Потомственный донской казак, народный художник России Борис Тихонович Спорыхин (1928-2020), прожил большую творческую судьбу, наполненную радостью жизненных впечатлений,
воплощенных в незабываемых образах пейзажей и натюрмортов, тематических, жанровых и исторических живописных композиций.
«Голубой курень». 1976. К., м. 50 х 70.
Эпически раскрывая историю донского края и его героев, он (по точному выражению живописца) никогда «не тратил зря золотого времени». Ежедневно отдавая силы творчеству, мастер создавал яркие колористические картины, посвятив целые циклы своих работ историческим героям Дона, панораме цветущей степи, старинным донским куреням и храмам, написанным в станице Старочеркасской —
(бывшем городе Черкасске) древней столице Войска Донского.
Художник не раз обращался в своем творчестве к образам донских скакунов. Статность и благородная красота лошадей в картинах Бориса Тихоновича определены точной реалистической работой с натуры. Еще в годы учебы в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, собирая натурный материал для дипломной работы «На пути к Царицыну», вместе с руководителем, профессором Петром Дмитриевичем Покаржевским Спорыхин работал на Терском конном заводе в Пятигорье. С тех пор кони стали главными героями многочисленных донских пейзажей и монументальных исторических картин.
«Осень в Старочеркасской. Церковь Петра и Павла».1990. Х., к., м. 35х49,5.
Через полвека после дипломной практики в Пятигорье воспоминанием о великолепном красавце-скакуне, написанном с натуры в долине на фоне гор Бештау и Змейки, стала картина «Арабский
жеребец» (2002). В точном пластическом решении фигуры коня раскрылся талант колористически одаренного анималиста. Выразительный пейзаж наполнен атмосферой жаркого лета с яркой голубизной неба, сопоставленной с далеким массивом зеленых гор, пышных деревьев и светом розовато-охристой земли.
Все внимание подчинено главному герою картины – гнедому жеребцу, живой пластике его корпуса, играющей в солнечных бликах. Много живописных полотен создано мастером, в которых кони являются важной доминантой композиции: «Праздник в станице Старочеркасской», «Край ты мой Донской», «Зарождение Первой конной», «На пути к Царицыну», «Донской атаман М.И. Платов».
«В походе». Правая часть триптиха «Революционное казачество» 1967. Х., м. 150 х 110
Образам донских конников эпохи гражданской войны посвящен монументальный триптих «Революционное казачество» (1967), в котором великолепно изображены боевые друзья казаков. На правой картине триптиха «В походе» каурый конь увиден с сидящим на нем молодым казаком. Гордо развернув голову, донской скакун пристально смотрит на зрителя. В левой композиции триптиха «За родную землю» целостно изображен эпический образ донского героя и его боевого друга. Казак, подняв ногу в стремя, садится на коня, развернутого влево на фоне смятенной ветром ковыльной степи.
Картины Спорыхина посвящены, неделимой с жизнью донской природы, Старочеркасской станице, где художник работал в своей мастерской более полувека. Здесь написаны целые циклы картин, посвященные Войсковому Воскресенскому собору с колокольней, казачьим куреням и разливам Дона, неповторимым по красоте подсолнухам.
«Подсолнух».1959. Х., к., м. 50,5 х 35
Подсолнух – любимая натурная тема художника. В каждом «портрете» солнечного цветка художественно-пластическое осмысление света и цвета раскрывает всегда новый живой образ. В ранней картине, написанной в 1959 году, живая красочная плоть медоносного подсолнуха взята крупным планом на фоне голубого неба. Вплоть до конца ХХ века Борис Тихонович работал над серией неповторимых образов солнечного символа донской земли.
Любовь к светоносной силе донского цветка выразилась и в панорамной картине «Донская земля» (1989) с бескрайним полем подсолнухов и казачьими куренями у Дона на дальнем плане. Эта картина излучает духовную красоту родной земли в масштабном раскрытии живой природы. Единство разноплановых видовых пространств представляет эпический символ, звучащий оптимистической симфонией света и цвета.
Дарам донской земли посвящены масштабные, ликующие солнечным светом, натюрморты живописца. Одно из лучших произведений позднего периода – картина «Старочеркасск. Полевые цветы» (2013). Цвет импрессионистично выразителен в передаче солнечных бликов и голубых теней в пространстве веранды, где написан стол с огромным букетом из степных ромашек, пижмы, дербенника и васильков в стеклянной банке, а спелые фрукты, рассыпаны на белой скатерти с голубыми тенями.
Передача световоздушной атмосферы, лепка формы цветом развивалась в произведениях Бориса Тихоновича под влиянием живописи Петра Кончаловского, с которым он общался еще в студенческие годы в Москве. Смелый колористический дар донского мастера живет в диалоге с любимыми образцами произведений мастеров «Бубнового валета», с темой букетов сирени Кончаловского, которую он раскрывал по-своему, работая с натуры в диалоге с открытиями любимого учителя.
Сегодня, после ухода из жизни донского живописца, мы с особой трепетностью, будто заново открываем мощь великолепных полотен Бориса Тихоновича Спорыхина. Красота и цельность величавого Войскового собора, высокие тополя и разливы Дона в Старочеркасске, горячие закаты, освещающие панорамные виды станицы – все великолепие образного мира и глубина переживания оживают перед зрителем в новой неповторимой красоте живописного и человеческого дара поистине народного художника.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК М. А. ШОЛОХОВА ТИХИЙ ДОН,
ШОЛОХОВ-ЦЕНТР
Большая Садовая ул., 125/69
«Арабский жеребец». 2002. Х., м. 60 х 80.