Уникальная выставка «Жизнь советских животных», созданная на площадке Института живых систем ДГТУ, посвящена не только анималистике в творчестве мастеров соцреализма, но, прежде всего, жанровой живописи, в которой отражен труд советских животноводов, доярок, свинарок, пастухов и ветеринаров, определивших благососто¬яние и рост послевоенного народного хозяйства СССР.
Если обратиться к истории жанра, то важно представить, что пятнадцать тысяч лет отделяют наскальные образы бизонов в пещерах Альта¬мира от близких по реалистическому исполнению быков Пабло Пикассо, восхищенного великим наследием родной Испании.

Волков А.В. Корова, запряженная в сани. 1948. Х., м. 53х90 см
Анималистика, как первый акт творчества в эпоху первобытного искусства, подарила человечеству удивительные воплощения эстетического переживания в мощном реализме форм и движения животных.
Мастера Древней Греции создавали великолепные образы коней, которые были возрождены во всем своем величии в эпоху Ренессанса в монументальной скульптуре, мозаике и живописи. Замечательные изображения животных в произведениях великих художников эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Дюрера, Брейгеля — являются вершиной жанра, так как в основу изображений легли кропотливые исследования анатомии, позволившие точно отразить красоту и повадки животных, даже в картинах, где они становились стаффажем, несущим символ человеческих отношений.

Соломин Н. К. Доение коровы. 1950‑е гг. Х., м., 21,5х31,5 см
В нынешней экспозиции в картинах и малой пластике живет эпоха послевоенных лет, когда анималистика заняла равноправное место среди других жанров отечественного изобразительного искусства. Во второй половине ХХ века живописцы органично включили образы животных в бытовые и пейзажные картины, создавали этюдные работы для батальных произведений. Увлеченные писанием с натуры лошадей и коров, раскрывая их роль в жизни человека, советские мастера емко передавали реальные сюжеты и темы, сегодня увиденные нами заново, через постижение далекого и трудного, но счастливого времени. Времени послевоенных десятилетий, когда истосковавшиеся по мирной жизни художники писали то, что они знали и любили — родную природу и ее обитателей. Советская школа изобразительного искусства оставила наследие пейзажных и жанровых произведений с анималистическими образами Василия Ватагина, Константина Флёрова, Валентина Белы¬шева, Леонарда Туржанского, Сергея Герасимова, Владимира Стожарова, Алексея Грицая, Аркадия Пластова.

Тимофеев А. В. Корова и курица. 1970‑е гг. К., м., 22х34,5 см
Редчайшим образцом творчества выдающегося живописца, Народ¬ного художника СССР Аркадия Александровича Пластова является монохромный живописный эскиз (с использованием протирки умброй) к картине «Кружка молока», созданный в 1942 году. Композиция наполнена теплом доброты, несмотря на суровый колорит зимнего дня в разоренном селе со сгоревшими избами. В этой работе есть осознание того, что в годы войны с судьбой человека были неделимы его преданные друзья — боевой конь и корова-кормилица, достоверно написанные с натуры. Война не дошла до родного села Аркадия Пластова, где он работал в эти суровые годы, но картины художника, такие, как «Фашист пролетел», наполнены болью о войне, перевернувшей мирную жизнь русской деревни.
Замечательным произведением экспозиции является большая картина живописца Александра Васильевича Волкова «Корова, запряженная в сани», написанная в конце 1940 х годов. Счастье переживших войну женщин, сидящих в санях, читается в румяных от мороза, искрящихся весельем лицах. Мастерски написана фигура коровы на фоне зимнего леса, запря¬женная в сани. С вниманием изображены характерные женские образы. Парадоксальная композиция заставляет задуматься о безлошадном после-военном хозяйстве и крепком русском характере тружениц, преодолевших невзгоды послевоенных лет. В той же манере написан художником образ крестьянина с лошадью, везущей возок в картине «Мужик с лошадью».

Черноиванов И. П. Царицынский пруд. 1960‑е гг. К., м., 47,5х71,5 см
С тонким ощущением родной уральской природы созданы темпераментные по колориту и фактуре живописные этюды выдающегося русского советского живописца Леонарда Викто¬ровича Туржанского. Мосластые лошади и жили¬стые козы у околицы, ищущие первую травку на весенней земле, написаны импрессиони¬стично, с выразительностью художественно-об¬разной характеристики. Скромные лирические виды, в которых отражается жизнь деревенских поскотин, прославили художника как националь¬ного пейзажиста советской страны.
Картина «Колхозный двор» Заслуженного художника РСФСР Льва Иосифовича Народицкого эпохи сурового стиля отмечена высоким худо¬жественным уровнем. Произведение отражает традиции московской школы живописи и метод учителя, тонкого русского импрессиониста, профессора МГХИ им. В. И. Сурикова, Народного художника СССР Сергея Васильевича Герасимова. Влияние пейзажного видения Валентина Алек¬сандровича Серова раскрывается в тональной передаче световоздушной атмосферы серого дня в пространстве заснеженного подворья с голодной коровой, уткнувшейся в кормушку.

Народицкий Л. И. Колхозный двор. 1960‑е гг. К., м., 60х86 см
Великолепный образ коня в деннике «Жеребец в конюшне» написан с профессиональным знаточеством натуры. Метод изображения отмечен вниманием к эстетической ценности живописи и восходит к авторству Петра Покаржевского, известного педагога, художника-баталиста, учив¬шего изображать лошадей студентов в МГХИ им. В. И. Сурикова, среди которых был и ставший первым народным художником РСФСР на Дону Борис Тихонович Спорыхин. Картина была создана на Терском конезаводе в Пятигорье, где работали на летней практике студенты под руководством профессора Петра Дмитриевича Покаржевского. Статность и благородная красота терского жеребца, стоящего в сумраке конюшни, переданы в пере¬ливах коричневато-умбристой гаммы с мягкой лессировкой в тончайших нюансах светотени.
Не менее выразительна фигура коня в картине «Пегий мерин» кисти Народного худож¬ника СССР Тараса Гурьевича Гапоненко, окон¬чившего Bыcший xудoжeствeннo-теxничeский инcтитут в Москве (мастерская H. M. Черны¬шева). Всесоюзную славу и европейскую извест¬ность художнику принесла большая композиция «На обед к матерям» (1935), удостоенная Золотой медали на международной художественной выставке в Париже. Художник посвятил свои лучшие картины теме колхозного труда, живот¬новодству и птицеводству («На птичьем городке» 1959), а также портретам лошадей, коров и коз. Образы животных, представленные на выставке, как и «Пегий мерин», написаны мастером на родной Смоленщине, где прошли детство и юные годы художника.

Токарев В. Ф. Свинарник. 1960‑е гг. Х., м. 18,5х19,5 см
Автор жанровой картины «На свиноферме» — ленинградский художник-монументалист Евгений Викторович Казьмин после обучения в Ростовском художественном училище им. М. Б. Грекова окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. Особенность этой работы в точно отраженном с натуры процессе выращивания поросят на ферме. Смело написан огромный, хорошо оборудованный зал с неутомимыми свинарками, ведущими уход, взвешивающими новорожденных и купающими свиноматок. Особую ноту юмора вносят, укрупненно показанные на первом плане, весело глядящие из яслей мамаши, окруженные поросятами.
В другом формате, в традициях русского крестьянского жанра с тонкой живописной пластикой в передаче движения животных, напи¬сана картина «Свинарник» Владимира Федоро¬вича Токарева, известного российского живо¬писца, начинавшего творческий путь на Дону и возглавившего в послевоенные годы Дом твор¬чества «Академическая дача» Союза художников СССР в Вышнем Волочке. В композиции раскрыто пространство темного глинобитного сарая с ищущими корм фигурками розовых поросят, высвеченных солнечными лучами, проникаю¬щими сквозь щели грубо сколоченной двери.
Образ коровы в живописной картине «Корова в хлеву» пластически выразительно, со знанием анатомии создал саратовский живописец, Заслуженный художник РСФСР Петр Алексеевич Гришин. Импрессионистично ярко, смелыми отношениями пятен изображены коровы в картине «Стадо в летнем лагере» лауреата Сталинской премии Никиты Никаноровича Чебакова. Красота тональных отношений раскрывается в этюде с натуры «На отдыхе» московского художника Василия Павловича Комардина.
Нераздельно с донским пейзажем написано стадо коров на берегу в работе Народного художника Российской Федерации Бориса Тихоно¬вича Спорыхина «У Дона». Яркими пятнами изображены фигуры буренок в этюдах донского пейзажиста, Заслуженного художника РСФСР Александра Васильевича Тимофеева. В звучании рыжих, коричневых и красноватых акцентов, нанесенных широким мазком, решена картина А. В. Тимофеева «Когда наступает вечер (Возвращение стада)» с лавиной идущих в желтом мареве знойного заката донских буренок. На первом плане веселая фигура казака с длинной седой бородой, сопровождающего отряд коров на вело¬сипеде. Народный художник РСФСР Николай Константинович Соломин в ином стиле, на основе выразительного рисунка, академически тонко написал акварельную работу «Доение коровы». Светлая гармония животных и природы, радость мирной жизни наполняет послевоенное солнечное творчество художников.

Гапоненко Т. Г. Куры у сараев. 1950‑е гг. К., м., 28х40
Образы неделимых с природой животных написаны в виде выразительного стаффажа в произведениях плеяды донских живописцев в период 1960–1980‑х годов. Прекрасные работы создали в различных техниках и стилях Яков Евсеевич Гуслистый («Табун лошадей»), Константин Иванович Арещенко (серия «Кавказские этюды») и Петр Иванович Глызин («Стадо коз на закате»). Ряд представленных в экспозиции произведений отражает задачи, обусловленные временем, в которое происходило активное развитие анималистического жанра, обретавшего новое социальное и культурное значение, как в жанровой живописи, так и в баталистике. Особое внимание миру лошадей уделяли известные донские баталисты Владимир Петрович Черноусенко и Арсений Макеевич Чернышев, чьи замечательные живописные и графические эскизы представлены в экспозиции.
Спустя долгие годы забвения тему жизни советских животных возро¬дила замечательная по своему художественному качеству выставка произ¬ведений живописи, поддержанная академиком Российской академии художеств и Российской академии образования, профессором Бесари¬оном Чохоевичем Месхи. Представленные произведения имеют не только ценность профессионального художественного качества, но и историче¬ское воспитательное значение. Они сохранили радостный импульс нашей Родины, героически возрожденной советским народом из руин Великой Отечественной войны.

Туржанский Л. В. Весна в деревне. 1942. К., м., 16,5 х 35 см
ПЕРСОНАЛИИ.
Алексеев Адольф Евгеньевич (1934–2000) – советский и российский художник-шестидесятник, живописец, график. Заслуженный художник России (1976).
Ананьев Андрей Леонидович – советский художник-живописец.
Арещенко Константин Иванович – российский художник-живописец, член Ростовского отделения Творческого союза художников России (ТСХР).
Варичев Иван Михайлович (1924–2016) – советский и российский живописец, мастер пейзажа, представитель ленинградской школы живописи.
Волков Александр Васильевич (1916–1978) – советский художник-живописец, график, иллюстратор.
Гапоненко Тарас Гурьевич (1906–1993) – советский художник-живописец, педагог.
Глызин Пётр Иванович (1926–2007) – советский и российский художник-живописец, участник Великой Отечественной войны.
Гришин Пётр Алексеевич (1923–2001) – советский и российский художник-живописец, педагог.
Громов Владимир Федорович (1930 2004 – советский художник-живописец, график.
Гусев Юрий Викторович (1936-2016) – советский и российский художник-живописец.
Гуслистый Яков Евсеевич (1914–1972) – советский художник-живописец, пейзажист.
Казьмин Евгений Викторович (р. 1936) – советский художник-живописец, скульптор.
Крылов Порфирий Никитич (1902–1990) – советский художник-живописец, график, карика¬турист, член трио «Кукрыниксы».
Митюков Игорь Иванович (1929–2005) – советский художник-живописец, архитектор, мастер прикладного искусства.
Народицкий Лев Иосифович (1913–1977) – советский художник-живописец, график.
Нефедова Лидия Станиславовна (1913–1993) – советский пейзажист.
Пластов Аркадий Александрович (1893–1972) – советский художник-живописец, график.
2 этаж
корпус факультета
БиоВетМед (6-202)
ДГТУ
Торжественное открытие 27 октября в 16:00