На выставке «Японская гравюра (укиё-э). Образы изменчивого мира» представлены произведения из собрания известного российского коллекционера Александра Ивановича Новиченко, выполненные в уникальной технике Укиё-э. Эта техника уходит истоками в раннее средневековье, будучи воспринятой вместе с искусством Китая и Кореи. Ксилография страны восходящего солнца стала мировым культурным феноменом. Страна, которая многие века неохотно открывала свои двери иностранцам, лелея свои традиции, только в 1862 году на всемирной выставке в Лондоне поделилась с миром этим интереснейшим видом изобразительного искусства. Реальность, созданная мастерами укиё-э в своих произведениях, значительно повлияла на искусство Нового времени в Европе. Оригинальная экспозиция включает более 100 гравюр известных мастеров и охватывает период расцвета укиё-э с 1766 по 1940. Стоит отметить сам термин укиё-э, произошедший от буддийского укиё, первоначально трактовавшийся, как тяжкий быт, со временем трансформировался в призыв к получению удовольствия от жизни, наслаждения ею.
Зрители познакомятся с традиционными жанрами укиё: доминирующий якуся-э (искусство театральной гравюры); популярный фукейга (пейзаж); лирический бидзинга (изображение красавиц «из весёлых кварталов); геройский муся-э (изображение воинов, исторические сюжеты); жизненный фудзокуга (бытовые мотивы, различные праздники); посвященный природе катёга (животные, растения).
Хронологически открывает экспозицию одна из жемчужин выставки – работа «Женщина читает письмо во время езды на журавле. Пародия на Фея Чжанфана», мастера Харунобу Судзуки. Произведение относится к излюбленному виду ксилографии художника – митатэ-э (картинки подмены), пародии, когда современники вставлялись в рамки каких-либо классических произведений.
Также на выставке представлены произведения крупнейшей школы укиё-э мастера Кунисада I Утагава (1786–1864). Художник начал свой творческий путь в качестве иллюстратора. В экспозиции присутствуют две редких страницы из книги «Лже-Мурасаки деревенский Гендзи». Настоящее признание таланта пришло к Кунисада после того, как он начал изображать актёров театра Кабуки. Зрители увидят: «Актёра Итикава Эбизо», «Актёров Итикава Эбизо в роли Савай Мотогоро и Оноэ Байко в роли Вада Шизума» и многие другие. Отдельного упоминания стоят женские портреты мастера, в которых он стремился передать чувственную красоту. Героини его работ заняты обычными делами: они читают, созерцают, гуляют с детьми: «Принцесса Айои на мартовском празднике».
Необходимо отметить и работу Куниаки I Утагава «Лист из книги» - редкий представитель самурайской семьи, решивший стать художником. Он обратился к якуся-э - самому популярному жанру, где состоялся как значимый мастер.
Безусловно, зрительский интерес вызовут произведения Тиканобу Тоёхара. Будучи представителем завершающего периода укиё-э, он обратился к жанровой живописи «Вход Дамьё во дворец в новогоднюю ночь», «Скачки в районе Узно в городе Эдо».
«Укиё-э. Образы изменчивого мира» - великолепная выставка, она завораживает красотой работ, учит созерцанию, делает шаг навстречу знаменитой культуре страны восходящего солнца.
Выставка открыта с 10 сентября по 30 октября
по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 115; пр. Чехова, 60
Справки по телефонам: 266-45-14; 201-39-82
Стоимость билетов на выставку:
Для дошкольников – 20 руб.
Для школьников – 20 руб.
Для учащихся и студентов средних специальных учебных заведений – 50 руб.
Для студентов ВУЗов – 90 руб.
Для пенсионеров – 100 руб.
Для инвалидов – 40 руб.
Для ветеранов боевых действий – 20 руб.
Для остальных категорий посетителей – 200 руб.