Считается, что галстук-бабочка, пенсне и трость – главные атрибуты чеховского стиля. На самом же деле эти аксессуары писатель начал носить уже в зрелом возрасте. С юных лет выходец из бедной таганрогской семьи следил за современной модой и хотя одевался скромно (насколько позволял бюджет), но всегда элегантно. Недаром ведь современники Чехова – даже такие снобы как Иван Бунин – в своих воспоминаниях отдавали должное его «безукоризненному стилю».
«Никогда не видал его в халате, всегда он был одет аккуратно и чисто. У него была педантическая любовь к порядку — наследственная, как настойчивость, такая же наследственная, как и наставительность», - вспоминал Бунин. Александр Куприн тоже отмечал за Чеховым: «Никто даже из самых близких людей не видал его небрежно одетым; также не любил он разных домашних вольностей вроде туфель, халатов и тужурок».
Истоки стиля.
То, что Чехов очень хорошо разбирался в женской и мужской моде, демонстрируют не только его произведения (о внешнем образе персонажей написано множество литературоведческих статей), но и его письма. Откуда у него такие глубокие познания? Известно, что мама Чехова – Евгения Яковлевна – прекрасно шила. К рукоделию она приучила и сестру писателя Марию Павловну. Женщины читали модные журналы, шили платья по картинке, подбирали фасоны и ткани… Понятное дело, что в доме постоянно велись разговоры об этом.
Мария Чехова
Чехов всегда был внимателен к дамской моде. Он даже помогал своей сестре собирать из разных журналов специальные картинки для вышивки. Вот отдельные выдержки из их переписки: «Напиши: присылать ли тебе моды и выкройки из «Нивы», или только сохранять их, или бросать?» ( 23 января 1899 г.), «Моды пришлю» (4 февраля 1899 г.), «Парижские моды» при «Ниве» целы, я привезу их» (29 июня 1903 г.).
Красавец Чехов: как одевался писатель?
Сегодня сюртуки носят разве что ценители классического стиля, а во второй половине 19 века это была повседневная одежда среднего и высшего классов, шили их из самых разнообразных тканей. Судя по фотографиям, в бытность студентом Чехов носил один и тот же студенческий сюртук – денег у семьи не было, поэтому к вещам относились бережно. Не раз он одалживал у своих друзей парадные сюртуки либо фрачную пару, отправляясь на торжественные мероприятия. Так, в письме 1884 года молодой Чехов благодарит своего однокурсника Савельева за сюртук:
«Спасибо тебе восьмиэтажное (с чердаком и погребом). Не будь твоего сюртука, я погиб бы от равнодушия женщин!!! Впрочем, ты человек женатый и не понимаешь нас, холостяков. (Вздыхаю.) <…> Еще раз спасибо за сюртук. Желаю, чтобы он у тебя женился и народил множество маленьких сюртучков».
z
1880-1881 годы. Чехов в одном и том же студенческом сюртуке с одним и тем же котелочком.
Спустя несколько лет, в 1892 году, Чехов пишет письмо издателю толстого журнала «Русская Мысль» Алексею Суворину по поводу аванса за публикацию повести «Палата № 6».
«Если сегодня возьму денег, то куплю себе шикарную шляпу и летнее пальто. Пора запасаться летним платьем. Шляпу куплю удивительную и вообще намерен франтить».
Собственно, в 1890-е, когда Чехов стал регулярно получать гонорары от журналов, его финансовое положение несколько улучшилось. В этот период на фотографиях писатель предстает в галстуке-пластроне, а позднее и в модных узких галстуках. Хотя в письмах он признавался, что завязывать галстуки не умел: «Я свои дела не умею завязывать и развязывать, как не умею завязывать галстук».
1892 год
А пенсне Чехов начал носить позднее - в 37 лет, когда у него развился астигматизм. В 1897 году он писал из Мелихова: «У меня гостит в настоящее время глазной врач со своими стеклами. Вот уже два месяца, как он подбирает для меня очки. У меня так называемый астигматизм — благодаря которому у меня часто бывает мигрень, и кроме того, еще правый глаз близорукий, а левый дальнозоркий. Видите, какой я калека. Но это я тщательно скрываю и стараюсь казаться бодрым молодым человеком 28 лет, что мне удается очень часто, так как я покупаю дорогие галстуки и душусь Vera-Violetta». При этом стекла для пенсне Чехов заказывал дорогие, французские.
Вот, собственно, Антон Павлович в своем классическом стиле.
В 1898 году Чехов пишет из Ялты своей сестре: «Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку, которая у него в осеннем каталоге называется бадейкой (№ 216), каракулевой черной; выбери мягкую, размер 59 сантиметров…» Речь идет о торговом доме «Мюре и Мерилиз», существовавшем в России с 1857 по 1918 год. Во времена Чехова торговый дом располагался в Петербурге, затем переехал в Москву, в здание Мосторга (ныне ЦУМ).
Чехов в барашковой шапке прогуливается с Максимом Горьким на Аутской улице в Ялте. 1900 г.
В этом же магазине Чехов годом ранее купил халат, но кому-то его подарил. «Халата у меня нет; прежний свой халат я кому-то подарил, а кому — не помню, но он мне не нужен, ибо по ночам я не просыпаюсь», — писал он в 1902 году жене Ольге Книппер из Ялты.
Любопытно, что в последние годы своей жизни Чехов очень хотел обзавестись шубой. «Неужели ты, лошадка, думаешь, что я на старости лет стану носить шубу или воротник из поддельного котика? Мне нужна шуба, которая бы: 1) была очень тепла и очень легка, 2) застегивалась на пуговицы, как пальто, 3) имела воротник из хорошего меха, не поддельного, не крысиного, а настоящего» - писал он в 1903 году жене. Но примерить новую шубу писатель, к сожалению, не успел.