопился существенный объем информации. Много не вошло в книгу, что-то я планирую использовать в следующих ретро-детективах. И вот этот объем материала я объединила в рассказ о потрясающе интересной "заре" криминалистики. О мировых открытиях и работе врачей. О быте нашего южного города, с его особенностями, его неповторимым резким характером. Дело в том, что герои книги - семьи ростовчан, тоже во многом "списаны" с реальных горожан начала XX века. Многие локации до сих пор сохранились. Например, интересный особняк "дом с волчьими головами", где живет один из персонажей. Я много писала об этом в социальных сетях. Меня поддерживала мой редактор, помогая рассказывать о книге. И к ней обратился благотворительный фонд с предложением провести вот такую онлайн-лекцию. Дом Гоголя — для меня очень значимое место. Я училась и работала в Москве, часто ходила на встречи и лекции в этот дом-музей на Никитском бульваре. И для меня, конечно, это предложение было интересным.
— Вы учились на курсе сценарного мастерства у Анны Андрушевич? Как это помогло Вам в осознании себя как сценариста?
— Да, училась на курсе Анны Андрушевич. Это был курс «Киносоль» - образовательный проект, курсы по сценарному мастерству. И на самом деле, чтобы поступить туда нужно было предоставить идею сериала. А моей идеей как раз и была история про врача-криминалиста начала века. Тогда же появилось и название, которое стало названием книги: «Черный чемоданчик Егора Лисицы». Правда, тогда оно звучало немного иначе «Черный чемоданчик Егора Игнатьева». Один из прототипов моего героя врач Александр Игнатьевич Шибков (1873-1939). Это доктор медицинских наук, профессор, организатор и первый руководитель кафедры судебной медицины медицинского факультета Ростовского университета, организованного в 1914 г. на основе эвакуированного в Ростов Варшавского университета. И мне хотелось сделать ему "реверанс", дать его отчество фамилии героя. Но потом стало понятно, что фамилия должна быть все-таки другой. Курсы помогли мне видеть драматургию сцен, создавать "объемных" персонажей. Но, главное, что курс помог мне понять, что моя история может стать романом. Точнее серией книг. Но в то же время, дал очень много полезной практики. После этого я написала несколько сценариев в соавторстве, сценарий моей короткометражки вошел в шорт-лист профессионального конкурса в Санкт-Петербурге.
— Планируете ли экранизацию своих сценариев, романов?
— Приятно было бы сказать, что планирую. Но на самом деле я, конечно, о ней мечтаю. Мне кажется, это будет действительно интересно, ведь подобных проектов на российском телевидении я не знаю. Мой персонаж расследует череду убийств, но он не Шерлок Холмс, а доктор Ватсон. Его подход во много отличается от привычного. Плюс фон истории - южный город. "Маленький Париж", как когда-то называли Ростов. Местный колорит, драматичный период 20-х годов, использование убийцей достаточно редких "орудий преступления". Например, в одном из убийств в книге за основу взята реальная история, точнее версия, связанная с загадочной смертью Врангеля. Помимо этого я старалась быть очень точной в описании методов работы судебных врачей начала века, консультировалась с врачами, криминалистами. И это тоже может быть очень интересным визуально.
— На каком курсе в Creative Writing School Вы учились? Кто был Вашим педагогом?
— Вот курсу Creative Writing School я особенно благодарна. Я поступила к Ольге Александровне Славниковой и уверена, что благодаря ей книга была дописана. Несмотря на то, что Ольга Александровна — давно состоявшийся и известный писатель, букеровский лауреат, она возилась с нами с невероятным вниманием и терпением. Она вложила в меня надежду на то, что не только персонаж и идея книги интересны, но и текст неплох. Помогла мне взглянуть на его стилизацию иначе. Дело в том, в описываемое в книге время язык уже менялся. Я читала много личной переписки, дневников, чтобы поймать верную интонацию. РРассказ ведется от первого лица, это — дневник, записки врача, моего героя. Хотелось дать читателю услышать голос Егора Лисицы. И, благодаря помощи Ольги Славниковой много удалось. Так писатель и также преподаватель CWS писатель Дмитрий Быков отметил "тонкую стилизацию текста".
— С каким издательством Вы сейчас сотрудничаете? Как на него вышли?
— Изначально идеей выпуска серии книг о враче-детективе заинтересовалось крупнейшее российское издательство, которое давно выпускает серию ретро-детектив. Но, к сожалению (или к счастью), им как раз не хватило "ретро" языка в книге. Были и другие разногласия. В итоге, в этом году наше донское издательство, которое входит в пятерку крупных, но специализируется на нон-фикшн, решило выпускать и художественную литературу. Моя книга прошла ряд ред-советов и в итоге вышла весной этого года. В сентябре ее представили на ММКЯ среди новинок.
— Что у Вас сейчас в работе? Планируется ли к выходу новая книга?
— История о Егоре Лисице, судебном враче — это серия из нескольких книг. Если все они выйдут, то мы проследим судьбу героя и некоторых персонажей первой книги до 30-х годов прошлого века, как минимум. Сейчас я работаю над двумя текстами из серии. Действие одной происходит в Ростове середины НЭПа. А вот действие другой в рыболовецкой артели под Азовом, для нее удалось найти интересную фактуру - личные письма.
Смотреть видеозапись встречи Лизы Лосевой в Доме Гоголя.