Ирина Захарова — учитель русского языка и литературы, английского языка, сегодня она работает в Лицее №13 Ростова-на-Дону, советником директора по воспитанию и руководителем кружка журналистики. В 2022 году она поступила в магистратуру АПиП ЮФУ на направление «Междисциплинарные исследования в образовании». Ирина Сергеевна рассказала о своём пути в профессии — онас детства хотела стать учителем русского языка и литературы.
«Это желание связано с тем, что моя бабушка Анна Лукинична по образованию была учителем. К сожалению, когда она окончила вуз, началась война:во время оккупации Ростова-на-Дону бабушка работала в тылу — на телеграфе, после войны так и осталась связисткой. Но свой педагогический дар она посвятила моему обучению, она много читала мне, научила меня читать и привила любовь к литературе», — рассказала Ирина Захарова.
Педагог добавила, что ей по жизни повезло с наставниками. Первые шаги в педагогике она делала в той же школе, где училась сама — это школа №81, и школьные учителя Ирины Сергеевны стали её коллегами— это, по её словам, непередаваемые ощущения трепета и благоговения, а также бесценный опыт.
«Никогда не забуду уроки литературыс моим школьным учителем Светланой Борисовой. Это был педагог с большой буквы: онаприносила книги с фотографиями и биографиями писателей, водила нас в музеи, на уроках мы много обсуждали, сравнивали и анализировали.Одним словом, я влюбилась в литературу и люблю ее до сих пор», — поделилась Ирина Захарова.
В преподавание Ирина пришла не сразу, мама видела её переводчиком и убедила поступить в РГПУ на переводческий факультет, но Ирина тайком от мамы бросила инязи поступила на заочное отделение филфака РГУ (сейчас — Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ).
«Здесь началось мое знакомство с латинским и греческим языками. Очень запомнились лекции Екатерины Жак по древнерусской литературе и Ольги Гайбарян по мастерству корректуры. Сборник Ольги Ервандовны по грамматике и сейчас является моей настольной книгой», — рассказала Ирина Захарова.
С дипломом филолога онахотела пойти работать в СМИ, но Ирине удалось исполнить две мечты сразу: преподавать в школе и реализовать себя как журналист и редактор: сегодня она руководит школьным медиа-объединением.
«Нет ничего круче, чем направлять детей в их творчестве, наблюдать как они пишут заметки и берут интервью — они такие непосредственные и творческие, в них так много энергии и задора. Мы участвовали во всевозможных конкурсах и мероприятияхрайонного и городского масштаба. Кто-то скажет, что победа в городской битве чтецов это не выдающееся достижение, но это бесценный опыт. Самый ценный ресурс, которым мы можем поделиться с детьми – это время, проведенное вместе: чаепития по праздникам, конкурсы, поездки, школьные фестивали», — поделилась Ирина Захарова.
Современный ритм жизни требует постоянного совершенствования, поэтому преподаватель решила пополнить свой багаж знаний, поступив в магистратуру ЮФУ. В первую очередь — чтобы овладеть методиками и технологиями дистанционного обучения, узнать о плюсах и минусах разных интернет-ресурсов, позволяющих ученикам изучать материал дома.
«Переход на дистанционное обучение во время пандемии коронавируса показал, что мы просто были не готовы к современным реалиям. Чтобы провести дистанционный урок с той же пользой для учеников как урок в классе, недостаточно просто выйти с ними на видеосвязь и прочитать материал, нужно использовать современные платформы», - поделилась Ирина Захарова.
Среди сервисов, которыми обучают пользоваться в магистратуре ЮФУ,:сайт Российской электронной школы (РЭШ), на котором можно создать класс, давать задания и у учащихся в дневниках будут появляться оценки, платформы «Microsoft Teams» и «Google Meet», онлайн-доска для совместной работы «Miro». Такие платформы дают возможность ученикам, которые пропустили по какой-то причине урок, познакомиться с теорией дома, а в школе практиковаться.
«Выполняя практические задания на уроке, учащиеся по очереди комментируют, подтверждая правилами. Иногда рождается спор, и дети с азартом включаются в урок, воспринимая спор, как игру, соревнование, особенно касается трудных случаев. Принцип соревновательности вызывает интерес у учащихся и стимулирует их к поиску правила, доказательства», — подчеркнула Ирина Захарова.
Педагог рассказала, что стараетсяпрививать ученикам проектное мышление и вовлекать их в проектную деятельность, ведь именно проект позволяет научиться мыслить, анализировать и исследовать. В магистратуре ЮФУИрина Сергеевна познакомилась с методами гибкого управления проектами. Agile (эджайл) — это метод, основанный на пошаговом выполнении задач. Он подходит для ситуаций, где присутствует риск неожиданных изменений, и нельзя спланировать рабочий процесс до конца. К подобным ситуациям относится разработка программных продуктов.В рамках этой философии есть набор инструментов для работы над проектом — Scrum.
«Мне нравится моя профессия, я чувствую, что я на своем месте. Энтузиазм моих учеников, их победы, их энергия заряжает. Толкает на движение вперед, я расту вместе с моими учениками. Как сказала мне Светлана Анатольевна когда-то: «Не стыдно, если ты чего-то не знаешь, человек не может всего знать, главное, чтобы ты хотел научиться». Учитель, классный руководитель – это образец для подражания. Наставник – это компаньон, соратник, человек, который сделает ирокез и скажет: «Ребята, давайте играть в индейцев». И нужно быть просто самим собой, не бояться совершить ошибку или показаться смешным. Ведь самое смешное, яркое, как раз и запоминается в жизни», — поделилась Ирина Захарова.
Преподаватель убеждена, лучший урок – это практико-ориентированный урок. Как гласит китайская мудрость: «Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и я пойму». Как бы ни были полезны современные методики и технологии, они не могут заменить живого общения с детьми. Нужно увидеть, какой талант прячется в скромном мальчишке и застенчивой девчонке, считает Ирина Захарова, в этом и есть секрет воспитания.