Как мы уже сообщали, 14 февраля в Таганроге состоялся полет первого построенного для Минобороны самолета-амфибии Бе-200ЧС.
Напомню, что в 2013 году министерство обороны и «Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г. М. Бериева» уже заключали контракт на поставку двух Бе-200ЧС и четырех модифицированных Бе-200ПС - на общую сумму 8,4 млрд. рублей. В 2017 году контракт расторгли, так как строительство самолетов не продвинулось дальше начальной стадии.
В том же 2017 году Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Минобороны России о взыскании с ТАНТК в качестве неотработанного аванса более 6,726 млрд. рублей.
В августе 2019 года Таганрогский районный суд вынес приговор по уголовному делу в отношении бывшего генерального директора ОАО «ТАНТК им. Бериева» Игоря Гаривадского.
Суд установил, что Игорь Гаривадский, будучи руководителем предприятия (с марта 2014-го по декабрь 2015-го) , не выполнил обязательства по госконтракту с Министерством обороны России.
Гаривадский объяснял задержку, тем, что некоторые поставщики отказались от выполнения контрактов. Судя по всему, он имел в виду украинские двигатели Д-436ТП
Тем не менее, суд назначил Гаривадскому наказание в виде двух лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Раз 14 февраля самолет поднялся в воздух, значит, ТАНТК и Министерство обороны нашли общий язык.
Сейчас выясняется, что на новой амфибии был установлен все-таки украинский двигатель.
"Украина продолжает поставлять России военную продукцию, хотя в стране уже более пяти лет действует запрет на это", пишут украинские СМИ. По их сведениям, Таганрог получил от запорожского завода "Мотор-Сич" два двигателя. Об этом сообщает украинское издание «Обозреватель» со ссылкой на данные «Национального промышленного портала».
Замечу, что стоимость одного двигателя составляет $2,496 млн.
Еще в 2018 году на ТАНТК не отрицали, что используют украинские двигатели, но к 2020 году Объединенная двигателестроительная компания планировала провести ремоторизацию Бе-200, установив на него российско-французский двигатель SaM146.
Но! В апреле 2019 года генпрокурор Юрий Чайка заявил, что недопустимо ставить на российские самолеты двигатели, комплектующие для которых поставляются из стран НАТО. Минпромторгу запретили менять украинские агрегаты на двигатели совместного производства французской компании Snecma и российского НПО «Сатурн».
Вот такая, я бы сказал, загогулина!
Судя по всему, это начало скандала. Буквально сегодня Forbes пишет о давлении, которое США оказывают на украинское антимонопольное ведомство в попытке сорвать покупку китайцами завода авиационных двигателей «Мотор Сич», разоряющегося из-за разрыва экономических связей с Россией. При этом сами американцы покупать компанию не расположены.