Павел Урсул: "Пелевин несколько раз приходил к нам на репетиции"

"Главный" поговорил с постановщиком спектакля "Чапаев и Пустота", показ которого состоится 11 декабря в Ростове.
Текст:
Никиты Жукова
Фото:
С сайта "Вести Москвы"
03/12/2019 15:56:00

Какие изменения претерпел спектакль «Чапаев и Пустота» за время существования?

В следующем году мы будем праздновать 20-ти летний юбилей спектакля.  Естественно, что за такое время много чего изменилось – изменилась страна, изменилась публика, изменились актёры и, конечно же, изменился спектакль. В самом начале роль Петра Пустоты играл Евгений Сидихин, который воспринимал роман Пелевина, как философскую драму, а я видел в нём изощрённую сатиру. Сидихин тянул нас в трагедию, а я крутил штурвал в комедию. Мы с ним долго спорили и всё-таки нашли компромисс, в результате которого по жанру спектакль можно было назвать трагикомедией. Через два года Евгений покинул спектакль, а вместе с ним ушел и Сергей Никоненко, который играл Чапаева. На смену им пришли два Михаила – Ефремов и Крылов. Вот тут-то спектакль и начал принимать ту жанровую форму, которую я хотел изначально. Сейчас это трагифарс с элементами гротеска и абсурдистского юмора.

Вы чувствовали себя театральным революционером, когда ставили этот спектакль?

Революционером нет, а первопроходцем чувствовал. Я понимал, что рискую, как Амудсен, идущий на Южный полюс. Боялся и думал: «возможно меня, как начинающего режиссёра, на этом полюсе Пелевина и похоронят». Дело в том, что в 1999 году, когда мы начинали репетировать, Пелевина еще никто в театре не ставил. Это сейчас он уже признанный мэтр и без пяти минут классик, а тогда высоколобые критики говорили о нём, как о скандальном авторе бульварных книжонок; говорили, что театр, как лакмусовая бумажка, выявит зияющую пустоту его низкокачественной прозы. Я не воспринимал оценки критиков всерьёз, потому что понимал – Пелевин - это интереснейший автор, сумевший найти в литературе своё лицо, который когда-нибудь обязательно встанет в один ряд с такими мастерами фантасмагории, как Булгаков и даже Гоголь.

Как вы относитесь к творчеству Пелевина в целом?

 Думаю, что Виктор Пелевин уже оставил свой яркий и причудливый след в истории русской литературы. След, достойный внимания самых взыскательных следопытов. Лично я очень люблю его ранние произведения – «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Поколение П». Из позднего больше всего нравится роман «Т». Возможно, когда-нибудь поставлю его в театре. У меня есть интересное видение, как это можно сделать.

Встречались ли вы с ним до, во время и после работы над спектаклем? 

Пелевин несколько раз приходил к нам на репетиции. Первый раз он появился в самом начале, когда мы читали пьесу сидя за столом. Виктор присел рядом со мной и, не снимая свои знаменитые темные очки, внимательно слушал. Молчал. За целый час не проронил ни единого слова. Потом, когда я объявил перерыв, он сказал: «Я вижу, что вы настоящие профессионалы, а я в театре почти ничего не смыслю, поэтому не ждите от меня каких-либо оценок или советов. Одно могу сказать – если у вас получится, все скажут, что мы гении. Если же не получится, скажут, что вы облажались, а я всё равно гений». Эта шутка сняла напряжение и дальнейшая репетиция проходила довольно таки весело. Чтобы продолжить знакомство, я пригласил Виктора в японский ресторан. Дальше рассказывать не буду, чтобы остались истории про Пелевина и для других интервью.

Что Пелевин думает о спектакле?

На премьеру Пелевин попасть не смог, так как уехал медитировать в Монголию. Но он присутствовал на генеральном прогоне, после которого сказал: «Мне было интересно открывать новые смыслы романа, которые выявились благодаря театральному языку». Для меня это наивысшая похвала, которую автор может дать режиссёру.

Как спектакль воспринимает публика в разных городах? Чего ждете от ростовских зрителей?

На самом деле большой разницы в восприятии спектакля в разных городах я не наблюдал. В Иерусалиме и Чикаго, в Киеве и Санкт-Петербурге, везде нас принимают на ура. Всегда бурные и продолжительные аплодисменты, крики «браво» и букеты цветов в финале. От ростовских зрителей ждём аншлаговой явки и чтобы на дамах были красивые вечерние платья – это вдохновляет актёров и они играют с невероятным подъёмом.

Правда ли, что цыганка нагадала вам, что вы станете режиссером?

Да это правда. Когда мне было 17 лет, я на троллейбусной остановке познакомился с невероятно красивой девушкой, её звали Рада и она была цыганкой. Год мы встречались, ходили по театрам и кино, но до интимной близости дело не дошло. Мы оба были девственниками и вообще не знали, как это всё устроить. Перед моим уходом в армию, Рада погадала мне на кофейной гуще: «Через десять лет ты станешь известным театральным режиссёром и будешь жить в Москве» - сказала она, глядя на дно чашки. Прошло ровно десять лет – в «Театре на Таганке» проходил фестиваль студенческих спектаклей «Эра милосердия». Там я получил приз за лучшую режиссуру.

Что посоветуете посмотреть в театре?

Советую просто ходить в театр, а там сами разберётесь, что ваше, что не ваше… Британские ученые утверждают, что энергетика, возникающая в зрительном зале во время спектакля, способствует профилактике раковых заболеваний. Это и есть та энергия, которую в Древней Греции называли катарсис – духовное очищение. Театр – это целебное место, приходите туда почаще

11 декабря в 19:00
Конгресс-холл ДГТУ

Читайте также:

Премьера
22/11/2019
Что творят ростовские женщины
«Главный»: Как же так получилось? Елена: Так получилось. Я до 19 лет жила в Ростове, а потом переехала в Москву учиться. Потом начала работать, а в 2012 году встретила с...
Премьера
09/12/2019
Игра на новом уровне
О чем фильм. «Джуманджи: новый уровень» - сиквел суперуспешного блокбастера «Джуманджи: Зов джунглей» о приключениях четверых друзей внутри загадочной и таящей опасности игры....
Премьера
17/11/2019
Владимир Вельтман. Жизнь на 47-ой параллели
Как ни трудно догадаться, на 47-ой параллели находятся Таганрог и Ростов. Харьков, третий важный город в жизни Вельтмана – на 50-й, чуть севернее. В Харькове...
Премьера
10/12/2019
Из Бангкока с картинами
О себе художница рассказывает так: -  Училась я в Ростовской академии архитектуры и искусств. После 3 курса решила бросить институт и уехала в Москву работать, паралле...
Премьера
27/01/2020
Ярды — это не мили
— Как вы себя позиционируете? Кто вы, в первую очередь: сценарист, оператор, режиссер, монтажер или продюсер? Еще в детстве я мечтал стать режиссером, лепил из пластилина ...
Премьера
17/12/2019
Жизнь дерева глазами ростовских художников
"Жизнь дерева" - так обозначили главную тему своей выставки художницы Ольги Миронова и Людмила Губарева-Муха. Выставка называется "Возрождение". Основную ...
Текст:
Никиты Жукова
Фото:
С сайта "Вести Москвы"
03/12/2019 15:56:00