18 февраля на экраны выходит сказочный блокбастер по мотивам одноименной сказки Петра Ершова о приключениях крестьянского сына Ивана-дурака и его верного помощника Конька-Горбунка. В главной роли — роли самого Конька-Горбунка — снялся актёр из Таганрога Павел Деревянко. Режиссером-постановщиком сказочного проекта стал уроженец города Сальска Ростовской области Олег Погодин. Поэтому с уверенностью можем заявить: Конёк-Горбунок — он наш, ростовский! Или так: наш конёк — Горбунок.
Дорогая сказочка
«Конёк-Горбунок» - очень дорогая, даже, скажем, богатая сказка. Бюджет картины составляет более 600 млн рублей. Эти деньги позволили воссоздать на экране качественные 3D-образы мифических животных: самого Конька, Кобылицы, Жар-птицы и чудо-юдо Рыбы-кита. В качестве производственно-технологических примеров продюсер картины Александр Горохов называет персонажей из диснеевской «Книги джунглей», блокбастеров «Фантастические твари» и «Алиса в стране Чудес» Тима Бертона.
Визуальными эффектами и анимацией в фильме занималась одна из самых успешных студий компьютерной графики в России — компания CGF, обладатель двух премий «Золотой орел» за лучшие визуальные эффекты 2016 и 2017 годах, работавшая над такими картинами как «Движение вверх», «Время первых», «Викинг» и «Экипаж».
Съемки картины проходили в самом большом в России съемочном павильоне под Санкт-Петербургом площадь более 7000 кв.м., где были построены отдельные декорации и условные объекты зеленого или синего цветов, которые впоследствии достраивались и воссоздавались с помощью компьютерной графики.
Сказочные богатые костюмы для персонажей «Конька» создавала Надежда Васильева, работавшая над образами героев всех картин Алексея Балабанова, над фильмами «Матильда» Алексея Учителя, «Скиф» Руслана Мосафира и «Салют-7» Клима Шипенко.
Конёк-Горбунок из Таганрога
За мимику, движения и голос сказочного Конька-Горбунка отвечает актер, уроженец Таганрога, Павел Деревянко.
Александр Горохов, продюсер фильма, рассказал, почему для этой главной, но «невидимой роли» выбрали именно Деревянко:
«Павел Деревянко был единственным человеком в проекте, чье имя прозвучало сразу, как только мы задались вопросом - кто был мог сыграть Конька. Мы другого актера и не искали. Поначалу ему, наверное, было не очень понятно: актер играет роль, но его не будет в кадре. Но всю эмоцию мы брали с него - как он реагирует, какие паузы держит, как проносит текст, хмурится, улыбается... Мы пытаемся сделать его фотореалистичным персонажем - как будто существует такой в природе зверь, и он пришел к нам на площадку, у него осмысленный взгляд, поставленная речь и с ним можно договариваться. Конечно, материал прошел определенную обработку аниматорами, но в Коньке можно узнать Пашу, его характерные мимические жесты».
Павел Деревянко, Конёк-Горбунок:
«Мой Конёк - волшебный: летающий, знающий, шутящий, ироничный - тот, с кем можно поговорить. Конечно, я ничего подобного раньше не играл. Технология была следующая - перед съемками меня отвезли в специально оборудованное место, обклеили все лицо датчиками и в затемненной комнате фотографировали со всех сторон, со всеми ухмылками, улыбками, гримасами - нужно было снять с моего лица все возможные эмоции. Это было долго и утомительно. Но на съемках мне уже не надо было работать лицом, там нам меня надели облегающий костюм с кучей датчиков и мне нужно было совершать определенные движения. Поскольку Конёк маленький - он должен быть намного ниже Ивана - мне все время приходилось ходить на корточках и в раскоряку, это было тяжело.
Режиссер-постановщик из Сальска
Режиссером-постановщиком картины выступил Олег Погодин, родившийся в городе Сальске Ростовской области. Зритель знает его по успешным сериалам «Крик совы» и «Родина ждет», а также по фильмам «Дом», «Непобедимый» и «Триумф».
Олег Погодин, автор сценария, режиссер-постановщик:
«Наш фильм отличается от литературного оригинала. Во-первых, поэтическая форма сказки Ершова у нас заменена прозаической. Во-вторых, некоторые коллизии литературного оригинальна заменены, потому что мы пытались всей истории задать немного другое направление. Сказка Ершова больше о дружбе Ивана и Конька. У нас всё это, конечно же, осталось, но плюс значительно укрупнилась линия любви Ивана к Царь-девице. Наше кино - о дружбе и любви.
В целом мы существовали в парадигме сказки Ершова, и ничем особо наш Конёк от его Конька не отличается. Неунывающий, мудрый, находчивый, надёжный, ну и, само собой, очень быстрый, реактивно-скоростной – такой он, наш Горбунок.
Если же говорить о технических аспектах такой работы… Когда я был еще совсем молодым человеком, то мечтал стать мультипликатором и довольно много времени уделял изучению этого дела. Я легко могу себе представить на месте зеленого экрана дворец или тропинку в лесу, а на месте условного шарика, который двигают на компьютере специалисты, персонажа: ёжика или того же Конька.
Воображение на таких съёмках всё время работает в прикладном режиме. В какой-то момент это начинает утомлять, эмоционально выматывает. Вообще, когда ты снимаешь не «кино людей», а «кино технологий», то они диктуют тебе чуть ли не каждый шаг. Хочешь двинуть, например, камеру влево или вправо, а нельзя – не совпадешь с утверждённым технологическим решением, с превизом.
В другой раз напрашивается более раскованное действие артистов в кадре, а мне их, наоборот, приходится зажимать в силу того, что с ними «работает» анимационный персонаж. Структурируешь так, что они не могут лишнего шага ступить. Потому что компьютерно-анимационная фигура в кадре требует от живых партнёров точно определённых взаимодействий. В общем, в производственном смысле это был фильм очень непростой».
Производством киноверсии литературной сказки занимались кинокомпания СТВ, студия CGF и телеканал «РОССИЯ 1».
На экранах кинотеатров: с 18 февраля