Герман Павлович Михайлов — человек-легенда, оставивший глубокий след в сердцах учеников, коллег, современников. Его художественное наследие из собрания семьи впервые представлено в залах Музея современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) к столетию мастера.
Петербургский интеллигент, оказавшийся в Ростове в 1950 году, Герман Павлович стал ведущим преподавателем живописи и рисунка в Ростовском художественном училище сразу после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР.
Михайлов-педагог был редким явлением личности духовной и скромной, доброй и увлеченной, сдержанной и закрытой. Он высоко поднял планку учебного процесса, собственным примером раскрывая студентам суть художественного метода в задачах образного воплощения. Тонкий график и колорист, Герман Михайлов был полной противоположностью жесткому по характеру, мощному портретисту Тимофею Теряеву. Эти две полярных по темпераменту личности крепко дружили и увлеченно трудились, преображая творческую атмосферу Ростовского художественного училища.
Автопортрет. 1979. Б. на ДВП, кар., темпера. 48х36
Выверенный рисунок, композиционная ясность, четкое построение пластических форм и пространства через сопоставление тональных плоскостей являлись основой раннего и зрелого периода творчества Михайлова. «В работах Германа Павловича трогало откровение, культура… Его волновало единство, цельность… Когда человек бездуховный — произведение молчит, а при его духовности он мог быть хорошим портретистом… Самый достойный человек в смысле преподавания…», так вспоминал о друге Тимофей Теряев.
На долю Германа Михайлова выпало немало испытаний в годы Великой Отечественной войны. Он не любил рассказывать о жизни в блокадном Ленинграде, о гибели отца при защите города в 1941‑м, о работе на военном заводе и о том, что не оставлял искусство в эти страшные дни. Сохранился лирический натурный портрет спящего брата 1943 года, который раскрывает одаренность юного художника. Вероятно, художественное призвание помогло выстоять в годы лишений.
Не случайными для Михайлова были встречи с искусством Павла Филонова, погибшего в 1941 году, увлечение лекциями искусствоведа Николая Пунина, открывшего студенту мир древнерусской иконописи и западно-европейского искусства.
Гармония цвета. 1977. Х., м. 56х78
От Павла Филонова в творчестве Михайлова жил крепкий аналитический подход. Если посмотреть на такие работы, как «Портрет Сталина» и «Тракторный цех Путиловского завода» Филонова, мы поймем идеальную античную симметрию официальных портретов Михайлова, четкий отбор и строгую построенность его постановок («Натюрморт с подсвечником») и интерьеров (этюд к дипломной картине «Лаборатория академика И. П. Павлова»). На выставке представлены беспредметные живописные работы Германа Павловича из частной коллекции (диптих «Гармония цвета»), в которых раскрывается авангардный метод художника в решении цветовых и тональных задач в построении композиций.
Гармония цвета. 1977. Х., м. 56х78
В 1970–80‑е годы Герман Павлович развивал у своих учеников тональное чутье в композициях, где соотносились простые фигуры на изысканных по звучанию цвета плоскостях холста. На примере своих натюрмортов Михайлов обучал основным принципам композиционного, перспективного и цветового построения. Из таких простых и лаконичных постановок рождались выразительные вещи, звучащие гармонией тона: «Натюрморт с бутылкой», «Натюрморт с подрамником», «Натюрморт с цветочным горшком».
Натюрморт с бутылкой. 1980‑е. Бум., акв. 45х72
Незадолго до смерти, написан живописно-пластический шедевр, удивительный по смелому раскрытию лаконичных форм, подчиненных терракотовой плоскости стола — натюрморт «Яблоки и груши».
Яблоки и груши. Х., м. 62х94. 1986.
Постигая процесс гармонии силуэта и фона, контрасты цветовых масс, художник создавал на основе выразительного контура смелые по лаконизму образы в таких портретах, как «Бакенщик» и «Казак», которые продолжали формальные открытия натюрмортов этого времени. Но главное, что живет и сегодня в работах Германа Павловича Михайлова — это стремление к одушевленности живописи, наполненность его образов любовью и добротой.
Натюрморт с подрамником. 1985. Кар. на фанере, м., 60х105
В коллекции семьи художника сохранились десятки набросков, рисунков с натуры и живописных этюдов, которые отражают принципы художественной практики мастера. Эстетически ценный аспект набросков и эскизов заключается в точной выразительности рисунка, характерном методе формообразования композиций, в лаконичной передаче натуры. Все работы художника объединяет гармоническое начало, композиционное равновесие, гармония линий, выразительность контура и удивительная музыкальность тональных образных решений.
Особое место в творчестве Михайлова занимал пейзаж древнерусских городов. Художник работал в Горьком, Переславле-Залесском, Суздале, Ферапонтове, Владимире, Боровске. Вместе с другом, архитектором Григорием Пьянковым, выезжал в Архангельскую область.
Со студентами писал Новороссийск и Старочеркасск на летних пленэрах. Часть пленэрных работ в живописи и графике сохранилась в семейной коллекции. Образы храмовой архитектуры в пейзажах Германа Михайлова доминируют, выражая любовь художника к духовному наследию России.
К сожалению, после смерти художника не сохранились его главные живописные работы зрелого периода. Ростовский музей изобразительных искусств и МСИИД могут гордиться редкими образцами живописных картин и многослойной акварели 1950‑х-1970‑х гг., по своей завершенности равной произведениям живописи. Вглядываясь в пленэрные пейзажи и портретные образы современников мы понимаем, каким напряженным был поиск мастера в раскрытии духовной гармонии мира и человека.
Старочеркасск ночью. 1980. К., м. 38х25
Искусствовед-эксперт сетевой кафедры ЮНЕСКО
Почетный член РАХ Гуржиева И. П.
Старочеркасск ночью. 1980. К., м. 38х25