Арт-мост №1
Первый арт-эпизод связан со Ставропигийским (Крестовоздвиженским) Успенским братством, основанным во Львове еще в 1595 году, а в 1788 году преобразованным в Ставропигийский институт. Одной из целей Института был поиск и сохранение культурных ценностей украинского народа Восточной Галиции. Этим институтом в 1889 году был открыт Музей, в котором впервые представлена украинская иконопись и прикладное искусство XVI-XVII веков.
В 1915 году во время отступления русских войск руководство Института решило, что для спасения собрания от возможного уничтожения необходимо вывести его в Россию – в Ростов-на-Дону. Во Львове остались только те экспонаты, которые не имели исторической или искусствоведческой ценности. Или те, которые физически не могли быть перемещены. Все перемещенное собрание стало храниться в музейной коллекции Варшавского университета в Ростове. И это продолжалось почти 13 лет.
В 1928 году, в соответствии с Договором между Россией и Польшей от 1921 года, коллекция была вывезена сначала в Варшаву, а в 1929 году вернулась во Львов. В 1931 был вновь открыт Музей Ставропигийского института. В 1939 году после прихода во Львов Красной армии музейная коллекция была перераспределена между официальными государственными музеями: Музеем украинского искусства (ныне Национальный художественный музей во Львове), Львовским историческим музеем и историческим архивом.
Арт-мост №2
Второй арт-эпизод связан с пребыванием в Ростове львовского художника польского происхождения Майкла Феликса Выгживальского. Он родился в 1875 году в Перемышле. В 1897-1899 годах художник учился в Мюнхене, затем переехал в Париж. Спустя какое-то время поселился в Италии. Путешествовал по Египту, Турции и России. С 1908 года постоянно жил во Львове. По его утверждению, он учился у Караваджо и Рафаэля, Веласкеса и Тициана, предпочитая реалистическую живопись, но не без некоторого влияния стиля сецессии.
Летом 1915 года при отступлении русских войск Выгживальский покидает Львов и переезжает в Ростов-на-Дону, где становится профессором рисования в университете. В Ростове им выполнены некоторые живописные работы: портреты казаков, автопортрет в виде казака, изображения рыбаков. Художник очень любил море и людей, связанных с морской стихией.
С 1918 года во время Гражданской войны живописец скитается в различных местах России. Но затем окончательно возвращается во Львов, где занимается росписью Торговой палаты и созданием театральных костюмов и декораций, а также дизайном. Во время приближения боев ко Львову в 1944 году художник покидает город. Но по дороге в Перемышль попадает под бомбежку. Тяжело раненного Выгживальского доставляют Жешув, где он умирает 7 сентября 1944 года. Сегодня его живописные работы находятся во многих музеях Польши, Украины и других стран мира.