- Иван, твои работы в городе встречали негативную реакцию со стороны жителей?
- Все мои работы посвящены простым людям. У меня такая техника: я хожу по городу, ищу интересных людей, фотографирую их, а потом вырезаю их фотографии и клею в городе. Рядом пишу какие-то сопроводительные тексты. И моя задача – в первую очередь, отразить жизнь именно таких людей. И поэтому случайный зритель, как правило, может себя с этим изображением проассоциировать. У него невольно возникает симпатия к этой работе. И поэтому ярких негативных реакций не было. Скорее были какие-то вопросы.
Фото: Маруся Симонова.
Иногда я клею больших героев, как правило, в человеческий рост. Это позволяет сильнее соотнести зрителю себя и изображение не стене. Бывают совершенно уникальные случаи. Например, в одном из московских переулков я сделал работу на небольшом рабочем здании, которое было полностью покрыто тегами (шрифтами) и выглядело крайне «убитым». На этой стене я наклеил фотографию рабочего, который убирает мусорные баки. Через несколько дней мне прислали фотографию, как рабочий - маляр закрасил все здание в привычный для Москвы светло кремовый цвет, но при этом аккуратно по контуру обошел моего персонажа. И тот просуществовал еще какое-то время. Такое «народное» признание для меня самое важное. Это то, ради чего все и делается.
- А как у тебя складываются отношения с полицией?
- Несколько раз за работой меня замечали сотрудники полиции. Но после того, как я объяснял свою идею, они уходили. Очень легко поменять восприятие человека, когда он немножко вникает в контекст работы и узнает смысл.
- Кто из ныне живущих современных российских уличных художников тебя вдохновляет на арт-высказывания?
- Так как я работаю с текстом, то, соответственно, у меня и вектор предпочтений туда направлен. Прежде всего, это Кирилл Кто, Вова Абих, Тима Радя. Из живописцев – Ваня Найнти, Дёма, Марат Морик делают очень хорошие работы. Все они – флагманы уличного искусства, я считаю.
Иван Симонов совместно с Кириллом Кто.
- Какие у тебя в ближайшее время намечаются новые работы, проекты?
- У меня в планах несколько проектов. Сейчас я работаю с темой электрички. В 2020 году была нелегально реализована иммерсивная выставка «Из России в никуда». Обычно на электричках рисуют снаружи. А тут получилось, что мы захватили электричку изнутри. Это были художники, в том числе с уличным бэкграундом. Мне было интересно в этом поучаствовать. И я выполнил работу из оракала на стекле с текстом «Призрачная перспектива», а за окном постоянно менялся пейзаж...
Сейчас я продолжаю работать над этой серией и ищу правильную визуальную форму для представления ее публике. Параллельно идет работа над совместной с Максимом Имой выставкой. Надеюсь, к августу успеем. Есть какие-то наброски, которые еще формируются. Много идей по поводу уличных работ. Все нарастает, все больше… Вопрос в том – как это все теперь реализовать.
- Как сказалась пандемия на твоей карьере художника?
- У меня выставка закрылась в самом начале пандемии. И осталась на карантине в Syntax Gallery в пространстве CUBE MOSCOW. Это была моя самая продолжительная выставка! Полгода ее не могли снять. 6 марта у нас было открытие, а 12 марта все закрылось.
- В это время ты совершал вылазки в город?
- Да, у меня есть работа, посвященная всей этой истории с пандемией. Называется «Социальная дистанция». Я отмерил строго 1,5 метра, сделал двустороннюю стрелку, сверху и снизу надписал «Социальная дистанция». А слева разместил человека в рабочем пиджаке, а справа – человека в трусах, полуголым, курящим сигарету. Мне кажется, эта социальная дистанция более значимая, чем та, которую подразумевали во время пандемии.
Результаты работы в ростовской арт-резиденции
Во время арт-резиденции в художественной галерее «Ростов» Иван Симонов подготовил девять работ: в галерее, в туалете бара «Невинность» и на улицах города. Ростовчанам предлагается совершить экскурсию по городу в поисках новых работ – пока их еще не сняли или не закрасили другие художники и противники уличного искусства.
Фото: Светлана Хурда.