Мечта сбылась - не сказка, а песня
21 марта 2024 года в прокат вышла игровая версия «Летучего корабля», снятая по мотивам одноимённого мультфильма Гарри Бардина 1979 года студии «Союзмультфильм»». Режиссером картины выступил Илья Учитель, сын известного российского кинорежиссера Алексея Учителя. «Главный» подробно расспросил режиссера Илью о создании фильма
В прошедшие выходные «Летучий корабль» стал лидером российского кинопроката. В России и странах СНГ он собрал более 240 млн руб.
Главные роли в фильме исполнили актриса театра и кино Ксения Трейстер, известная по своим роликам в фильмах «Пищеблок», «Мир! Дружба! Жвачка!», и «Плевако», и Александр Метелкин, сыгравший матроса Ивана. Он известен по своим работам в фильмах «Перевал Дятлова», «Рашн Юг» и «Совершенно летние». Коварную и корыстную роль Поля в исполнении исполнителя Андрея Бурковского, актера, получившего в 2021 году номинацию на премию «Ника» в категории «Лучшая мужская роль» за свою актерскую работу в фильме «Доктор Лиза». Также в фильме снялись Леонид Ярмольник, Анна Уколова и Полина Гагарина др.
Текст:
Арина Ковалевская, Елена Моргунова
Фото:
Ксения Угольникова, Кораблев Михаил
Почему вы решили обратиться к сказке «Летучий корабль»? Как пришла идея создания фильма?
Ну, это не то, что бы я решил обратиться. Это в какой-то момент к нам на студию попала большая заявка с названием «Летучий корабль» и только после этого уже мы начали очень-очень долгую разработку сценария. Много раз начинали заново и только после этого мы приступили к производству фильма.
Поэтому это не то, чтобы это была моя идея. Но естественно, когда появилась возможность прикоснуться к такому материалу я с большим энтузиазмом ворвался в этот кровавый бой.
Можете рассказать об особенностях жанра данной ленты?
Ну особенность в том, что это сказка, и она музыкальная. Меня в первую очередь интересовала не столько сказка, сколько ее музыкальная палитра. Там очень много песен. Тех, которые были и в мультфильме и их все прекрасно знают. Но есть еще и другие песни.
Главная особенность с производственной точки зрения, состоит в том, что сказки снимать очень тяжело. В них много компьютерной графики. Ну, а нашу сказку отличает еще и большое количество музыкальных номеров. Мне всегда хотелось окунуться в музыкальный мир, попробовать снять кино с песнями и танцами. Мультфильм «Летучий корабль» идёт 18 минут, из них 14 минут там звучат песни. Мы же взяли основную фабулу, дополнили её новыми обстоятельствами, поворотами и драматургическими ходами, поэтому естественным образом возникли дополнительные возможности и для диалогов, и для песен. Мы решили использовать несколько современных песен, и я практически в авторитарном порядке решил, что там будет звучать.
Фотограф: Кораблев Михаил
Приоткройте завесу над кинематографической «кухней», с чего начинался ваш творческий процесс?
Мы три раза все вычеркивали и начинали писать сценарий заново. После этого была собрана наша прекрасная съёмочная группа, состоящая из операторов, художников и все вместе мы начали придумывать весь этот сказочный мир. Это заняло очень большое время, где-то, фактически год мы ездили по разным местам и выбирали натуру для съемок, придумывали декорации, костюмы, грим. Уже после этого мы приступили к съемкам.
Когда мы с оператором стали обсуждать, каким мы хотим видеть этот фильм, мы начали с цветов. Обычно мы договариваемся про два основных цвета и дальше уже танцуем от них и придумываем остальное. У нас был главный референс – «Тайна Коко», мы оба фанаты этого произведения. Так что цветовое решение было заимствовано из «Тайны Коко». Там люминесцентные бирюзовые, зелёные цвета. А потом в команду картины добавились художники, и пришлось ещё и их иногда слушать.
Если тебе повезло и у тебя на картине есть Надя Васильева, то в этом случае надо сначала сесть и всё вместе придумать, а дальше уже просто в какие-то моменты её останавливать.
У нас было три основных павильона на «Мосфильме», и мы между ними курсировали. Что-то, что мы уже отсняли, разбиралось, и на этом месте собиралось что-то новое. В одном павильоне была комната Забавы, в другом – тронный зал, в третьем – огромная декорация летучего корабля. Когда комнату Забавы досняли, в ней построили интерьер избушки Бабок-Ёжек. Там, где стоял летучий корабль, сделали корабль Ивана, на котором он приплывает в царство. Всю натурную часть строили летом на натуре – дворы и улицы царства. Был ещё лес, который делился три части – логово Соловья-разбойника, поляна Бабок-Ёжек и болото Водяного.
Все, что происходит на улице, это действительно улица. Там просто что-то графически доделано. Мы изначально задумывали снимать максимально вживую, насколько это возможно. Нам художники предлагали сделать лес в павильоне. Но живую фактуру ничем не заменить. Поэтому мы искали леса и болота и превращали их в сказочные.
Как проходил кастинг?
Кастинг проходил, как и всегда проходит. Это долгий, длительный процесс. Дольше и больше всего мы пробовали молодых актеров на роли Ивана и Забавы. Мы хотели, чтобы это были новые какие-то свежие лица и окружить их самым, что ни на есть, звездным составом.
Чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что Саша – тот самый правильный Иван, которого надо утвердить на эту роль. Казалось бы, архитипичный герой, немножко мечтательный матрос, ничего сложного. Но это обманчивое впечатление. Сделать это более-менее убедительно – не такая простая задача. Мы попробовали примерно 150 артистов, включая топовых. Но выбор пал на Сашу Метелкина, потому что в нём есть одна важная черта – он не изображает из себя душевного и доброго, он таким является.
Ему пришлось ходить на пробы почти десять месяцев. Потому что мы и с ним пытались найти его персонажа и плюс, поскольку он главный герой и с ним пробовались все остальные актеры.
То, что продюсером фильма стал Ваш отец, Алексей Учитель накладывает дополнительную ответственность на Вас или, наоборот, «прикрывает тыл»?
Я думаю, что скорее это накладывает большую ответственность. У нас с ним в творческом смысле отношения не простые. Он спрашивает с меня гораздо больше, чем с других и никогда не стесняется в выражениях, когда что-то критикует. Это не самый легкий процесс, но поскольку он правда большой Мастер, то мы с ним стараемся друг друга услышать и это нам помогает. Конечно тут, родственные узы важны именно с профессиональной точки зрения.
Эта лента поможет укреплению нашего культурного кода?
Я надеюсь. Во-первых, это русская народная сказка. И наш фильм основан на великом мультфильме, который давным-давно стал уже нашим культурным кодом.
На какого зрителя вы ориентировались при создании картины?
При создании картины мы, безусловно ориентировались на самую широкую аудиторию. На тех, кто ходит семьями в кино с детьми. Поэтому тут должны быть шутки для взрослых, но при этом сам сюжет и манера повествования, конечно, должна быть полностью понятна подрастающему поколению.
Мне кажется, нам удалось за счёт музыкальной составляющей сделать его по-настоящему универсальным, в том числе и для подросткового возраста. Все песни звучат довольно современно, стильно, необычно. Мы не просто взяли песни из оригинала и добавили в них побольше бита, мы проделали большую работу, чтобы знакомые всем треки зазвучали по-новому.
Какая Ваша любимая народная сказка?
Вопрос о народной сказке или о мультфильме, который стал культурным кодом? Если о мультфильме, то тут я не буду оригинальным это - «Летучий корабль», безусловно, и «Бременские музыканты», вот то, на чем я рос и обожаю. И даже сейчас я эти мультики с удовольствием смотрю.
А над чем вы последний раз от души смеялись?
Если вы имеете в виду какие-то фильмы, то вот так сложно вспомнить. Над нашим фильмом я уже не могу смеяться, ведь я посмотрел его от начала до конца несколько тысяч раз. Поэтому не смеюсь и обращаю внимание совсем на другие вещи.
Российское кино — авторское, штучное. О чем эта картина для Вас лично?
Я думаю, что также как и для всех - о любви, о мечте. Все равно такие истории в любом случае вечные. Вопрос в их подаче. В кинематографической. Чтобы это было интересно не только взрослым, но и детям, в первую очередь, она должна быть красочной яркой, насыщенной. В этом состояла наша главная задача.
Когда мы приступали к фильму, риск облажаться был очень высок, поэтому мне было очень страшно. Мультик этот великий, его все знают, он относится к категории максимальной легендарности. Я обожал его в детстве. Все песни знаю наизусть.
И, конечно, для меня это была счастливая возможность: с этими песнями поработать и в этот мир окунуться, заново его придумать. Ничего, кроме благодарности судьбе за такую возможность, я не могу испытывать.
Это мой самый масштабный фильм. И для меня это, конечно, вызов. Мне всегда было интересно, когда в начале проекта вообще не понятно, как всё это придумать и осилить. А тут особый случай, ведь перед нами стояла задача – создать новый мир. Но сейчас, уже пройдя «Летучий корабль», должен признать, что я не знаю, куда можно дальше стремиться с точки зрения масштабности. Осталось либо в космос улететь, либо опуститься на морское дно.
НАША СПРАВКА:
В России "Летучий корабль" показывают более 2,2 тыс. кинотеатров. Позже его планируют также представить зрителям Латинской Америки, Объединенных Арабских Эмиратов и других стран.
Производством новой картины занималась киностудия "Рок" при поддержке Фонда кино, участии киностудии "Союзмультфильм" и кинокомпании "Контент-клуб". На канале НТВ фильм покажут на следующих новогодних праздниках, в 2025 году.