О художнике
Начало творческой деятельности молодого художника, а это были 1980-е годы, совпало с развитием новых авангардных направлений в советском изобразительном искусстве, которое повлияло в какой-то степени и на искусство сегодняшнего дня.
Владимир Карначев всегда был и остается остро современным художником как по новаторскому отношению к задачам искусства, так и по стилистике своих произведений. Художник многоплановый, он работает в разных жанрах живописи: жанровой картине, портрете, пейзаже, натюрморте.
Рассматривая работы Карначева, поражаешься его неиссякаемому диапазону сюжетных и пластических замыслов. Для живописи его жанровых композиций характерен символический язык, философско-смысловой подтекст, построенный на эмоциональном настрое с цветовой культурой и особой «карначевской» индивидуальностью («Музыка для Музы», «Пикник на море», «Вечерняя купальщица»).
Работы автора волнуют каждого зрителя, его живопись достаточно артистична и виртуозна.
Поэзию особого склада художник находит в многочисленных женских образах, написанных в сложной неповторимой тональности и цветовой гармонии, вылившихся в тонкую музыкальную мелодию. Каждая работа Карначева раскрывает богатый поэтический мир человека, наполненный чувством и переживаниями, выраженными в красках, заряженной яркой авторской индивидуальностью.
Произведения Владимира Карначева находятся в собраниях музеев Ростова-на-Дону, Кинешмы, Сочи, Москвы, а также в частных коллекциях России, США, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, ОАЭ и других странах.
В 2008 году четыре работы были приобретены Королевской Академией (Лондон, Великобритания).
Экспозиция персональной выставки Владимира Карначева откроет нам прекрасного художника и эстетически обогатит духовный мир тех, для кого он создаёт произведения.
В преддверии выставки корреспондент «Главного» побывал в мастерской художника, беседа была очень живой, а тем затронуто много.
В мастерской художника
О патриотизме, войне и слезах
Я патриот России, но война не моя тема в живописи. Первый раз я коснулся ее в 2014 году. У меня есть работа «Слезы». Я просто написал ее потрясенный тем, что творится в Украине. Эта работа касается всех матерей. Она о том, что снова плачут матери.
В 2014 году я показал эту работу в социальной сети Facebook (Организация, запрещённая на территории РФ). У меня ведь так много друзей было в Facebook из разных стран, но если бы вы знали, что начало там твориться!
Начался обвал ненависти с той стороны, особенно от украинок. Меня вкидывали из друзей. Там такое пошло-поехало… А ведь эта работа касалась всех матерей земли. Но объяснять было что-то бесполезно.
«Слезы», холст/масло, 2014 г. Владимир Карначев
А совсем недавно, уже готовясь к этой выставке, я написал работу «Горловская мадонна». Увидев сюжет о ней по ТВ, я настолько вновь был потрясен, что заплакал и не смог даже дальше смотреть. И сейчас говорю об этом с трудом.
(27 июля 2022 года исполнилось восемь лет со дня убийства Кристины Жук и ее дочери Киры. В 2014 году вооруженные формирования Украины обстреляли улицы Горловки из установок "Град". В тот день, названный позже "Донецким кровавым воскресеньем", погибли четверо детей. Среди них была и малышка Кира. Девочка погибла на руках у матери, которая бежала, спасаясь от солдат ВСУ. Мать тоже погибла.– Прим. редакции)
Я решил написать картину.
Как смогу.
Написал.
Поделился в интернете. Начали спрашивать стоимость. Я никак не ожидал, что работа с таким сюжетом может вызвать такой интерес. Мне писали наши женщины, о том, что они смотрят и плачут, плачут. Я и сам плачу. И я не могу продавать эту работу. Я хочу ее подарить. Когда закончится все, я хочу, чтобы эта работа принадлежала Донбасу, Горловке. Наверняка, у них есть или будут новые музеи.
Через ваше СМИ я хочу обратиться к нашей городской администрации с просьбой помочь в организации передачи этой работы в дар жителям Донбаса. Пусть сейчас не время, но оно придет! Эта работа в память обо всех погибших. Это должно принадлежать людям, пережившим все эти ужасы. Я верю, что и другие художники будут дарить свои работы в восстановленные и новые музеи ДНР и ЛНР.
«Горловская мадонна», холст/масло, 2022 г. Владимир Карначев
О выставочном опыте, конъюнктуре и усах
Я всегда знал, что никогда не стану писать соцреализм, коньюктуру. Но после окончания училища я понимал, что необходимо вступать в Союз художников.
Без этого было никак в СССР. Нужно было участвовать в выставках.
И вот в каком-то там 198… году я взял большую свою новую работу с обнаженной женщиной и понес пешком в выставочный зал на набережной.
Там проходил выставком к зональной выставке «Дон хлеборобный». Такие выставки проходят раз в четыре года. Тогда это был прямой билет в союз.
Ветер был ужасный.
Еле донес, опоздал пока шел.
А как посмотрел в лица членов выставкома, то мне страшно стало - зал угрюмый, уставший.
Выставком проходил два дня. В первый день основной отсев, смотрели сотни и сотни работ: живопись, графика, прикладные работы, комбайнеры, жатва, комбайны, снопы, представляю как они устали.
И вот, Александр Павлович Токарев, а он был моим преподавателем в художественном училище, увидел меня с картиной, подтолкнул и говорит: «Давай-давай!».
Мою работу выносят, ставят на мольберт, на суд.
По залу в тишине поплыло такое: у-у-у-у-у, слышно было, как члены комиссии выдохнули с удовольствием.
Я замер, неужели примут?
Тогда ведь как было заведено, председатель говорит: «Работа такая-то, художник такой-то… Предложения есть?», - если хоть одна рука поднимется, то начинается обсуждение, голосование.
Несколько рук потянулась вверх.
Но среди членов комиссии сидела начальник управления культуры Ростовской области Бочарова Алла Дмитриевна. Что она там делала непонятно, филолог по образованию. Она аж подпрыгнула, две руки вверх выкинула, скрестила и закричала: «Уберите это безобразие!».
Руки сразу опустились.
Работу вынесли в холл.
Положил я картину на пол, стал упаковывать. А сам думаю о том, как же мне донести ее обратно с набережной, сил никаких нет.
Подходит ко мне Александр Павлович Токарев и спрашивает: «А куда это ты собрался? Завтра приедет главный состав выставкома из Москвы. Завтра еще раз покажешь», - и матом как загнул.
А я боюсь! Как же я дальше жить буду, если проигнорировал мнение начальника управления культуры Ростовской области?
Токарев мне говорит: «Если работу сейчас унесешь, то завтра сбрей усы – ты тогда не мужчина!». Я тогда работу оставил. Но сказал, что если со мной что-то случится, то будет это на его совести.
На большом выставкоме на следующий день за мою картину был поднят лес рук. Александр Павлович выскочил, обнял меня, расцеловал.
Вот так я остался с усами и получил путевку в союз, участием в зональной выставке «Дон хлеборобный».
Жаль, работа сама не сохранилась.
В мастерской художника. Владимир Карначев
О судьбах работ: иногда они возвращаются
Судьбы многих моих работ мне неизвестны. От некоторых не осталось даже фотографий. От иных лишь черно-белые снимки.
Раньше такая практика была - с выставок СХР министерство культуры закупало картины.
Одна моя работа, закупленная министерством, нашлась в музее Кинешмы.
Тогдашняя заведующая картинной галереей Кинешемского музея изобразительного искусства Елена Каракулова меня сама как-то разыскала и позвонила по домашнему телефону. Мобильных еще не было.
Я ездил туда к ним Кинешму, посмотрел на картину, познакомился с музеем.
Елена Геннадьевна рассказала, как ей досталась картина. Происходило это так: проводились выставки, министерство, в разных городах закупив картины, свозило их в одно место и приглашало туда музейных работников страны. Музейщики разбирали работы и развозили по своим городам.
Елена мне рассказала: «Я как вошла тогда в зал, а там - ваша работа. Я к ней бегом, собой закрыла: «Мое!».
Такая вот судьба у картины. Хорошая.
Я бы очень хотел найти и свой триптих «Танаис». Где он? Может кто-то отзовется.
И еще есть ранняя работа, которая была в коллекции моего друга. Друг умер.
Работа вернулась.
Владимир Карначев рассказывает о ранних работах.
О цвете
Цвет - главная моя философия.
Владимир Карначев за работой.
Торжественное открытие выставки 7 апреля в 16.00
Ростовский областной музей изобразительных искусств
г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 115
Выставка работает с 7 по 24 апреля 2023 года.
елефоны для справок: 2-402-907, 2-402-333
Музей работает с 10.00 до 18.00.
Выходной день – вторник