Немое французское в «Ростове» показали под аккомпанемент живой музыки

Формат исполнения импровизационной музыки в сочетании с кино и поэзией набирает популярность

Текст:
Анастасия Талызина
Фото:
Евгений Головатенко
09/07/2021

В последнее время в Ростове-на-Дону большой популярностью у зрителей пользуются концерты импровизационной музыки, которые сопровождаются чтением поэзии или пьес. Подобные события проходили в пространствах театрально-выставочного центра MAKARONKA и ТЦ «Астор». Организаторы лекции «Грезы Мельеса: безумные французы» пошли дальше – они решили подзвучить французское черно-белое немое кино. Событие собрало как киногурманов, так и поклонников ростовского музыкального коллектива InEnsemble.

RwB0yiZDMQo.jpg
Коллектив InEnsemble

Как начинали

Лекции о кино с музыкальным сопровождением кураторы проекта «Грезы Мельеса» Сергей Толстов и Антон Светличный проводят уже года три. Начинали в городских кафе, где Сергей рассказывал о кинематографе, а Антон выступал в роли классического тапера. Потом ребята поняли, что есть фильмы, которые они хотят показать, и под формат «люди кушают и смотрят» это не подходит – «потому что это может быть какой-то жесткий киноавангард».

l1sMTnT29-c.jpg
Автор проекта «Грезы Мельеса» Сергей Толстов

Тогда кураторы решили организовать отдельное мероприятие. Год назад состоялась первая встреча, посвященная немым триллерам. Вторая встреча, о французском немом кинематографе, прошла 3 июля в галерее «Ростов». Третью встречу, запланированную на сентябрь этого года, кураторы хотят посвятить анимации.

Почему немое кино

Еще в анонсе предыдущей встречи проекта Антон Светличный привел ряд аргументов, почему кураторы выбрали для своего лектория именно тему немого кино, в чем его «соль».

- В Ростове, на самом деле, кинокультура цветет, сейчас везде что-то кино показывают - в «Горизонте», в «Большом», в «Циферблате». Но это все звуковой кинематограф - а у нас немой, - подчеркивает композитор. - Немое кино - совершенно другая штука, в каком-то смысле другой вид искусства вообще. Там гораздо больше смелости, эксперимента и свободы - в монтаже, работе оператора, декорациях, игре актеров и т. д.

q78QFmpFWYA.jpg
Композитор Антон Светличный

По словам композитора, немое кино - это ДАЛЕКО не только Чарли Чаплин. Это даже не обязательно комедии - были «там» и хорроры, триллеры, драмы, сюрреализм, социальная критика, фантастика, анимация. Но даже комедии «там» в среднем умнее, смешнее и виртуозней придуманы, чем какой-нибудь «Американский пирог». Немое кино - это артхаус из времен, когда такого слова еще не придумали. Немое кино - это гарантия качества: из всех немых фильмов от 80 до 90% утрачены, т.е. шлак в основном уже отфильтрован историей.

«Немое кино - это возможность посмотреть за вечер не один фильм, а пять или шесть (они идут в среднем минут по 15-20). Немое кино - это возможность увидеть первоисточник знаменитой сцены с топором и дверью из «Сияния», узнать, как выглядел бы «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» в 1915 году, выяснить, кто придумал саспенс, откуда взялся нуар и что получится, если Вагнера пересказать языком полицейского рапорта».

Что же показывали на экране 3 июля

«Галлюцинации барона Мюнхгаузена» Жоржа Мельеса

Фильм Мельеса 1912 года выпуска с точки зрения существовавшего на тот момент кинематографа уже тогда считался устаревшим. Мельес увидел в кино возможность создавать иные миры, но он не до конца эту мысль осознал. Он подумал, что кино – это продолжение театра. Поэтому в фильмах всегда дается общий план, нет кадрирования. Человека у Мельеса мы всегда видим целиком. Даже нет монтажа. Даже если есть – то он как работающий занавес: открылся – закрылся - новая сцена. Для Мельеса кино было театром, более расширенным, более интересным, но все-таки театром.

MiK_-1X6qUg.jpg

«Один день из жизни пары ног» неизвестного режиссера

С 1908 года режиссеры стали видеть в камере глаз – киноглаз. Теперь они понимают: куда камера смотрит, то они и видят, такой мир она и создает. Этот фильм о том, как показывая только ноги, можно рассказать историю. То есть это такой метафизический вопрос: сколько нужно элементов увидеть, чтобы сложилась какая-то история? Ни Мельес, ни Люмьер до этого не додумались.
1909-1919 года были последними, когда французы считались лидерами кинематографа, когда за их синтезом, киноязыком не могла угнаться Америка с ее уже существующим тогда Голливудом. Американские компании не могли делать такой монтаж, кадровку, такой подход к выбору кинодекораций, такую работу с сюжетом и сценарием.

«Железные зубы» Леонса Перре

В раннем французском кинематографе сформировался своеобразный жанр - фильмы о спасении. «Железные зубы» - несомненно одна из вершин этого жанра. Леонсу Перре удалось добиться высокого драматического напряжения, не прибегая к внешним эффектам: девочка задыхается от дифтерии, доктор спешит ей на помощь; машина доктора сломалась и он бросается напрямки через лес и попадает в капан.

Twhzi2gRyEA.jpg
На экране - Железные зубы Леонса Перре

«Макс боится воды» Макса Линдера

Не все знают, но у знаменитого Чарли Чаплина были люди, которыми он вдохновлялся. И первым из его учителей был Макс Линдер. Когда-то он был супер-звездой кинематографа. В числе фанатов Линдера был Николай II. Актер ездил с гастролями по всему свету: в Россию, Англию, в Америку… Макс начал работу в кино в 22 года, пришел туда из театра. И уже в 28 лет он создал свой, очень нравящийся зрителю образ буржуазного денди, который не работает, всегда одет с иголочки: костюм, цилиндр, трость, черные усики, ослепительная улыбка. Основную часть времени он ищет себе невесту и постоянно попадает в проблемные ситуации.

H8xPM_Ir2mI.jpg

Этот образ был очень революционным для того времени, потому что Линдер сделал шаг от физиологического юмора, когда кого-то толкнули, кто-то упал, в сторону юмора, основанного на чертах характера, на комедии положении, ситуации. То есть более умный, более интересный юмор. Когда его персонаж стал популярным, Линдер полностью на нем сконцентрировался и снял порядка трехсот фильмов про этого героя. Поэтому мы сегодня можем говорить, что это первый сериал, или даже реалити-шоу. Люди давно уже забыли, что на самом деле актера зовут Габриель – все реально думали, что это Макс Линдер и следили за его жизнью. Фильмы назывались следующим образом: «Макс ищет невесту», «Макс нашел невесту», «Макс напился на стойке», «Макс поехал в свадебное путешествие».

«Механический балет» Фернана Леже и Дадли Мерфи

К 20-м годам немое кино уже было законченной в своем совершенстве формой. Оно не нуждалось уже ни в звуке, ни в чем либо еще. «Немое кино» в целом – не самый удачный термин. Он сразу отсылает к тому, что фильмы чего-то лишены. Лучше называть такое кино дозвуковым, потому что эти фильмы не нуждаются в звуке в современном понимании. Хватает мимики, жестикуляции, съемки, чтобы мы понимали сюжет. Эти фильмы законченные в своем совершенстве.

В этот момент Франция стала уступать США в плане кинематографа. Франция постепенно уступает, все меньше там интересного. Но последний всплеск – это всплеск французского киноавангарда. Фильм «Механический балет» 1915 года считается одной из первых киноавангардных работ. Художественный авангард застал зарождение кино, но не сразу увидел в кинокамере инструмент для реализации своих идей. Потребовалось примерно 10 лет, чтобы художники увидели в кинокамере инструмент для выражения собственных мыслей. И одним из пионеров киноавангарда является Фернан Леже, снявший фильм «Механический балет», не имеющий сюжета. Это так называемое «чистое кино». Художники озадачились такой мыслью – почему кино должно следовать каким-то классическим нарративам? Почему должен быть сюжет? Почему должны быть актеры? Это же новая технология, у нее есть новые возможности. Давайте откажемся от всего и посмотрим, что возникает благодаря эффекту застывших картинок на наших глазах. Из этого вышел кубистский фильм «Механический балет» - без сюжета, действующих лиц, но со своим ритмом.

xKDwErTWAzk.jpg

Читайте также:

Премьера
04/06/2021
«Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова вошли в конкурсную программу Каннского кинофестиваля
Картина ростовского режиссера Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» вошла в основную конкурсную програ...
Премьера
18/01/2021
В Ростове откроется масштабная выставка «Я – Россия»
С 21 января стены отдела искусств Донской публичной библиотеки станут частью большого выставочного проекта «Я – Россия». В экспозиции будут представ...
Премьера
22/12/2020
В «Ростове» открылась выставка уличного искусства
Совместный выставочный проект «1999» уличного художника Славы ПТРК и группы «Самое Большое Простое Число» (СПБЧ), открывшийся в галерее «Ростов» предст...
Премьера
17/11/2020
Олег Груз анонсировал выход нового альбома
Ростовский поэт Олег Груз на своей странице в Facebook анонсировал выход нового альбома. Олег пообещал в ближайшее время провести прямой эфир, во время которо...
Премьера
26/10/2020
Трансляцию встречи с ростовской писательницей Лизой Лосевой провели в московском Доме Гоголя
— Как получилось, что московский Дом Гоголя пригласил Вас рассказать о Вашей новой книге «Черный чемода...
Премьера
12/02/2020
Юрий Муравицкий: «Мы делаем шаг к зрительскому театру»
- Сейчас мы работаем над двумя спектаклями – «Говорит Ростов. Часть 2. Мифология» и над оперой «Это любовь» (либретто Виктории Бабкиной и Дени...