Профессор кафедры теории и практики изобразительного искусства Академии архитектуры и искусств ЮФУ, академик Российской академии художеств Сергей Олешня известен в Ростове-на-Дону и других городах своими скульптурными композициями: «Григорий и Аксинья в лодке» на ростовской набережной, светомузыкальный фонтан «Дружба народов» в Ставрополе, бюст академика Королёва в Чебоксарах.
Но настоящим памятником Сергей Николаевич называет только ту скульптурную композицию, которая несет в себе воспитательную функцию: рассказывает об истории города и страны.
«Скульптура — это сложное ремесло не только потому, что для этого нужно владеть видением трёхмерного пространства и большим мастерством рук, а ещё потому, что скульптор должен быть трудолюбивым и обладать обширными знаниями.У каждого настоящего произведения искусства есть истоки, и памятник уходит своими корнями в историю. Работая над скульптурными сооружениями, я сперва наполняю себя знаниями как чашу водой, и лишь когда «чаша» наполнена доверху, в голове рождаются пластические образы», — поделился Сергей Олешня.
В Международный день памятников и исторических мест Сергей Олешня рассказал историю создания трёх памятников его авторства на улице Большой Садовой в Ростове-на-Дону.
Памятник Основателям крепости Димитрия Ростовского (Крепостной переулок)
Ростов-на-Дону, как и все самые красивые города Европы, был основан как крепость, делится профессор. Располагавшиеся на юге регулярныевойска Российской империи после азовских походов Петра Первого ютились в земляной крепости святой Анны неподалёку от современной станицы Старочеркасской. Там солдаты страдали от малярии, наводнений и конфликтов с донскими казаками. Нужна была новая крепость — для охраны внешних границ и защиты темерницкой таможни.
Место для таможни — возле урочища Богатый колодезь — выбралглавнокомандующий старой крепостью генерал-майор барон Родион Кондратьевич фон Ведель, а место для новой крепости — на возвышенности близ таможни — капитан Сипягин.
Строительством руководил военный инженер Александр Ригельман.По его указанию на Кизитеринской балке — внутри будущей крепости — построили кирпичный завод. Камень для строительства добывали у Богатого источника, а лес вырубали и сплавляли по Миусу до Миусского лимана. Крепость заложили в 1761 году, земляные укрепления и основные постройки крепости были завершены в 1763 году.
На памятнике Основателям крепости изображены сам Александр Ригельман, первый комендант крепости Иван Сомов, таможенный управитель ВасилийХастатов, командующий Донским войском Данил Ефремов и его адъютант — доломановскийказак.Для скульптурной композиции позировали модели, похожие на перечисленных исторических деятелей.
«Я победил в конкурсе проектных решений этого памятника: помимо самого эскиза мы с командой подготовили ситуационный план, привязку к среде, ведь очень важно, где будет стоять скульптура. Памятник Основателям стоит на месте редута Александра Невского — крепость была в форме звезды, и это вершина одного из её лучей», — рассказал Сергей Олешня.
Скульптор добавил, что работа не сразу пошла быстро, мэрия Ростова-на-Дону откладывала начало работ, ссылаясь на более срочные для разрешения вопросы вроде проблем ЖКХ.
«Но у нас было и есть много умных и мудрых управленцев, один из заместителей мэра посоветовал мне вернуться с проектом через год.И действительно, тогда все подошли к созданию памятника с величайшим энтузиазмом. Это говорит о том, что прежде, чем появится на улицах города, памятник должен «созреть» в умах людей», — подчеркнул Сергей Олешня.
Памятник императрице Елизавете Петровне (Покровский сквер)
В 1763 году в упомянутой крепости началась жизнь: солдаты несли службу, а у стен и до самого берега Дона селились люди, которых начали называть ростовцами. Солдаты привезли с собой и собрали деревянный храм, куда ходили молится и гражданские. И с первых лет жизни в крепости обсуждали идею поставить возле храма памятникимператрице Елизавете Петровне, которая своим указом основала крепость и присвоила ей имя святителя Димитрия Ростовского.
«Люди приходили под защиту крепостных стен, ловили рыбу и вели торговлю, прославляя имя государыни. До Октябрьской революции было создано несколько эскизов, но памятник так и не «созрел». Я видел эти эскизы, и во многом опирался на них. Я работал с архивами и умнейшими специалистами-историками не только чтобы понимать, какую одежду вылепить на императрице. Приступая к работе, я знал о Елизавете Петровне буквально всё, от того, сколько платьев было в её гардеробе до того, какие у неё были любимые стихи. И из этого знания рождалась пластика образа», — рассказал Сергей Олешня.
Профессор добавил, что такой долгожданный памятник, идея которого дошла до нас от первых ростовчан, появился бы в любом случае рано или поздно, но Сергей Николаевич рад, что это случилось именно через его работу.
Памятник ростовскому водопроводу (Кировский проспект)
В Дону были оборудованы бассейны, где набирались бочки питьевой и технической воды для нужд гарнизона крепости. Однако со временем появилась необходимость в водопроводе, и в 1865 году были проложены трубы к водозаборным колонкам. На месте самой первой такой колонки тоже стоит скульптура Сергея Олешни.
«Так называемые «памятники» огурцу, табуретке, прищепке и тому подобные опусы современных скульпторов, не делают наших граждан умнее и богаче — они несут только декоративную функцию.Не обязательно памятник должен быть посвящен конкретной исторической личности, но он должен по крайней мере погружать в исторический контекст. Место, где располагалась первая водозаборная колонка,было, как и сейчас площадью возле храма: кто-то шёл туда помолиться, кто-то погулять и пообщаться, а кто-то за водой, ведь вода — это жизнь. Поэтому парковая скульптура на этом месте изображает молодую дончанку в одеждах середины 19 века. Она пришла к колонке не просто набрать воды, но и понравится ровесникам, поэтому на девушке бусы и красивое, хоть и небогатое платье», — поделился Сергей Олешня.
Оригинальная колонка до сих пор хранится в музее ростовского водоканала. Именно тогдашний руководитель водоканала Александр Скрябин пришёл кпрофессору Олешне с идеей скульптуры, с желанием «оставить что-то настоящее».
«Искусство— это синтез не только творчества и науки, но ещё и политики. Художник должен глубоко анализировать место и время, в которых он живет, понимать какие легенды и правдивые факты нуждаются именно сейчас в художественном воплощении. Почему так важен построенный по инициативе губернатора народный музей, и на Самбэкских высотах? Потому что он рассказывает историю как хвалёная армия Гитлера была остановлена и разбита на ростовской земле. Те, кто преуменьшает значение нашей Победы, хотели бы, чтобы мы забыли об этих событиях, а мы уже никогда не забудем, так как на месте битвы стоит исторический памятник», — подытожил Сергей Олешня.