Культуролог о тату
Екатерина Липец, к.ф.н., доцент, заведующая кафедрой теории культуры, этики и эстетики ИФиСПН, рассказала об истории татуировки и её месте в нашей культуре. По словам эксперта, сложно ответить, когда именно человек начал наносить тату. Однако, есть доказательства, которые уводят нас в период древности. Исследователи утверждают, что традиция нанесения татуировки насчитывает не менее 4000 лет.
«Исследователь культуры татуировки Джон Э. Раш считает, что примитивные тату могли наносить себе еще первобытные люди в первобытнообщинном строе. Ее предназначение было разнообразным. Она могла быть: украшением, тотемом, отличительным знаком племени и рода, но почти всегда имела магическое наполнение и силу. Древние татуировки были найдены при раскопках египетских пирамид. Они были обнаружены на мумиях. Несмотря на давность нанесения, они хорошо сохранились, хорошо читаются и довольно понятны», – отметила культуролог.
Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Спикер рассказала, что в разные времена практически все народы наносили татуировки:племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки, и жители Океании. В индейских племенах Индонезии и Полинезии татуировки имели большую социокультурную значимость. Вся их жизнь пронизана тату - от рождения до смерти. Каждое значимое событие в жизни человека или племени имело право остаться с человеком навсегда, как напоминание о прошлом или будущем.
Новозеландское племя Майори, например, создало для себя особый вид тату – моко. Моко наносили на лицо в виде маски, которая обозначалаплеменную принадлежность, статус, информировала о личных достоинствах и других имеющихся отличиях.
«Она столь индивидуальна и при этом разнообразна, что представители племени Майори во время продаж своих земель англичанам, использовали ее в качестве личной подписи для купчих и даже вместо отпечатков пальцев. Их маски отличались сложностью, красотой и разнообразием. В этом племени практически каждый имел такую маску на лице. Тех, у кого не было таких масок, называли «пустолицыми» и их положение в племени было не завидным», – рассказала Екатерина Липец.
Хотя многие воспринимают татуировку как веяние современности, в России традиция нанесения татуировки восходит к древности.Многие народы, которые населяли нашу страну, практиковали тату. Особенно это было распространено у народов Севера. Данные практики были связаны с языческими представлениями. После Крещения Руси они стали встречаться гораздо реже.
Вернулась татуировка в петровскую эпоху. Связана она тогда была с каторжниками - солдатами, моряками, которых клеймили разными символами, чтобы различать «свой-чужой». Эта традиция распространилась далее на заключённых и стала их особенностью с конкретной символикой. У моряков также сформировался самостоятельный набор символов. Но затем татуировка опять обрела новый смысл:
«В конце XIXначале XX веков татуировка являлась одним из символов аристократичности: тон в моде задавал императорский двор. Не для кого не секрет, что последний русский император Николай II во время визита в Японию «приобрел на теле» узор в виде дракона. Такую же имел его двоюродный брат Георг - будущий король Великобритании. В 1906 году в Санкт-Петербурге появился первый в истории нашего государства салон художественных татуировок», - рассказала Екатерина Липец.
Однако после Октябрьской революции на татуировки был запрет и за них было предусмотрено наказание. Культура использования татуировки времен СССР говорит о том, что ситуация поменялась в период Великой Отечественной войны, когда был полностью снят запрет. А в 1980-х происходят стремительные изменения в понимании и интерпретации татуировки. Появляются первые цветные тату, всё больше людей из так называемого «рок-подполья» делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. Центром этого процесса становится Санкт-Петербург.
«Постепенно в сознании людей укореняется позиция, что татуировка — это не признак неформальных представителей, а вид искусства, язык самовыражения и культурной идентификации.
В наши дни центром тату-индустрии в России по-прежнему сохраняет первенство Санкт-Петербург. Именно на этой территории организуют мероприятия, на которые приезжают лучшие специалисты в этой области со всей страны и мира. Но на этом история татуировки не заканчивается, а только набирает обороты. Цель проводимых мероприятий - не только популяризация татуировки, но и повышение профессионализма мастеров и способ познакомить интересующихся с новыми тенденциями, образами и техниками татуировки», – заключила эксперт.
Химик о безопасности составов чернил
Александр Тягливый, к.х.н., доцент кафедры аналитической химии рассказал, насколько безопасны компоненты чернил для здоровья человека.
По словам эксперта, многие тяжёлые металлы, такие как железо, медь, цинк, молибден, участвуют в биологических процессах и в определённых количествах являются необходимыми для функционирования растений, животных и человека микроэлементами.
«С другой стороны, тяжёлые металлы и их соединения могут оказывать вредное воздействие на организм человека, способны накапливаться в тканях, вызывая ряд заболеваний. Не имеющие полезной роли в биологических процессах металлы, такие как свинец и ртуть, определяются как токсичные металлы. Некоторые элементы, такие как ванадий или кадмий, обычно имеющие токсичное влияние на живые организмы, могут быть даже полезны для некоторых видов», – объяснил Александр Тягливый.
В вопросах безопасности соединений, содержащих атомы тяжелых металлов, важную роль играет вероятность перехода этих компонентов в растворимую форму. Популярные компоненты чернил – соединения, которые являются крайне мало растворимыми формами, и доля элементов, способных переходить в раствор и вмешиваться в биохимические процессы организма ничтожна мала.
«В связи с этим, предполагать угрозу для здоровья человека в результате подкожных инъекций чернил, содержащих эти компоненты, не представляется возможным. Однако если пытаться выделить из этого списка наиболее безопасный компонент, стоит отметить диоксид титана, поскольку титан не относится к тяжелым металлам и форма диоксида крайне инертна», – рассказал химик.
Теолог об отношении христианства к татуировкам
Иерей Денис Сакович, выпускник ИФСиПН ЮФУ, руководитель Отдела по делам молодежи и миссионерскому служению Ростовской епархии, рассказал, как христианство относится к татуировкам.
Он отметил, что в разных религиях по-разному относятся к татуировкам. В религии нет чёткого разделения на «хорошо» и «плохо».Религиозный человек отвечает на этические вопросы исходя из представлений о Боге и из Откровения, которое, зачастую, выражено в форме Священного Писания, священных текстов.
«Если говорить о христианстве в целом, о всех христианских конфессиях, к татуировкам будет скорее негативное отношение, которое базируется на представлении о том, что тело человек является храмом Духа Святого, поэтому он не может на себе иметь никаких ритуальных изображений. Именно эту функцию часто выполняли татуировки и шрамирование. Однако есть и исключения. Коптские христиане, которые подвержены гонению и до сих пор, делают татуировку креста на своих руках, чтобы крест невозможно было сорвать», – рассказал Денис Сакович.
Однако эксперт отметил, что сейчас смысл самих татуировок изменился, и те строчки из Библии, которые отрицают «письмена на теле…», уже не могут быть применимы:
«Татуировка стала скорее украшением, элементом «декора» тела, и не несет в себе глубокой смысловой нагрузки. Всегда важно помнить, что то, что мы делаем с собой, может иметь последствия. Тема эта очень дискуссионная, и мы видели, что некоторые христиане, в отдельных случаях считают определенные татуировки даже обязательными. Всегда важно понимать: что мы делаем, для чего, какую мы преследуем цель», – заключил теолог.
Вывод
Отношение к татуировкам может быть разным в зависимости от контекста. Некоторые племена, к примеру, не представляют без них свою жизнь и по сей день, а в России отношение к ним менялось на протяжении многих лет. Однако составы чернил, по крайней мере те, что применяют современные тату-мастера, безвредны для человека, да и сам процесс – не жуткий ритуальный обряд. Поэтому тату стали большой составляющей нашей культуры. Изменение общественного мнения к тому или иному явлению – закономерный процесс.