
Список можно продолжать и продолжать. А некоторые дисциплины, такие как Формула-1, так и вообще – являются одними из самых дорогих. И без привлечения щедрых спонсоров они бы просто не смогли выжить.
В связи со спецификой деятельности, спонсоров можно классифицировать на несколько категорий. Титульные занимаются финансированием нужд команды, официальные – поддерживают соревнования F1 в целом (Emirates и Rolex), региональные – помогают с развитием спорта в конкретном регионе. В последние годы активно развивается и новая категория – партнеры букмекер с фрибетом, привлекающие внимание болельщиков к гонкам через специальные акции. Есть даже личные спонсоры, которые сопровождают одного конкретного пилота (например, Хэмилтона сейчас спонсируют производители энергетика Monster).
Составление ТОП-3 спонсоров – сложная задача. Ведь одно дело, когда ты все измеряешь в денежном эквиваленте, учитывая только годовую сумму пожертвований, и совсем другое – оценка участия спонсора в жизни команды, помощи с технологиями и медийной раскруткой пилотов. Тем не менее, некоторые компании настолько выделяются из общего числа спонсоров, что их просто нельзя не включить в рейтинг. Они представлены ниже.
Мало какие компании могут похвастаться такой лояльностью, какую демонстрировали Shell как спонсоры Феррари в Формуле 1. Компания сотрудничает с “Гарцующей лошадью” с 1929 года, занимаясь поставкой для нее топлива и масел, а также помогая разрабатывать решения, положительно сказывающиеся на производительности двигателей. Даже когда Феррари как гоночная организация переживала не лучшие времена, сотрудничество с Shell не прекращалось. Впрочем, бренд также поддерживает команды и в других гоночных дисциплинах – Moto GP, Формула Е, раллийные гонки и т.д. Подробнее об этом можно почитать на их официальном сайте.
Австрийская компания Red Bull находится в тройке самых влиятельных спонсоров неспроста. Во-первых, этот бренд сделал очень многое для продвижения Формулы среди молодежной аудитории, позиционируя этот спорт как увлечение для амбициозных и активных. Во-вторых, помимо спонсорства, Red Bull занимается развитием сразу двух своих команд – Red Bull Racing и AlphaTauri. Первая является одной из топовых в F1 и периодически одерживает победы в крупных состязаниях. В Рэдбулле были задействованы гонщики первой величины – Макс Ферстаппен, Марк Уэббер, Себастьян Феттель.
Началась история взаимовыгодного сотрудничества табачного производителя и гонщиков в 1972 году – с команды BRM. Но уже через несколько лет компания переквалифицировалась в спонсоры Макларен в Формуле 1. С 1974 по 1996 года Marlboro помог пилотам McLaren получить 9 титулов. Под красно-белыми цветами в это время выступали такие культовые личности, как Ален Прост, Ники Лауда и Айртон Сенна. В настоящее время бренд Marlboro уже не увидеть на автомобилях – просто потому, что во многих странах мира начали бороться с рекламой сигарет. Но даже оставаясь в тени, компания продолжает быть одним из крупнейших спонсоров (теперь уже не Макларен, а Ferrari).
Также упоминания заслуживает спонсор Oracle, который за один только 2025-й год уже успел вложить в F1 более 100 миллионов долларов (команда Red Bull Racing). Aramco со своими 75 миллионами для гонщиков из Aston Martin и Petronas с 70 миллионами для Mercedes. Они же, к слову, поставляют Мерседесу топливо и смазочные материалы. А если говорить о глобальных партнерах, то это в первую очередь часовой бренд Rolex и пивная компания Heineken. Они финансируют многие состязания Формулы, не забывая при этом упоминать, что пьяная езда за рулем – это преступление.
Приведенные выше примеры наглядно показывают, что спонсоры в Формуле 1 – это не только денежные мешки, в которые можно залезать для покрытия финансовых расходов, как это обычно бывает в большинстве других видов спорта. Нет! Спонсоры в F1 обладают куда большими полномочиями и могут влиять на расстановку сил, переманивать самых талантливых гонщиков из одного коллектива в другой, открывать доступ к продвинутым технологиям, которые помогают пилоту раскрыть на трассе свой потенциал. Именно поэтому поиск и работа со спонсорами является значимой частью жизни любой команды Формулы.