6 марта открытие выставки к 100-летию мастера - Германа Михайлова

Выставка живописи и графики Михайлова Германа Павловича в МСИИД
Текст:
Ирина Гуржиева
Фото:
МСИИД, из архива семьи Михайлова
29/02/2024
КТО ТАКОЙ: Михайлов Герман Павлович родился 6 марта 1924 года в Ленинграде. С детства увлекался рисованием, занимался в Доме пионеров, в Детской художественной школе при Академии художеств. До войны, с учениками ДХШ посещал мастерскую П. Н. Филонова, а картина «Пир королей» висела над его детской кроватью. В блокадном Ленинграде работал на военном заводе вместе с братом и продолжал художественную практику. В 1944 году поступил на пятый курс Художественного училища. В 1945 году — на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР. Его педагоги И. Э. Грабарь и Н. Н. Пунин. В 1949 году защитил диплом. С1950–1984 по гг. Герман Павлович преподавал в Ростовском художественном училище им. М. Б. Грекова, многое сделал для развития донского художественного образования. Герман Павлович определил профессию будущих реставраторов: Бориса Пустоветова, Александра Ермаковича, Леонида Кабарухина, Василия Ефремова, Керопа Согомоняна и Сергея Вовк, рекомендовав выпускников РХУ для работы в Ростовскую специальную научно-реставрационную производственную мастерскую, руководимую М. Е. Соколенко. Ученики мастера, помимо названных, — живописцы, графики, эмальеры, искусствоведы: Владимир Вельтман, Татьяна Горбунова, Владимир Дикий, Евгений Дрампьян, Владимир Карначев, Ирина Козлова, Игорь Кот, Валерий Кульченко, Эльвира Купреянова, Игорь Курков, Василий Лактионов, Анатолий Луценко, Владимир Мирошников, Сергей Москвитин, Татьяна Неклюдова, Христофор Хашхаян, Василий Чаусов, Алексей Шагинов, Игорь Шепель. Произведения мастера находятся в донских и петербургских собраниях и государственных музеях. На обложке.

Герман Павлович.jpg

Герман Павлович Михайлов — человек-легенда, оставивший глубокий след в сердцах учеников, коллег, современников. Его художественное наследие из собрания семьи впервые представлено в залах Музея современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) к столетию мастера.

Петербургский интеллигент, оказавшийся в Ростове в 1950 году, Герман Павлович стал ведущим преподавателем живописи и рисунка в Ростовском художественном училище сразу после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР.

Михайлов-педагог был редким явлением личности духовной и скромной, доброй и увлеченной, сдержанной и закрытой. Он высоко поднял планку учебного процесса, собственным примером раскрывая студентам суть художественного метода в задачах образного воплощения. Тонкий график и колорист, Герман Михайлов был полной противоположностью жесткому по характеру, мощному портретисту Тимофею Теряеву. Эти две полярных по темпераменту личности крепко дружили и увлеченно трудились, преображая творческую атмосферу Ростовского художественного училища.

3.jpg

Автопортрет. 1979. Б. на ДВП, кар., темпера. 48х36

Выверенный рисунок, композиционная ясность, четкое построение пластических форм и пространства через сопоставление тональных плоскостей являлись основой раннего и зрелого периода творчества Михайлова. «В работах Германа Павловича трогало откровение, культура… Его волновало единство, цельность… Когда человек бездуховный — произведение молчит, а при его духовности он мог быть хорошим портретистом… Самый достойный человек в смысле преподавания…», так вспоминал о друге Тимофей Теряев.

На долю Германа Михайлова выпало немало испытаний в годы Великой Отечественной войны. Он не любил рассказывать о жизни в блокадном Ленинграде, о гибели отца при защите города в 1941‑м, о работе на военном заводе и о том, что не оставлял искусство в эти страшные дни. Сохранился лирический натурный портрет спящего брата 1943 года, который раскрывает одаренность юного художника. Вероятно, художественное призвание помогло выстоять в годы лишений.
Не случайными для Михайлова были встречи с искусством Павла Филонова, погибшего в 1941 году, увлечение лекциями искусствоведа Николая Пунина, открывшего студенту мир древнерусской иконописи и западно-европейского искусства.

5.jpg

Гармония цвета. 1977. Х., м. 56х78

От Павла Филонова в творчестве Михайлова жил крепкий аналитический подход. Если посмотреть на такие работы, как «Портрет Сталина» и «Тракторный цех Путиловского завода» Филонова, мы поймем идеальную античную симметрию официальных портретов Михайлова, четкий отбор и строгую построенность его постановок («Натюрморт с подсвечником») и интерьеров (этюд к дипломной картине «Лаборатория академика И. П. Павлова»). На выставке представлены беспредметные живописные работы Германа Павловича из частной коллекции (диптих «Гармония цвета»), в которых раскрывается авангардный метод художника в решении цветовых и тональных задач в построении композиций.

6.jpg

Гармония цвета. 1977. Х., м. 56х78

В 1970–80‑е годы Герман Павлович развивал у своих учеников тональное чутье в композициях, где соотносились простые фигуры на изысканных по звучанию цвета плоскостях холста. На примере своих натюрмортов Михайлов обучал основным принципам композиционного, перспективного и цветового построения. Из таких простых и лаконичных постановок рождались выразительные вещи, звучащие гармонией тона: «Натюрморт с бутылкой», «Натюрморт с подрамником», «Натюрморт с цветочным горшком».

8.jpg

Натюрморт с бутылкой. 1980‑е. Бум., акв. 45х72

Незадолго до смерти, написан живописно-пластический шедевр, удивительный по смелому раскрытию лаконичных форм, подчиненных терракотовой плоскости стола — натюрморт «Яблоки и груши».

9.jpg

Яблоки и груши. Х., м. 62х94. 1986.

Постигая процесс гармонии силуэта и фона, контрасты цветовых масс, художник создавал на основе выразительного контура смелые по лаконизму образы в таких портретах, как «Бакенщик» и «Казак», которые продолжали формальные открытия натюрмортов этого времени. Но главное, что живет и сегодня в работах Германа Павловича Михайлова — это стремление к одушевленности живописи, наполненность его образов любовью и добротой.

11.jpg

Натюрморт с подрамником. 1985. Кар. на фанере, м., 60х105

В коллекции семьи художника сохранились десятки набросков, рисунков с натуры и живописных этюдов, которые отражают принципы художественной практики мастера. Эстетически ценный аспект набросков и эскизов заключается в точной выразительности рисунка, характерном методе формообразования композиций, в лаконичной передаче натуры. Все работы художника объединяет гармоническое начало, композиционное равновесие, гармония линий, выразительность контура и удивительная музыкальность тональных образных решений.

Особое место в творчестве Михайлова занимал пейзаж древнерусских городов. Художник работал в Горьком, Переславле-Залесском, Суздале, Ферапонтове, Владимире, Боровске. Вместе с другом, архитектором Григорием Пьянковым, выезжал в Архангельскую область.
Со студентами писал Новороссийск и Старочеркасск на летних пленэрах. Часть пленэрных работ в живописи и графике сохранилась в семейной коллекции. Образы храмовой архитектуры в пейзажах Германа Михайлова доминируют, выражая любовь художника к духовному наследию России.

К сожалению, после смерти художника не сохранились его главные живописные работы зрелого периода. Ростовский музей изобразительных искусств и МСИИД могут гордиться редкими образцами живописных картин и многослойной акварели 1950‑х-1970‑х гг., по своей завершенности равной произведениям живописи. Вглядываясь в пленэрные пейзажи и портретные образы современников мы понимаем, каким напряженным был поиск мастера в раскрытии духовной гармонии мира и человека.

15.jpg

Старочеркасск ночью. 1980. К., м. 38х25

Искусствовед-эксперт сетевой кафедры ЮНЕСКО
Почетный член РАХ Гуржиева И. П.
Старочеркасск ночью. 1980. К., м. 38х25

Читайте также:

Премьера
14/12/2023
15 декабря в 19:00 в художественной галерее «Ростов» открывается выставка Лены Лапко «Мимо, вскользь»
Лена Лапко предлагает не осмыслять эстетику, а попытаться её прочувствовать. Она объясняет: «... ко...
Премьера
23/03/2023
24 марта Открытие фестиваля «Семь вечеров с Сергеем Рахманиновым»
Автором идеи и инициатором проведения фестиваля стал главный дирижер театра Андрей Иванов. Откроется фестиваль знаковыми для твор...
Премьера
04/09/2021
В галерее «Ростов» в 2022 году пройдет Школа уличного искусства
Художественная галерея «Ростов» в 2022 году проведет Школу уличного искусства. Принять участие в ней смогут молодые художники в возрасте ...
Премьера
09/11/2020
Российский сериал «Полет» в программе европейского фестиваля
Российский сериал «Полет» производства 1-2-3 Production и продюсеров Валерия Федоровича и Евгения Никишова включен в программу международног...
Премьера
27/02/2020
В Краснодаре покажут работы ростовского художника Анатолия Легостаева
Анатолий Семёнович Легостаев родился 23 августа 1940 года в Ростове-на-Дону. Окончил Ростовское художественное училище им. М.Б. Гре...

Текст:
Ирина Гуржиева
Фото:
МСИИД, из архива семьи Михайлова
29/02/2024