Лев Данилкин: «Для Гагарина Шолохов был выразителем русского самосознания»

Известный биограф и критик поделился с «Главным» своими мыслями о дружбе первого космонавта с патриархом советской литературы, о Ростове и своем вкладе в отечественное литературоведение
Писатель и литературный критик Лев Александрович Данилкин родился в 1974 году, в Виннице, в семье учителей-словесников. Окончил филологический факультет и аспирантуру МГУ. В 2000-2014 годах вёл рубрику «Книги со Львом Данилкиным» в журнале «Афиша». Работал литературным обозревателем газеты «Ведомости». Сегодня - редактор отдела культуры «Российской газеты». Автор биографий Юрия Гагарина, получившей в 2011 г. премию «Александр Невский», Владимира Ленина, вышедшей в 2017 году под названием «Пантократор солнечных пылинок» и удостоенной престижных премий «Большая книга» и «Книга года», изданных в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей», биографии Александра Проханова — «Человек с яйцом. Жизнь и мнения Александра Проханова» (в 2007 г. — шорт-лист премии «Большая книга»; в 2008 г. — шорт-лист премии «Национальный бестселлер») и ряда других биографических книг. Лауреат премии И.П.Белкина в номинации «Дистанционный смотритель» (2010 г.). Перевел книгу британского писателя Джулиана Барнса «Письма из Лондона».
Текст:
Никита Жуков
Фото:
ДГПБ, Государственный музей-заповедник им. Шолохова
23/05/2021

20 мая в кинозале Донской государственной публичной библиотеки перед ростовчанами выступил Лев Данилкин. В прошлом – литературный обозреватель журналов «Афиша», GQ и Playboy, сегодня – автор знаменитых биографий Александра Проханова, Юрия Гагарина и Владимира Ленина. Перед выходом к читателям Лев поговорил с главным редактором нашего портала.
v4aD0xnJy_4.jpg

- Помню, когда учился на журфаке, у нас был учебник по истории русской литературной критики. В главе про современную публицистику вас представили как «клиентоориентированного» критика. Считаете ли справедливым это определение в отношении себя?
Я думаю, «клиентоориентированность» – это синоним варварства, дикости. Ведь мне не нравились толстожурнальные критики - дядьки в засыпанных перхотью пиджаках и толстых очках. У меня был совсем другой стиль жизни, и писал я не так, как писали они. В своих рецензиях я никогда не апеллировал к знатокам, не соотносил книгу с какими-то литературными канонами, как это обычно делают критики. Хотя и в таком жанре я тоже умею работать – в 2010 году, например, написал для «Нового мира» огромный текст про отечественную литературу нулевых годов. Для меня рецензия в идеале - это самодостаточное художественное произведение. К тому же очень часто броские цитаты из моих рецензий помещали на обложки книг. Вот, видимо, с этим тоже связана репутация «клиентоориентированности». В любом случае, я написал три годовых обзора русской литературы - за 2005, 2006, 2008 годы. Мне кажется, для человека, который интересуется историей отечественной литературы, это три важных памятника. Но вообще я уже лет десять не пишу откликов. Почему-то до сих пор на каких-нибудь литературных мероприятиях меня представляют как критика.
- Если бы вы вернулись к этому занятию по какой-то странной причине, как бы вы рассматривали литературу сегодня?
Я не собираюсь к этому возвращаться. Но хороший литературный критик для меня - это Ленин. Он совсем был не похож на критика журнала «Афиша» и оценивал художественное произведение с других принципов. Сегодня, наверно, я бы рассматривал литературу как социальную практику. Художник часто неосознанно проговаривает какие-то вещи, которые социальные аналитики выговорить и прочувствовать не в состоянии.
knigi.jpg
Вместе с Данилкиным на встречу с читателями в Ростов приехал известный писатель, журналист
 и автор биографии Валентина Катаева Сергей Шаргунов

- Какие у вас ассоциации с Донским краем?
В Ростов я приезжаю второй раз. Для меня юг России вообще какая-то экзотика. Первое, о чем я думаю – Одесса. Зеленый, ухоженный город. Южная столица империи. Я только что был в краеведческом музее, послушал экскурсию, из которой понял, что в войну город был практически полностью разрушен, и все эти особняки прекрасные пострадали… После войны чуть ли не шла речь о том, что где -то надо было дубль рядом построить. Это было для меня откровением. В общем, мне тут нравится.
- Шолохов – наше всё. Как вы к нему относитесь?
Когда иностранцы или люди, далекие от литературы, просят меня посоветовать им лучший русский рассказ, я всегда называю «Судьбу человека». Мне, конечно, любопытна вся эта история с авторством «Тихого Дона», я тоже не понимаю, как такой молодой человек… В общем, я не считаю этот вопрос решенным. В какое-то время я увлекался теориями Фоменко, который, в частности, пытался выяснить авторство эпопеи. С Шолоховым, можно сказать, я знаком через одно рукопожатие. Александр Проханов, про которого я написал первую биографию, с ним встречался.
- А еще Шолохов встречался с Юрием Гагариным, про которого вы тоже писали биографию. Что для него значила встреча с писателем?
Думаю, для Гагарина Шолохов был иконой. Все-таки это была встреча с живым классиком. На мой взгляд, Шолохов был связан с так называемой «русской партией» – свидетельств об этом нет, я могу только попытаться реконструировать это. Дело в том, что одним из аспектов оттепели было пробуждение интереса к русскому самосознанию. И одной из сторон проявления этого интереса было появление деревенской прозы. Шолохов, мне кажется, воспринимал себя патриархом не только советской литературы, но и направления, связанного с русским национальным самосознанием. Я думаю, что вот этот русский аспект для Гагарина был существенен. Эта полуподпольная русская партия у Гагарина ассоциировалась с Шолоховым.
- Наши краеведы пишут, что Шолохов был любимым писателем космонавта. Это правда?
Гагарин на самом деле был очень начитанным человеком. Почему-то часто его представляют недалеким офицером советской армии, который был хорошим исполнителем приказов и не более того. Это не так. Он был сформирован советской романтической традицией 30-40-хх годов. Читал Горького, Стендаля, Бальзака и Экзюпери, с европейской литературой хорошо был знаком. А последняя книжка, которую он читал, была «Уловка-22» Джозефа Хеллера. В общем, он был более продвинутый, чем люди, которые сегодня считают себя литературными знатоками.
- Не устали от жанра биографии? Ради одной только книги про Ленина вы перелопатили 55 томов его сочинений…
Нет, мне в этом жанре очень комфортно. Здесь нет никаких канонов и через биографию конкретного человека ты можешь рассказать историю любой идеи. Мне нравятся странные идеи и явления. Я понимаю, что рассказывать о них просто так, без опоры на чей-то личный опыт – не очень эффективно. В биографии есть иногда невероятно интересный комплекс каких-то идей, проблем и ключей к той или иной эпохе.

пожаловаться

Читайте также:

Стиль жизни
28/04/2021
До ростовского забега «Стальной характер» осталось всего несколько дней
Считанные дни остаются до главного экстремального события этой весны в Ростове-на-Дону — забега «Стальной характер». В это воскре...
Стиль жизни
31/03/2021
Наперегонки с катарактой и глаукомой
Олег Борисович совмещает должность руководителя клиники и практикующего офтальмохирурга. Он проводит самые сложные операции в Центре микрохирургии глаза: факоэмульс...
Стиль жизни
25/12/2020
Ювелирный гороскоп. Как выбрать свой камень-талисман?
В преддверии Нового Года все мы невольно погружаемся в атмосферу праздника, таинственности и волшебства. И даже незатейливые предметы восприн...
Стиль жизни
20/11/2020
Мужской взгляд на моду
На вопросы «Главного» ответила Евгения Хуруджи, руководитель отдела маркетинга АО «Элис Фэшн Рус». - Когда было принято решение о запуске мужской линейки одежды? Чем было вы...
Стиль жизни
26/02/2020
Творческий вечер Николая Цискаридзе в «Пино Нуар»
21 февраля Народный артист России, ректор Академии русского балета им. А.Я.Вагановой Николай Цискаридзе рассказал о жестком мире балета, поделился с го...
Стиль жизни
29/01/2020
Встреча с протодиаконом Андреем Кураевым в Ростове
Протодиакон Андрей - одно из самых известных лиц Русской Православной Церкви. С его взглядами и оценками можно не соглашаться, но определённо, его суж...
Текст:
Никита Жуков
Фото:
ДГПБ, Государственный музей-заповедник им. Шолохова
23/05/2021