Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) представило пятый рейтинг эффективности управления в городских округах Российской Федерации.
Этот рейтинг основан на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических данных. Он представляет собой результаты уникального исследования, не имеющего аналогов в российской практике изучения муниципальной власти.
В выборку для исследования попали все столицы российских регионов, за исключением городов федерального значения. Кроме того, были учтены крупные городские округа с населением более 300 тыс. человек, не являющиеся региональными центрами. Эффективность управления оценивалась по критериям, которые разделены на два блока: политико-управленческий и социально-экономический.
КАКИЕ ГОРОДА СТАЛИ ЛИДЕРАМИ ПО КАЧЕСТВУ УПРАВЛЕНИЯ
Баллы. Максимальное значение - 1
Рейтинг основан на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических данных. В оценке эффективности управления в городских округах приняли участие более 200 экспертов - политологи, социологи, учёные, журналисты, урбанисты, политтехнологи и общественные деятели.
В частности, оценивались итоги прошедших выборов в Государственную Думу, динамика расходов на общегосударственные вопросы в местном бюджете, доля детей до шести лет, получающих дошкольную образовательную услугу, число мест в детсадах, расходы бюджета на культуру и ЖКХ.
Данный рейтинг не привязан к личности главы территории, что вызвано наличием во многих городах «двуглавой» модели местного самоуправления и связанным с этим распределением ответственности между различными властными органами муниципального уровня. В этой связи рейтинг эффективности управления в городских округах призван показать актуальные результаты работы муниципальной власти в целом. В представленном рейтинге даны оценки эффективности работы городской власти за 2021 год.
Исследование городского управления в 2021 году продемонстрировало отсутствие существенного изменения уровня его эффективности в сравнении с 2020 годом. Общий средний балл эффективности управления в городских округах остался на уровне 0,52 единиц. При этом в рамках двух изучаемых блоков показателей – политико-управленческого и социально-экономического – перемены произошли.
В условиях борьбы с пандемией и сопутствующими социально-экономическими проблемами средний балл в рамках соответствующего направления немного упал – с 0,49 до 0,48 единиц. Напротив, в рамках политико-управленческого блока средний балл продолжил рост и увеличился с 0,54 до 0,56 единиц. Такого рода динамика показывает: в условиях пандемии городские власти смогли адаптироваться к меняющимся условиям и организовать свою деятельность, несмотря на форс-мажорные обстоятельства. Об этом же свидетельствовали и в целом достаточно успешные для действующей власти результаты думской кампании и серии региональных и муниципальных выборов.