Почему в пасхальные дни в храмы приходит больше людей, чем обычно? Какое отношение Пасха имеет к каждому из нас? Что можно, а что нельзя делать на Пасху? Как встречают этот праздник священники? На эти и другие вопросы порталу «Кто Главный» ответил настоятель Старо-Покровского храма Ростова-на-Дону, руководитель информационного отдела Ростовской-на-Дону епархии протоиерей Даниил Азизов.
- Отец Даниил, что лично для Вас значит Пасха?
- Это калейдоскоп удивительных ощущений, которые я приобрел, оказавшись в первый раз на этом празднике. Был то ли 1986, то ли 1987 год, когда я пришел в Ростовский кафедральный собор. Я испытал там настоящее чувство торжества, которое, при всем желании, описать не смогу – это надо пережить… Невозможно же ведь человеку сказать, мол, давай ты будешь верить в Бога. Это нужно ощущать, знать точно, что Он есть, и иметь опыт общения с Ним. Только так можно выстроить взаимоотношения с Вечностью. Думаю, если бы в тот день я пришел бы в какой-нибудь сельский храм, где не так красиво и хор не такой, это зацепило бы меня в любом случае.
Пасха для меня – это еще и детство. Я родился в неверующей семье. Никто с Богом в нашей семье не боролся, но и никто не вспоминал о Нем до дня Пасхи, когда все начинали говорить друг другу «Христос Воскресе – Воистину Воскресе». Моя бабушка в этот день всегда пекла паски, варила яйца, а потом мы их красили.
- В этот день даже неверующие приходят в церковь. Что их туда тянет?
- Трудно объяснить… Люди, может быть, инстинктивно идут к воскресшему Христу в храмы, поскольку чувствуют, что там их ждет любовь, прощение, ощущение покоя. Стоит посмотреть на Пасху через призму предшествующих праздников – это Вербное Воскресенье или Вход Господень в Иерусалим, это Великий четверг, когда совершилась евхаристия Христа с учениками. Вербное воскресенье – праздник, казалось бы, красивый и торжественный. Но за ним скрывается большая трагедия. Потому что Бог входит в сообщество людей, которые ему на данный момент рады, но которые через некоторое время потребуют его смерти. Это одни и те же люди. И вторая большая потеря для Христа – это когда Он собирается со своими учениками на Тайной Вечере. Это уже не толпа, как это было в Иерусалиме, а узкий круг самых близких учеников. И вот за одним столом с ним сидит Иуда, который его предает.
Почему я об этом говорю? Христос потерпел муки за человека, конкретно каждого из нас. Наряду с физическими страданиями, он пережил оставленность, одиночество и горечь предательства.
Убежден, что многим из нас знакома горечь предательства со стороны друзей. Люди, которые были посвящены в твои сокровенные мысли, делили твою трапезу, были безусловными близкими и родными, в какой-то мгновение посчитали тебя своим врагом. Недавно в гостях у Познера был наш великий современник, дирижер Владимир Спиваков. Отвечая на вопрос, о чем больше всего в жизни он сожалеет, он сказал: «Более всего я сожалению о предательстве друзей». Отсюда нам становится легче понять состояние Христа, от которого отказалась в последний момент основная масса почитателей и учеников.
Когда Христа похоронили, и Он через несколько дней воскресает, то мы видим, что Он не идет с кем-то разбираться. Он не мстит и ничего не предъявляет своим предателям, тем людям, которые хотели, чтобы Он умер. Вместо этого Он приглашает людей к торжеству. Пасха – это про абсолютную любовь и прощение, и про то, что человеческая надежда имеет право на жизнь. Мне кажется, именно этим привлекает людей Пасха, может быть и бессознательно.
- Если спуститься с высоких материй - что можно делать на Пасху, а чего нельзя?
- На Пасху люди посещают храм. Пасха – это не время безудержной праздности, когда люди должны как следует отметить, выпить, закусить. Пасха - это еще и милосердие к другим людям. В это время самое главное посетить тех, кому надо помочь, с кем-то чем-нибудь поделиться. Не только материально, но и поделиться, например, хорошим настроением.
- Что не следует делать?
- Не принято у христиан посещать кладбище в этот день. Люди старшего поколения помнят, как советские власти препятствовали походу в храм, особенно на Пасху. В СССР, чтобы людей чем-то занять, организовывали субботники на кладбищах. Эти чуждые традиции, пришедшие из советского прошлого, из сознания людей так просто не исчезают. На самом деле Пасха – это как раз время для посещения близких людей, живущих рядом с нами. А для кладбища церковь выделяет вторую неделю после Пасхи, которая называется «Радоница».
- Можно ли на Пасху обойтись без куличей и яиц?
- Я почти не встречал людей, которые хотя бы просто отмечали праздник, но при этом не пекли бы пасок и не красили яиц. Гипотетически это, конечно, возможно. В советское время много священников были узниками ГУЛАГа, и у них не было никаких яиц и куличей. Люди просто молились в полосатых робах и, может быть, были ближе к Богу, чем мы сегодня с этими куличами.
Традиция есть традиция, она христианская. Есть такой апокриф, который не вошел в Священное писание. Когда Мария Магдалина отправилась проповедовать христианство, она пришла к римскому императору и рассказала ему о Воскресении Христа. Он не поверил, и сказал ей, что это невозможно также, как если бы яйцо вдруг стало красным. Она дала ему яйцо, которое было на столе, и в его руках оно стало красным. И он сказал: «Воистину воскрес». А еще яйцо - это символ жизни, который есть не только в христианской традиции.
- Как встретите Пасху вы? Для священника ведь это не только праздник, но и работа…
- Для священника это, конечно, радостный период, но очень сложный и непростой, поскольку всю страстную неделю перед Пасхой мы служим утром и вечером. В предпасхальную Великую субботу служба начинается в 8 часов утра, и где-то к 12 часам она закончится, после чего начнется освящение куличей, затем ночная служба. Потом небольшой перерыв, чтобы отдохнуть. На следующий день, когда все будут отмечать Пасху, мы продолжаем служить в нашем храме. В середине недели, надеюсь, у меня получится собраться с близкими друзьями, чтобы отметить этот праздник.
- Почему люди любят Пасху – это понятно. Но не тяжело ли вам, священникам, год от года выстаивать службы, читать одни те же молитвы и не впадать в уныние?
- Это происходит, если совсем перестать обращать внимание на какие-то важные вещи в жизни. У любого человека, в том числе у пастыря церкви, бывают внутренние колебания. Но сомнения были и у апостола Петра - по-арамейски его имя звучит как Кифа, что в переводе означает «камень», «скала». Но этот камень столько раз сомневался, сообщает нам Евангелие.
У каждого из нас есть свой предел прочности. Конечно, и у меня бывают такие состояния, когда отчего-то опускаются руки, когда я о чем-то сильно беспокоюсь. Но в тот момент, когда нас покидают силы, во взаимодействие вступает Бог. Я знаю точно, что Бог всегда приходит на помощь рано или поздно.
И потом, жизнь священника наполнена не только молитвами, но и встречами с людьми. Когда у сломленного и уставшего человека происходит что-то хорошее после взаимного нашего общения, это дорогого стоит и дает возможность по-другому посмотреть на свое служение. Но при этом нельзя допускать мысли, что это благодаря тебе. Ты просто посредник между человеком и Богом.
Когда человек воцерковляется, он в первое время находится в состоянии некоторой эйфории. Но потом, после этих радостей, наступает то, что некоторые атеисты называют «прозрением». Просто нужно отдавать себе отчет в том, что в церкви вы имеете дело не с ангелами бесплотными, а с такими же грешными людьми, которые всю жизнь пытаются изменить себя.
Да, мы, верующие, стремимся быть лучше, стараемся равняться на Христа, но это не значит, что мы здесь все такие идеальные. Здесь люди тоже сбиваются с пути, падают и поднимаются… Это длительный процесс.
- В прошлом году Пасха прошла без прихожан из-за ограничительных мер. Тяжело ли было служить в пустом храме?
- Ты начинаешь что-то ценить по-настоящему только тогда, когда это однажды потеряешь. Я уже почти 30 лет совершаю свое пастырское служение и иногда может возникнуть ощущение, что ты привыкаешь к тому, к чему нельзя привыкнуть. Но когда ты говоришь «Христос Воскресе» в пустые стены… И вот в этом году появятся люди – это можно назвать счастьем! Это большая радость и для людей, которые были лишены возможности приходить в храмы, и для священнослужителей, оказавшихся в изолированных условиях.
Хотя история знает еще более трагичные моменты, когда храмы были закрыты, а люди сидели в ГУЛАГах и из пайки хлеба делали пасхальные агнцы.
Мне хотелось бы пожелать всем вашим читателям, чтобы каждый из них ощутил причастность к этому празднику. И чтобы мы обратились с молитвой к Воскресшему Христу о наших близких, о нас самих, о тех людях, которые сейчас находятся в заключении, в больницах или несут службу, охраняя рубежи нашей Родины.
Святителю Иоанну Златоусту принадлежит составленный текст, который из года в год, на протяжении столетий читается за пасхальными богослужениями. Там есть такие слова: «Все придите ко мне на этот пир». Бог приглашает каждого человека – и постящегося и непостящегося. Этот праздник универсален. В этот день во многих храмах, особенно в соборных церквях, во время богослужения пасхальное Евангелие читается на разных языках мира. В нашем Покровском храме будет читаться на 12 языках – среди которых греческий, латынь, а также ассирийский, азербайджанский, армянский, грузинский и калмыкский....
Зачем это делается? Это символ объединения совершено разных людей, разных ментально, культурно, имеющих другие традиции. А христианство способно обьединить даже тех, кто находится далеко друг от друга во всех смыслах этого слова.
Бог объединяет разных людей.