Программа обучения так называемой ментальной арифметике обычно занимает два-три года и делится на несколько этапов. Сначала дети учатся считать на абаке ( счётная доска для арифметических вычислений в древних культурах — Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Китае, другое название - соробан).
Потом вместо доски детям дают ее изображение: глядя на рисунок во время вычислений, нужно представлять, как передвигаются костяшки. Затем забирают и картинку — на этой стадии они видят абак в уме.
Соревнования в Чехии (они прошли 7 марта) состояли из двух туров по четыре минуты. В первом участники решали примеры с помощью соробана, во втором – ментально.
Алина и Евгения обошли около 150 участников из десяти стран Европы и двух российских городов.
В данный момент ментальная арифметика - популярное увлечение среди жителей Земли.
Одни ученые утверждают, что ментальная арифметика развивает рабочую память, другие этого не обнаружили. Но даже если положительный эффект вправду есть, не исключено, что он проявляется лишь в лабораторных условиях или только у взрослых, ментальная арифметика точно не делает ребят умнее.
Есть мнение, что школьникам, особенно в младших классах, более понятны, интересны и увлекательны те познания, которые даются не чисто словесно-теоретически, а в ходе соответствующей предметной деятельности.
В XXI веке изучение соробана остаётся обязательным в японской начальной школе - для учеников третьего и четвёртого классов.