«Камерную симфонию» незаслуженно забытого, но вновь открытого донского композитора Гавриила Николаевича Попова 14 июня, во второй день Международного музыкального фестиваля МОСТ, впервые услышали ростовчане. «Камерная симфония» первый раз в своей истории прозвучала в донской столице. Ее исполнили солисты Ростовского академического симфонического оркестра.
Запрещенная музыка
Гавриил Попов – представитель авангардного направления в музыке, участник Ассоциации современной музыки. Родился в 1904 году в Новочеркасске. Первые шаги в музыкальной сфере сделал благодаря своей маме.
Так исторически сложилось, что ряд произведений этого композитора оказались под запретом, на протяжении долгого времени были неизвестны, даже не исполнялись. И фактически только в 2000-е годы у нового поколения музыкантов появился к ним интерес. Уже в 21-м столетии музыканты и слушатели открыли для себя творчество этого выдающегося композитора.
«Коварная» Камерная симфония
Программа музыкального фестиваля МОСТ предложила зрителям сразу два произведения композитора. Премьера «Камерной симфонии» прошла 14 июня в галерее «Ростов», а «Симфония №1» прозвучит 17 июня в Большом зале Ростовской филармонии.
Дирижеры, отобранные строгим жюри для участия в Лаборатории молодых дирижеров фестиваля МОСТ и которым выпала честь исполнить «Камерную симфонию», признались, что познакомились с музыкой Гавриила Попова благодаря фестивалю.
- Когда узнал, что меня отобрали для участия в дирижерской лаборатории, я стал активно учить эту музыку, начал готовиться, – рассказывает Антон Лемехов, альтист, студент Московской консерватории им. П.И. Чайковского, под руководством которого прозвучали третья и четвертая части «Камерной симфонии».
- Я фрагментарно знаком с творчеством Гавриила Попова. Его музыка непростая – местами метрически очень коварная. Где-то четыре четверти, где-то пять... Где-то ритм не очень удобный для восприятия.
«Септет»
«Камерная симфония» представляет собой выпускную консерваторскую работу Гавриила Попова, которой он изначально дал название «Септет» - то есть произведение, исполняемое на семи музыкальных инструментах: флейте, кларнете, фаготе, трубе, контрабасе, виолончели и скрипке. В «Камерную симфонию» композиция была переименована за год до смерти композитора, в 1971 году, когда в очередной раз издавали партитуру этого сочинения.
Известно, что Попов сначала задумал написать секстет (произведение, исполняемое на шести музыкальных инструментах - КГ). И когда уже были готовы две части, когда он услышал, как они звучат, композитор пришел к заключению — не хватает басов, не хватает низких, мощных звуков. Тогда он добавил в состав ансамбля контрабас.
4 части симфонии
Сочинение звучит порядка 35 минут. Цикл произведения состоит из четырех частей. В трех из них композитор чувствует себя весьма свободно. Первая часть сочинения медленная, она служит предисловием к последующим. Вторая – энергичная, шутливая, игривая. Третья часть очень медленная. И действенный, яркий финал, который становится кульминацией этого цикла. Все развитие композиции как раз и направлено к этому финалу.
В «Камерной симфонии» каждый инструмент для Гавриила Попова – это отдельный яркий голос, это персонаж, это герой. И с этой точки зрения все герои в этом ансамбле, все голоса звучат равноправно. В данном случае можно говорить о таком понятии, как полифония – равноправие всех голосов.
Нужно сказать, что для сегодняшнего дня музыка Попова звучит очень современно, авангардно и даже свежо. Ростовский слушатель оказался готовым принять и «прочесть» этот музыкальный текст. Вероятно, что исполнение «Камерной симфонии» многих вдохновит на посещение концерта в Большом зале филармонии 17 июня, когда будет исполнена «Симфония №1» Гавриила Попова.