Лучший молодой преподаватель Юга России

Лучший молодой преподаватель Юга России рассказала о работе в СУНЦ ЮФО при Южном федеральном университете
24/05/2023

Рецепт хорошего урока

Кандидат филологических наук Александра Солодовникова преподаёт русский язык и литературу в Специализированном учебно-научном центре Южного федерального округа — школе для одаренных детей и будущих учёных на базе ЮФУ.

21 апреля она представляла Южный федеральный университет в заключительном этапе конкурса преподавателей Юга России и вошла в тройку победителей из 32 финалистов, представлявших 8 регионов нашей страны.

«Мне нужно было прочитать научно-популярную лекцию для непрофильных студентов. Я рассказывала о русском языке в 2022 году: о феномене запрета слов, о возросшей роли небуквенных знаков, о мемах, новых словах. Язык очень чутко реагирует на все процессы, происходящие в обществе. Мне хотелось наглядно показать это в своей лекции», — рассказала Александра Солодовникова.

 Такой формат предполагает неформальное общение с учениками, научно-популярный стиль повествования и юмор. Но в повседневной работе учителя со строгой учебной программой редко найдётся время для чего-то подобного.

«В школе обычно большая проблема с разным уровнем вовлеченности детей. Когда в классе 35–37человек, среди них есть и хулиганы, и дети, не отрывающиеся от смартфона, и дети, которым плохо видно, а пересадить их уже некуда. В такой ситуации учитель думает только об одном – успеть бы программу пройти. Но именно поэтому и нужно каждый урок начинать с того, что интересно детям, иначе времени на это не останется. А если учитель потратит 5–7 минутна вовлечение всего класса в тему урока, то и на весь учебный план время найдётся», — подчеркнула Александра Солодовникова.

Так, по её словам, урок можно начать общей разминкой с нестандартными заданиями на развитие словарного запаса, памяти и логики. Затем нужен какой-нибудь интересный вопрос, который заставит учеников дискутировать по теме урока. Почему компьютер – это неодушевленное существительное, а робот – одушевленное? Все ли считают, что частей речи десять? Зачем мы вообще разбираем слова по составу?

«Всё рождается из интереса детей. Если обсуждать книги, которых нет в школьной программе, появится книжный клуб. Если писать новости школы так, как хотят дети, а не администрация школы, то появится школьный медиацентр», — рассказала Александра Солодовникова.

Зачем идти учить?

Но Александра Солодовникова не всегда была педагогом-энтузиастом. Когда-то она, выпускница Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, радовалась, что её позвали работать в нефтяную компанию.

«В школе работают две категории учителей. Первые пришли туда по призванию: они влюблены в свое дело и без школы уже не могут. Работа с детьми заряжает их энергией, поддерживает в тонусе здравый ум и позволяет работать и чувствовать себя нужным до самого почтенного возраста. Такие учителя остаются в нашей памяти навсегда. Зачем идти учить? Чтобы стать бессмертным. Но есть и другая категория учителей — те, кто идёт работать в школу без любви к профессии, просто потому что не нашли себя ни в чём другом», — поделилась Александра Солодовникова.

Сама же Александра планировала поступать соискателем в Институт русского языка им. А. С. Пушкина в Москве, но жизнь распорядилась иначе — она вышла замуж и вернулась в Саратов. К счастью, в родном университете нашлось место в заочной аспирантуре.

«И там под научным руководством доцента Елены Захаровой я поняла, что у науки нет границ. Чтобы выступать на научных конференциях в столице, не обязательно там жить. Если ты молодой исследователь, ты можешь поехать к знаменитому профессору на кафедру в Волгоград, написать с ним в соавторстве статью и представить свои наработки на конференции в Москве. Везде тебе ответят, направят, посоветуют. Такого уровня коммуникации как у преподавателей высшей школы нет у представителей ни одной другой профессии», — рассказала Александра Солодовникова.

После аспирантуры она работала копирайтером, пресс-секретарем, PR-менеджером, event-менеджером иcommunity-менеджером. У Александры была своя небольшая компания в сфере digital-маркетинга. Но в пандемию её клиенты стали терпеть убытки и сокращали расходы на продвижение.

Тогда Александра Солодовникова, уже защитившийся кандидат филологических наук, стала заниматься репетиторством. Тем более, что в пандемию спрос на такие услуги возрос многократно.Девушке так понравилось работать с детьми, что захотелось делать это вживую — не онлайн, и она пошла работать в самую обыкновенную школу рядом с домом.

«Друзья не одобряли мой выбор, мол работать в школе не круто: низкая зарплата, никаких льгот, много бумажной волокиты. Конечно, зарплата школьного учителя несопоставима с расценками репетиторов. Для интереса я однажды я посчитала, сколько получает педагог за отведенный урок за каждого обучающегося. У меня получилось 3 рубля 50 копеек. Но у меня была финансовая подушка, и я работала для души. Через год две трети моих девятиклассников сдали ОГЭ на четверки-пятерки, были победителями в конкурсах разного уровня. У нас был и книжный клуб, и медиацентр», — вспоминает Александра Солодовникова.

«Здесь мы учим будущих учёных, опору страны»

Самым счастливым событием в своей профессиональной карьере доцент Солодовникованазывает приход в Специализированный учебно-научный центр ЮФО. Таких СУНЦев в России всего десять, они созданы при федеральных и исследовательских университетахкак начальная ступень подготовки высококвалифицированных кадров, будущих магистрантов и аспирантов.

Предположим, биологи ЮФУ совершают в лаборатории какое-либо выдающееся открытие, — об этом один из первых узнаёт учитель биологии СУНЦ ЮФО и разбирает природу открытия с обучающимися на уроках. Тогда его выпускники, поступая в Южный федеральный университет, с первого курса готовы к работе в упомянутой лаборатории, поскольку погружены в научно-технологическую повестку.

То же происходит и с передовыми педагогическими практиками. Все преподаватели СУНЦ прошли серьезные курсы повышения квалификации.Учёные Академиипсихологии ипедагогики ЮФУ работают надранним выявлением и психолого-педагогической поддержкой одаренности.Всеми знаниями, которые учёные получают о том, каквоспринимает информациюсовременное поколение детей,они делятся с педагогами и воспитателями СУНЦ ЮФО, а те в свою очередь апробируют на своих уроках современные педагогические инструменты: игровые техники, тьюторские технологии, упражнения для работы с памятью и логикой и так далее.

«Мне кажется, я не училась столько, даже когда была студенткой! Мы активно обмениваемся педагогическими технологиями, рассказываем, как работаем и смотрим, как работают другиеСУНЦы. Этой зимой ездили в Центр педагогического мастерства, школу Летово, а в прошлом году были в центрах дополнительного образования в Казани и Екатеринбурге. Наверное, самое большое количество конкретных инструментов именно по моему предмету я получила на обучении в Сириусе. Очень рекомендую всем коллегам. И фонд «Талант и успех», и университет «Иннополис» проводят хорошие насыщенные обучающие программы для учителей. И это бесплатно», — рассказала Александра Солодовникова.

Она добавила, что классы в СУНЦ — это маленькие группы, самая большая 20 человек, и состоят они из замотивированных детей, которых не нужно уговаривать учиться.Образовательную программу здесь каждый год корректируют под конкретную группу, а они бывают пяти профилей: физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный, IT и инженерия, архитектура и искусство.

«Дети приходят с разным образовательным запросом. Мы, конечно же, стараемся его удовлетворить. Если у ребенка уникальный запрос, который нецелесообразно включать в основную образовательную программу, например, обучающийся хочет углубленно изучать фольклор и интересуется классификацией Аарне-Томпсона, тогда мы ориентируем ребенка на проектную деятельность и привлекаем коллег из Южного федерального университета», — объяснила Александра Солодовникова.

Такой подход кажется Александре наиболее правильным, поскольку и она сама в детстве в Саратове училась в гуманитарном лицее при университете, где педагогический состав наполовину состоял из учителей года, а спецкурсы читали университетские преподаватели.

Однако Александра Солодовникова предупреждает, что учиться в СУНЦ при Южном федеральном университете сложно. Это не просто хорошая школа, куда мечтает отдать своего ребенка любой родитель — это школа с определенными задачами – учителя СУНЦ ЮФО ориентируют детей на научно-исследовательскую деятельность в научных командах университета и на олимпиадную подготовку.

«Это как спорт высших достижений, а олимпийскими чемпионами становятся далеко не все.И это нормально, просто родители должны понимать, куда отдают своих детей. Здесь замечательный коллектив, умные замотивированные дети, безграничные перспективы для развития своего мастерства. Для меня важно делать что-то социально значимое. Здесь мы учим будущих учёных, опору страны», — подытожила Александра Солодовникова.

Зачем будущим Эйнштейнам уроки литературы

В этом году Александра Солодовникова ведёт в том числеу двух десятых классов — физико-математического и химико-биологического профиля —три предмета: русский язык, литературу и родной русский.

«На родном русском мы говорим о менталитете, о речевой культуре, об особенностях функциональных стилей, пишем аннотации и тезисы. Это ориентированный на практику предмет», — объяснила Александра Солодовникова.

В программу по литературе педагог включает книги, которые ребята сами хотели бы разобрать.Так, появляется дополнительный стимул хорошо подготовиться к паре, быстро разобрать все вопросы и обсудить понравившуюся книгу.

«Я понимаю, что в классе негуманитарного профиля, где никому не предстоит сдавать ЕГЭ по литературе, вряд ли кто-то прочитает «Войну и мир». У них нет на это времени — они решают бесконечное количество задач по точным наукам. Поэтому это произведение мы проходили так: я прислала им листы с qr-кодами на основные фрагменты, которые важны для анализа, посоветовала на весенних каникулах посмотреть фильм Сергея Бондарчука, распределила на команды и дала по одному вопросу на команду, который нужно было представить всем в любом удобном формате, творческом или стандартном с презентацией», — рассказала Александра Солодовникова.

В результате кто-то из ребят снял ролик, перевоплотившись в персонажа книги, кто-то подобрал эпизоды из фильма и прокомментировал их, кто-то привлек другие экранизации романа, и весь класс заинтересовано сопоставлял восприятие персонажей.

Доцент СУНЦ ЮФО также попросила ребят переадресовать сочинение по «Вишневому саду» нейросети, а их задачей было – написать рецензию на это сочинение: что искусственный интеллект выполнил хорошо, а что плохо. В группах есть ребята, которые пишут стихи и прозу, а в прошлом году, по словам преподавателя, один ученик-биолог всерьез изучал фонетику на уровне филологического факультета — ему стало это интересно.
В Специализированном учебно-научном центре, если ребенок выбрал профиль, это вовсе не значит, что теперь в его жизни будут только растения и животные или только цифры. Оказывается, многое можносовмещать.

«Мне нравится работать именно с непрофильными классами, они охотно откликаются на эксперименты, а я не боюсь их проводить. Мне важно, чтобы им было интересно, чтобы они поняли, что русская литература – это ключ к пониманию русской культуры, нашего менталитета и себя. Нет такой сверхзадачи, чтобы «Войну и мир» прочитали все одиннадцатиклассники России. Если сегодняшние выпускники, когда им исполнится по 30 лет, будут перечитывать русскую классику, тогда можно утверждать, что всё было не зря», — подчеркнула Александра Солодовникова.

пожаловаться

Читайте также:

Стиль жизни
11/07/2024
В Ростовской области создан центр содействия инвесторам
На заседании правительства Ростовской области проект правового акта представил министр экономического развития Максим Папушенко. Центр содействи...
Стиль жизни
25/10/2023
С 4 по 8 октября в Сочи проходил XVI Международный конкурс молодых дизайнеров и модельеров «Подиум 2023»
С 4 по 8 октября в Сочи проходил XVI Международный конкурс молодых дизайнеров и модельеров «Поди...
Стиль жизни
28/06/2023
Ростовская область стала точкой развития молодёжного IT-туризма
«Таганрог – IT-столица» – это пример того проекта, когда все стороны выигрывают. Мы сделали вклад в развитие бренда города, как...
Стиль жизни
08/06/2023
В ЮФУ на международном уровне обсуждают актуальные вопросы казачества
С приветственным словом к гостям и участникам обратился заместитель Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Владимир Г...
Стиль жизни
16/12/2022 16:52:00
Ректор ЮФУ приняла участие в церемонии открытия выставки «Обыкновенный нацизм»
Выставку открыли член Президиума Совета Российского исторического общества, председатель Правления Российского историческо...
Стиль жизни
27/09/2021
XIX век. У кого была единственная в Ростове газовая плита?
65 лет назад (25 сентября 1956 года) в ростовских квартирах первый раз вспыхнул газ на кухонных плитах. Но мало кто знает, что в дей...
24/05/2023
Интересное по теме: