Об истории, безопасности и культуре татуировок рассказали эксперты ЮФУ

Татуировки даже в современном мире являются темой для дискуссий. Кто-то относится к ним негативно, а кто-то считает их искусством
28/03/2023

Культуролог о тату

WhatsApp Image 2023-03-28 at 12.31.36.jpeg

Екатерина Липец, к.ф.н., доцент, заведующая кафедрой теории культуры, этики и эстетики ИФиСПН, рассказала об истории татуировки и её месте в нашей культуре. По словам эксперта, сложно ответить, когда именно человек начал наносить тату. Однако, есть доказательства, которые уводят нас в период древности. Исследователи утверждают, что традиция нанесения татуировки насчитывает не менее 4000 лет.

«Исследователь культуры татуировки Джон Э. Раш считает, что примитивные тату могли наносить себе еще первобытные люди в первобытнообщинном строе. Ее предназначение было разнообразным. Она могла быть: украшением, тотемом, отличительным знаком племени и рода, но почти всегда имела магическое наполнение и силу. Древние татуировки были найдены при раскопках египетских пирамид. Они были обнаружены на мумиях. Несмотря на давность нанесения, они хорошо сохранились, хорошо читаются и довольно понятны», – отметила культуролог.

Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Спикер рассказала, что в разные времена практически все народы наносили татуировки:племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки, и жители Океании. В индейских племенах Индонезии и Полинезии татуировки имели большую социокультурную значимость. Вся их жизнь пронизана тату - от рождения до смерти. Каждое значимое событие в жизни человека или племени имело право остаться с человеком навсегда, как напоминание о прошлом или будущем.
Новозеландское племя Майори, например, создало для себя особый вид тату – моко. Моко наносили на лицо в виде маски, которая обозначалаплеменную принадлежность, статус, информировала о личных достоинствах и других имеющихся отличиях.

«Она столь индивидуальна и при этом разнообразна, что представители племени Майори во время продаж своих земель англичанам, использовали ее в качестве личной подписи для купчих и даже вместо отпечатков пальцев. Их маски отличались сложностью, красотой и разнообразием. В этом племени практически каждый имел такую маску на лице. Тех, у кого не было таких масок, называли «пустолицыми» и их положение в племени было не завидным», – рассказала Екатерина Липец.

Хотя многие воспринимают татуировку как веяние современности, в России традиция нанесения татуировки восходит к древности.Многие народы, которые населяли нашу страну, практиковали тату. Особенно это было распространено у народов Севера. Данные практики были связаны с языческими представлениями. После Крещения Руси они стали встречаться гораздо реже.

Вернулась татуировка в петровскую эпоху. Связана она тогда была с каторжниками - солдатами, моряками, которых клеймили разными символами, чтобы различать «свой-чужой». Эта традиция распространилась далее на заключённых и стала их особенностью с конкретной символикой. У моряков также сформировался самостоятельный набор символов. Но затем татуировка опять обрела новый смысл:

«В конце XIXначале XX веков татуировка являлась одним из символов аристократичности: тон в моде задавал императорский двор. Не для кого не секрет, что последний русский император Николай II во время визита в Японию «приобрел на теле» узор в виде дракона. Такую же имел его двоюродный брат Георг - будущий король Великобритании. В 1906 году в Санкт-Петербурге появился первый в истории нашего государства салон художественных татуировок», - рассказала Екатерина Липец.

Однако после Октябрьской революции на татуировки был запрет и за них было предусмотрено наказание. Культура использования татуировки времен СССР говорит о том, что ситуация поменялась в период Великой Отечественной войны, когда был полностью снят запрет. А в 1980-х происходят стремительные изменения в понимании и интерпретации татуировки. Появляются первые цветные тату, всё больше людей из так называемого «рок-подполья» делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. Центром этого процесса становится Санкт-Петербург.

«Постепенно в сознании людей укореняется позиция, что татуировка — это не признак неформальных представителей, а вид искусства, язык самовыражения и культурной идентификации.
В наши дни центром тату-индустрии в России по-прежнему сохраняет первенство Санкт-Петербург. Именно на этой территории организуют мероприятия, на которые приезжают лучшие специалисты в этой области со всей страны и мира. Но на этом история татуировки не заканчивается, а только набирает обороты. Цель проводимых мероприятий - не только популяризация татуировки, но и повышение профессионализма мастеров и способ познакомить интересующихся с новыми тенденциями, образами и техниками татуировки», – заключила эксперт.

Химик о безопасности составов чернил

scale_2400-_4_.png

Александр Тягливый, к.х.н., доцент кафедры аналитической химии рассказал, насколько безопасны компоненты чернил для здоровья человека.
По словам эксперта, многие тяжёлые металлы, такие как железо, медь, цинк, молибден, участвуют в биологических процессах и в определённых количествах являются необходимыми для функционирования растений, животных и человека микроэлементами.

«С другой стороны, тяжёлые металлы и их соединения могут оказывать вредное воздействие на организм человека, способны накапливаться в тканях, вызывая ряд заболеваний. Не имеющие полезной роли в биологических процессах металлы, такие как свинец и ртуть, определяются как токсичные металлы. Некоторые элементы, такие как ванадий или кадмий, обычно имеющие токсичное влияние на живые организмы, могут быть даже полезны для некоторых видов», – объяснил Александр Тягливый.

В вопросах безопасности соединений, содержащих атомы тяжелых металлов, важную роль играет вероятность перехода этих компонентов в растворимую форму. Популярные компоненты чернил – соединения, которые являются крайне мало растворимыми формами, и доля элементов, способных переходить в раствор и вмешиваться в биохимические процессы организма ничтожна мала.

«В связи с этим, предполагать угрозу для здоровья человека в результате подкожных инъекций чернил, содержащих эти компоненты, не представляется возможным. Однако если пытаться выделить из этого списка наиболее безопасный компонент, стоит отметить диоксид титана, поскольку титан не относится к тяжелым металлам и форма диоксида крайне инертна», – рассказал химик.

Теолог об отношении христианства к татуировкам

WhatsApp Image 2023-03-28 at 12.31.18.jpeg

Иерей Денис Сакович, выпускник ИФСиПН ЮФУ, руководитель Отдела по делам молодежи и миссионерскому служению Ростовской епархии, рассказал, как христианство относится к татуировкам.

 Он отметил, что в разных религиях по-разному относятся к татуировкам. В религии нет чёткого разделения на «хорошо» и «плохо».Религиозный человек отвечает на этические вопросы исходя из представлений о Боге и из Откровения, которое, зачастую, выражено в форме Священного Писания, священных текстов.

«Если говорить о христианстве в целом, о всех христианских конфессиях, к татуировкам будет скорее негативное отношение, которое базируется на представлении о том, что тело человек является храмом Духа Святого, поэтому он не может на себе иметь никаких ритуальных изображений. Именно эту функцию часто выполняли татуировки и шрамирование. Однако есть и исключения. Коптские христиане, которые подвержены гонению и до сих пор, делают татуировку креста на своих руках, чтобы крест невозможно было сорвать», – рассказал Денис Сакович.

Однако эксперт отметил, что сейчас смысл самих татуировок изменился, и те строчки из Библии, которые отрицают «письмена на теле…», уже не могут быть применимы:

«Татуировка стала скорее украшением, элементом «декора» тела, и не несет в себе глубокой смысловой нагрузки. Всегда важно помнить, что то, что мы делаем с собой, может иметь последствия. Тема эта очень дискуссионная, и мы видели, что некоторые христиане, в отдельных случаях считают определенные татуировки даже обязательными. Всегда важно понимать: что мы делаем, для чего, какую мы преследуем цель», – заключил теолог.

Вывод

Отношение к татуировкам может быть разным в зависимости от контекста. Некоторые племена, к примеру, не представляют без них свою жизнь и по сей день, а в России отношение к ним менялось на протяжении многих лет. Однако составы чернил, по крайней мере те, что применяют современные тату-мастера, безвредны для человека, да и сам процесс – не жуткий ритуальный обряд. Поэтому тату стали большой составляющей нашей культуры. Изменение общественного мнения к тому или иному явлению – закономерный процесс.


пожаловаться

Читайте также:

Стиль жизни
11/12/2022
Зажглась главная новогодняя елка Ростова
Елка украшена новогодней иллюминацией и светодиодными игрушками, гирляндой, звездами, снежинками, шарами, закупленными в прошлом году. В администрации ...
Стиль жизни
08/09/2022
«Деньги лишь инструмент!»
Говоря простым языком, девалютизация — это процесс уменьшения зависимости национальной экономики от внешнего влияния с использованием иностранной валюты, перевод всех валютны...
Стиль жизни
09/12/2021
Дончане получили государственные и областные награды
Среди награжденных орденом Пирогова и медалью Луки Крымского – почти два десятка донских медиков. Особые слова благодарности за тяжелый т...
Стиль жизни
15/12/2020
ТОП-5 мест, которые обрел Ростов в 2020 году
2020-й стал во многом годом потерь: закрывались кафе, бары, рестораны, магазины одежды, схлопывались предприятия, рушились планы... Но несмотря на все, Рост...
Стиль жизни
02/12/2019
Банк «Центр-инвест» вручил «умную стипендию» в размере 8 млн рублей
Каждый стипендиат получил по 40 000 рублей. В этом году свои успехи и бизнес-проекты на рассмотрение конкурсной комиссии представили ...
28/03/2023
Интересное по теме: