Первая декада марта отмечена сразу двумя важными датами: 135-летием со дня рождения Антона Семеновича Макаренко и 200-летием со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) — педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Именно к его 200-летию приурочен Год педагога и наставникав России — 2023.
В 1844 году Константин Ушинский успешно окончил юридический факультет Московского университета. В 1854 получилназначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.
Во многом благодаря Ушинскому во второй половине 1850-х годов в российском обществе возрос интерес к педагогике.Константин Дмитриевич был настоящим реформатором в педагогике и большое внимание уделял женскому образованию.В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц и ввел новый учебный план, где главными предметами сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки.Он также широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики.
Ушинскому удалось убрать существовавшее разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных», кроме того,он ввел практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором готовили учащихся для работы воспитательницами.
«Не следует забывать, что женщина является проводником успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества», — говорил Ушинский.
Константин Дмитриевич известен не только своими прогрессивными реформами, но и научными, учебно-методическими трудами. В 1861 году им была составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» для преподавания в младших классах, книга принесла автору всероссийскую славу.В 1864 году Ушинский написал и издал учебную книгу «Родное слово». Эти издания стали первыми массовыми и общедоступными российскими учебниками для начального обучения детей. Также Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это издание значительно повлиялона русскую народную школу и до сих пор не потеряло своей актуальности.
Ушинский уделял большое внимание вопросам нравственного воспитания. Как утверждал сам педагог —«влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».Патриотическое воспитание и любовь к Родине играет главную роль в основе его педагогической доктрины — народности.
Как сделать массовыми и общедоступными учебно-методические труды современных педагогов рассказала президент Южного федерального университета, член-корреспондент Российской академии образования Марина Боровская.
«Значение педагогических наук в обеспечении устойчивого будущего нашей страны сегодня невозможно переоценить. Цифровые технологии позволяют в сотни раз ускорить трансфер знаний из науки в образование и наоборот. Современные Ушинские, современные Макаренко, работающие в российских школах, колледжах и вузах каждый день разрабатывают новые практики, методики и технологии преподавания. И наиболее удачные практики не должны оставаться достоянием отдельных образовательных учреждений как двести лет назад — они должны мгновенно масштабироваться на всю страну благодарявозможностям массового сотрудничества образовательных организаций на базе цифровых платформ научно-методического и образовательного взаимодействия. Находить такие практики, оформлять их в новые методики, совершенствовать и снова апробировать — вот задача учёных в области наук об образовании», — отметила Марина Боровская.
Антон Семенович Макаренко (1888–1939) — советский педагог и писатель. Выдающиеся достижения в области социализации молодёживыдвинули его в число известных деятелей мировой и педагогики.
В результате Первой мировой войныдвух революций и последовавшей за ними Гражданской войны на территории СССР появилось огромное число беспризорников — до 7 миллионов человек.Советским государством предпринимались меры по устранению этого явления не только уголовным преследованием, но и ресоциализацией — в этих условиях открывалась повышенная свобода педагогического и воспитательного творчества для наиболее одарённых и деятельных руководителей детских колоний.
Антон Макаренко — не единственныйи даже не первый адепт иидеолог воспитательной системы, основанной на уважении к личности ребенка, но именно он самый яркий теоретик этой системы. В то время как другие детские коммуны длябеспризорников в СССР делали акцент на перевоспитании через труд, в учреждениях под руководством Макаренко главным было именно образование.
В 16 лет Макаренко окончил 4-классное училище, в 17 — педагогические курсы. Профессию он выбрал по совету отца, который видел, что его старшего сына не интересует ничего кроме книг. До 26 лет Макаренко преподавал русский и литературу в родном училище, затем поступил в Полтавский учительский институт и окончил его с золотой медалью. Он ознакомился с современными ему педагогическими методиками — и с отвращением их отверг. Темой диплома он выбрал «Кризис современной педагогики».
В 1919году Макаренко переехал в Полтаву и неожиданно получил приказ Губнаробраза создать колонию для малолетних преступников в селе Ковалевка и возглавить ее. Энтузиастов-педагогов у него было немного, выбирать не приходилось.Первые месяцы жизни колонии Антон Семенович описал в самом известном своём произведении — «Педагогическая поэма».
Воспитанниками Макаренко стали бывшие махновцы, взломщики, грабители и уголовники со стажем. Самый простой вариант – вернуть воспитанников ЧК как неисправимых и предоставить своей судьбе. Однако Макаренко поступил по-человечески искренне — стал для подростков настоящим отцом, старшим другом, примером для подражания. И педагогов подобрал таких же – преданных своему делу, бессребреников и энтузиастов.
Важным воспитательным фактором стало развитие хозяйства колонии – буквально за 2–3 года подростки не просто выбрались из нищеты, но сумели организовать настоящий сельхозкомбинат. Своя пшеница, овощи, коровы, свиньи, лошади, теплицы, молотилка, кузница и мельница. Мало того – красивый парк, усаженный цветами, чистый пруд и даже собственный театр. Вокруг царили разруха и голод, а бывшие беспризорники жили сытно, спали в теплых домах на чистых постелях, позволяли себе культпоходы, покупку племенных животных и баловство вроде модных причесок.
Новые методы воспитания тоже складывались методом проб и ошибок: детская демократия и самоуправление, система командиров и сводных отрядов, совет командиров и обсуждение всех важных моментов колонистской жизни. Воспитанники сами решали судьбу провинившихся товарищей, сами планировали бюджет и принимали серьезные решения.
«Макаренко учил каждого из нас видеть жизнь, понимать её, осмысливать явления. Я с удивительной свежестью во всех деталях припоминаю его уроки литературы. Антон Семёнович предлагал нам иногда описать картину, висящую здесь же в комнате, или даже описать карандаш. И тогда каждый из нас убеждался, как пристально вглядывался в вещи, в людей, в жизнь Антон Семёнович», — вспоминала Елена Пихоцкая, воспитанница Макаренко.
Одним из распространённых приёмов критиков системы Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого Антона Семновича, так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей: Семёна Калабалина и его супруги Галины, Алексея Явлинского, Леонида Конисевича, профессора Валентина Кумарина и многих других. На Юге России идеи Антона Макаренко об организации коллектива — опора на традиции, педагогический коллектив как сообщество единомышленников, организация отношений ответственной зависимости, детское самоуправление — развивал в педагог Фёдор Брюховецкий.
С 2003 года журналом «Народное образование» совместно с Российской макаренковской ассоциацией начато проведение конкурса школ-хозяйств и возобновлено проведение Макаренковских чтений. За более чем 14 лет проведения этого конкурса в нём уже участвовали десятки команд из разных краёв и областей России — от Якутии до Ростовской области.
«Интеллектуальное и духовное наследие российской научно-педагогической школы, во многом определяемой традицией, заложенной К.Д.Ушинским, нашло свое воплощение в ведущих научных школах Юга России, историю и славу которых мы связываем с именами академиков Е.В.Бондаревской и Ю.К.Бабанского. Их наследие задает методологические стандарты и современным исследованиям, которые ведутся в университете в рамках наук об образовании, включающих наряду с психологией и педагогикой такие отраслевые дисциплины, как социология образования, вопросы экономики и управления в образовании, правового регулирования сферы образования. Сегодня Южный федеральный университет по данным независимых предметных рейтингов входит в пятерку ведущих центров страны по качеству педагогических исследований и подготовки профильных кадров. Именно наш университет несколько лет назад при поддержке Российской академии образования, партнерских университетов и профессионального сообщества поднял вопрос о необходимости разработки национальной концепции подготовки учительских кадров. В последний год наше внимание сосредоточено на разработке образовательных решений, содействующих интеграции новых территорий в российское образовательное пространство», - прокомментировал директор Академии психологии и педагогики ЮФУ Владимир Кирик.