Ростовское кафе Setter’s стало прибежищем любителей грайндхауса
В киноклубе показывают «странное», эксплуатационное кино
Текст:
Анастасия Талызина
В России слово «грайндхаус» вошло в употребление в 2007 году с появлением одноименного проекта Роберта Родригеса и Квентина Тарантино. После чего этот термин проник в словарь кинозрителя, также проснулся и интерес к фильмам, на которые стали вешать ярлык «грайндхаус».
На самом же деле понятие «грайндхаус» возникло еще в 1960-е и 1970-е годы: так назывались кинотеатры, в которых показывали низкобюджетные ленты, как правило, не самого высокого качества с обильной демонстрацией насилия и сцен сексуального характера. Как синоним этого понятия используют словосочетание «эксплуатационное кино». Фильмы этой категории посвящены неполиткорректным темам: sexploitation (эксплуатация табуированных сексуальных тем), nazploitation (эксплуатация нацистской тематики), nunsploitation (эксплуатация жизни женских монастырей), blaxploitation (эксплуатация чернокожих), особый подвид women in prison (WIP), то есть «женщины за решеткой».
«Кто главный» пообщался с одним из создателей ростовского киноклуба, где крутят грайндхаус, Сергеем Толстовым. Сергей известен в городе также как организатор киномузыкальных лекций «Грезы Мельеса». Следующий показ в рамках этого проекта пройдет 24 октября и будет посвящен забытым шедеврам немой анимации.
Какие картины уже успели посмотреть зрители в рамках заседаний вашего грайндхаус-киноклуба?
Первый фильм назывался «Иисус укажет тебе путь на шоссе» 2019 года. Это фантастика производства Испании, Эфиопии, Румынии. Потом был культовый немецкий фильм «Декодер» производства ФРГ. Мы его сами перевели и озвучили. Третий фильм назывался «Миланский калибр №9». Четвертым был французский сюрреалистический «Маркиз». Пятым стал гонконгский хоррор «Привороженный». На шестом показе мы смотрели «Жидкое небо». Седьмым стал фильм-blaxploitation «Доломайт».
Как вы выбираете фильмы для показа?
Есть сообщество любителей «странного кино», малоизвестного кино, жанровых картин. Вконтакте есть несколько сообществ, посвященных этому стилю, несколько трекеров, куда по инвайтам приглашают, какие-то сайты, посвященные этому направлению. Грайндхаус – это определенная субкультура. Мы смотрим списки, сами фильмы, читаем рецензии и выбираем то, что понравилось. Каждый из нас предложил по 10 фильмов, и мы чередуем – в один показ демонстрируем что-то легкое, в другой – что-то более экспериментальное.
Кадр из фильма "Декодер"
Как в вашем кино-тандеме вы распределяете свои обязанности?
Илья занимается скачиванием фильмов. Это довольно трудно: чтобы эти фильмы найти в хорошем качестве, нужно постараться. Как правило, это закрытые зарубежные трекеры, куда нужно попадать. Илья также иногда делает субтитры. Фильм «Жидкое небо» он даже перевел, потому что до этого не было хорошего перевода. А я занимаюсь продвижением. Как правило, я рассказываю об этих фильмах.
Как вышли на площадку кафе Setter’s?
Пять лет назад мы практически начинали грайндхайс-кинотеатр в другом месте. И 10 показов провели, после чего то место закрылось. Еще потом было 2 показа в другом месте. И в результате мы это дело забросили, переключились на другие проекты. А вот в этом году решили, что много фильмов уже скопилось, которые хочется показать. Илья нашел эту площадку. Мы накидали список фильмов, предложили владельцу кафе, приехали туда сами – и владелец сказал «да».
Раз от раза все больше людей приходит на эти закрытые просмотры. Не думали ввести донейшн за просмотры?
Мы пока все это показываем бесплатно. Это больше история про поиски единомышленников, тех, кому интересно это кино. Цели заработать на этом мы не ставим, потому что пришлось бы каждый раз переживать, кто придет, а кто нет. Нам это в кайф – и это главное.
Кадр из фильма "Миланский калибр №9"
У вас среди резидентов клуба есть молодые режиссеры, люди, которые интересуются кинематографом не как развлечением?
Люди, которые к нам приходят, им интересно кино. Это уже второй уровень интереса к кино, когда уже вся классика, все известное пересмотрено, и есть запрос на какие-то необычные фильмы, которые расширят представление о том, каким может быть кино. Это такие киноэстеты, киногурманы. В основном это наши знакомые, музыканты, вгиковцы – странная публика.
В Ростове столько киноклубов! Как вы конкурируете с ними за зрителя?
Конкурентов у нас вообще никаких нет. Никто эти фильмы нигде не показывает. Я слежу за киноклубам в городе, бывает, и сам смотрю кино в разных киноклубах, но в том-то и дело… Если бы кто другой крутил эти фильмы, мы бы не делали наш киноклуб сами. Про грайндхаус вообще мало кто знает в Ростове. Поэтому конкуренция – тут, наверное, не то слово.
При показах не нарушаются авторские права создателей этих лент?
Во-первых, мы используем фильмы для некоммерческого просмотра. Во-вторых, мы зачастую показываем картины, снятые киностудиями, которых уже не существуют. То есть найти правообладателя просто невозможно.
Чем отличается грайндхаус-киноклуб от другого вашего проекта, «Грезы Мельеса»?
«Грезы Мельеса» - это платное мероприятие, не киноклуб. Это своего рода, шоу. Там есть подборка фильмов, есть профессиональный музыкальный ансамбль, который готовит какое-то музыкальное сопровождение, есть кинолекция. Задача проекта – погрузить человека в эстетику немого кино, попробовать дать ее почувствовать. Потому что, если просто рассказывать, это не работает. «Вот немое кино – это наша история, оно должно вам нравится» - нет, это не работает. Единственный шанс – дать человеку почувствовать дух того времени через какую-то историю, через сюжет. Поэтому это большое мероприятие на полтора часа. Там человек получает и эстетическое удовольствие, и интеллектуальное. Киноклуб – это демократическое место, где мы просто собираемся посмотреть кино.
Следующий показ в рамках «Грез Мельеса» состоится 24 октября, если все не отменят опять. Там будет 8 работ, именно старая мультипликация. Будет очень крутое мероприятие, поскольку мы покажем генезис того, как анимация развивалась – начиная от самых ранних работ. Там есть и России чем похвастаться. То, что мы кино «качнули», - это известный факт. А то, что в мультипликации оказали огромное влияние – это тоже факт. Причем еще до Советского Союза, уже в царской России были свои герои. Обо всем этом я буду рассказывать. Поэтому «Грезы Мельеса» - это больше культурный проект, а не кинопроект. Он в целом про культуру.
«Кто главный» ранее писал, что в джаз-клубе «Эссе» по понедельникам также собирается киноклуб Тимофея Остроушко.