О восстановлении водных биологических ресурсов и сохранении рыбных запасов на территории Ростовской области шла речь сегодня на заседании правительства области.
По словам руководителя Азово-Черноморского филиала Всероссийского научно-исследовательского института Рыбного хозяйства и океанографии Ефима Кожурина, предприятия Ростовской области в год добывают всего 300-400 тонн тарани, леща, сельди, сазана. При этом, промысел судака и осетровых полностью запрещен, из-за катастрофически низких запасов.
Причины отсутствия рыбы – плотины (в том числе бесхозные), которые мешают проходу рыбы на нерест, маловодье Дона и Цимлянского водохранилища, отсутствие весенних паводков, а также низкий уровень искусственного зарыбления.
По словам заместителя губернатора Ростовской области Виктора Гончарова, с 2017 по 2019 годы выпущено 96 миллионов молоди.
- А надо выпускать минимум 65 миллионов ежегодно. А желательно - более 100-125 миллионов молоди рыбы, чтобы у нас было биоразнообразие. Мы, со своей стороны, инициируем восстановление рыборазводных предприятий, инициируем увеличение их мощности, будем приглашать к сотрудничеству бизнес по компенсационным мероприятиям.
По словам Кожурина, при отсутствии эффективного естественного размножения единственная возможность поддержания численности промысловых рыб - это искусственное воспроизводство, но положительный результат может быть достигнут только при условии эффективного функционирования рыбопропускных сооружений
Свой негативный вклад вносят и земснаряды - они углубляют Дон, но грунт остается в реке, способствуя заиливанию и, значит, гибели кормовой базы. Как следствие, «приемная емкость» нижнего Дона снизилась по разным видам рыб от 3 до 18 раз. Сегодня Дон может прокормить не более 130 млн экземпляров молоди.
В общем, главное на сегодняшний момент – это искусственное зарыбление. Однако действующие предприятия искусственного воспроизводства функционируют на уровне около 10% своей проектной мощности. Они обеспечивают выпуск в пределах 2-3 млн в год экземпляров осетровых видов рыб и около 10 млн часитковых, при этом в последние три года полностью прекращен выпуск молоди леща и судака, запасы этих видов близки к критическим.
По словам Ефима Мазяра, председатель правления Ассоциации «Ростоврыбком», в советское время в год выпускали 360 млн единиц молоди, тогда воспроизводством рыбы занималась 6 предприятий в Ростовской области, сегодня более-менее полноценно работают лишь одно или два.
В общем, ростовским рыбоводам есть над чем подумать.
По словам Кожурина, производство молоди можно увеличить до минимальных 65-70 миллионов единиц, если реконструировать пришедшие в упадок рыбоводческие производства. Это можно сделать за полтора – два года. Если будет соответствующее финансирование. Каким должно быть это финансирование, участники так сразу сказать не смогли.