Доцент кафедры философии религии и религиоведения Института философии и социально-политических наук ЮФУ Алина Краснова и студенты 2 курса специальности «Теология (Государственно-конфессиональные отношения)» Сергей Щербин и Аксинья Гузь рассказали о важных аспектах праздника.
Вдова из Милана по имени София и три её дочери: Пистис, Элпис и Агапэ приехали в Рим во II веке нашей эры, за христианскую проповедь были убиты язычником императором Адрианом, который хотел заставить их принести дары богине Диане. Солдаты Адриана умертвили девочек на глазах их матери, а сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Церковь причислила мучениц к лику святых, и по сей день верующие христиане считают, что по молитвам к ним происходят чудеса. На старославянский язык имена дочерей были переведены дословно — Вера, Надежда и Любовь, и только имя матери — София (Мудрость) оставили без перевода.
«Если проанализировать житие святых мучениц, то мы увидим единство добродетелей в каждой девушке — в каждой из них в равной мере живут и вера, и надежда, и любовь, но можно подметить разные акценты в ответах императору, побуждавшему их отречься от Христа. Вера говорит о сохранении своей преданности Истинному и Подлинному Богу, невзирая на искушения этого мира. Надежда полностью отдаётся в волю Христа и жаждет исполнить до конца всё то чистое и непорочное, чему научила её мать. А Любовь воспевает имя Господа и всем своим детским сердцем благодарит Его за все те испытания, что претерпели её сёстры и она сама», — отметила Алина Краснова.
Доцент ЮФУ отметила, что символичен и возраст дочерей — его также можно истолковать теологически. Так, Вера, являясь самой старшей, лежит в основе всякой духовной жизни. Надежда, как средняя дочь, задаёт нравственное направление человеку для его преображения. Любовь же, являясь самой молодой из добродетелей, определяет всю внутреннюю силу и деятельность христианской жизни, поскольку она происходит из первых двух, «но любовь из них больше» [1Кор.13:13] (1-е послание Апостола Павла к коринфянам).
На Руси день Веры, Надежды и Любви был христианским аналогом Женского дня. Женщины в свой «бабий день» поздравляли и угощали друг друга, а также плакались на тяжелую женскую долю. Одно из народных названий праздника — Всесветная бабья выть.
«В этот день по обычаю полагается, именно женщинам, с утра оплакивать судьбу мучениц со своей вместе, что и совершалось: все плакали-выли-голосили и стояла над сёлами всесветная бабья выть. Оплакав тяжкую женскую долю, переходили к празднованию, готовили разные кушанья. Родившихся в этот день девочек считали обладающими мудростью, несущими в дом благополучие и уют. Считалось, что в этот день нужно как можно усерднее молиться не только у иконы Веры, Надежды, Любови и Софии, но и возносить молитвы Богородице, как главной «бабьей» заступнице», — поделилась Алина Краснова.
С этим праздником теологи также связывают такое значимое для христиан понятие, как «именины». Это день памяти конкретного святого, имя которого дают человеку при крещении, что, по мнению многих, помогает раскрыть крещёному определённые качества и задатки, носителем которых был в жизни тот или иной святой. Многие родители стремятся назвать своих детей в соответствии с церковными именинами, которые приходятся на дни их рождения. Так, когда девочка появляется на свет 30 сентября, ее непременно нужно назвать Верой, Надеждой, Любовью или же Софией. Считается, что тогда она обретёт эти добродетели и будет приумножать их в жизни.
Во многих крупных городах России, в том числе обеих столицах, есть храмы Святой Софии — это всегда соборные или митрополичьи церкви, величественные, и в своём архитектурном убранстве подражающие первому Софийскому Собору в Константинополе — в современном Стамбуле это Большая мечеть Айя-София. Но все эти храмы освящены не в честь мученицы Софии, матери Веры, Надежды и Любви, как может показаться на первый взгляд.
«Название первого Константинопольского собора Софии понималось как имя Сына Божия, согласно пророческому указанию в Ветхом Завете. То есть храм Премудрости был посвящен Иисусу Христу, Воплощенному Слову. И «копии Софий» на Руси тоже были названы во имя Христа — «иже есть Премудрость Присносущное Слово», писал Антоний Новгородский в начале XIII века. Святая София Премудрость Божия – это не великомученица София, а одно из имён Божиих, ведь в богословской традиции под «именами» следует понимать проявления Бога в сотворенном им мире», — подчеркнула Алина Краснова.
Поздравляем всех, кто носит имена святых Веры, Надежды, Любви и Софии с именинами, а также всех женщин, обладающих этими добродетелями.