Ростовские старообрядцы — о вере, идеальном купечестве и ретроградстве

Корреспондент «Главного» побывал в гостях у последователей Аввакума в первом в России музее старообрядчества
Текст:
Елена Моргунова
Фото:
Предоставлено героями публикации
30/09/2021

Недавно сровнялось пятьдесят лет с тех пор, как поместный собор РПЦ отменил так называемые клятвы на старые обряды (предание староверов анафеме), принятые Большим московским собором в 1667 году. Таким образом главенствующая церковь впервые смирилась с существованием старообрядцев, которые почти тремя столетиями ранее были объявлены вне закона. Краеугольным камнем в застарелом конфликте двух ветвей одной религии стала предпринятая в 1651-1660 годах патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковная реформа. Если не вдаваться в теологию, реформа в большей части затронула практическую сторону вероисповедания. Проще говоря, изменились обряды и ритуалы. Однако новшество приняли не все, нашлись и противники, желающие оставаться у истоков и следовать традициям, заведённым на заре Крещения Руси. В число наиболее известных приверженцев старого обряда входила знакомая нам по одноименному шедевру великого живописца боярыня Морозова.

В средневековье, когда русская государственность ещё только формировалась, церковь имела колоссальное влияние как на власть, так и на общество. Поэтому господствующие новообрядцы, заручившись поддержкой монарха, объявили отвергнувших новый эталон единоверцев еретиками, раскольниками, прокляли их и предали анафеме. Ну а с отступниками, как издревле повелось, нужно бороться. Так началась одна из самых трагичных страниц славянской истории, когда одни православные убивали других. Долгое время староверы оставались на полулегальном положении, а власти, в свою очередь, то смягчались, то вновь лютовали. Две ветви духовенства не смогли сплотить ни репрессии большевиков в период воинствующего атеизма эпохи СССР, ни Великая Отечественная Война.

Православные помирились только в 1971 году, но тема старообрядчества ещё несколько десятилетий будет под запретом. В народе вокруг староверов бытует множество мифов и легенд, а в воображении обывателя образ классического старообрядца рисуют ещё и досужая молва и домыслы. Однако время - величина переменчивая, оно и здесь внесло свои коррективы. Нынешняя старообрядческая община - это всеми признанная, функционирующая на законных основаниях религиозная организация. Юридическое лицо подает отчётность в надзорные органы и в случае необходимости платит налоги, а священники не только работают с паствой, но и принимают участие в общественной жизни и реализуют собственные проекты.

Одним из таких просветительских проектов стал первый в регионе историко-этнографический музей старообрядчества, открывшийся в Ростове в феврале 2021 года. Его создали отчасти в честь 400-летия протопопа Аввакума — старообрядческого богослова, идеолога сопротивления церковной реформе патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Сегодня на Ульяновскую, 39 приезжают с экскурсиями студенты и преподаватели ЮФУ, сотрудники городского архива и музеев. Хотя старообрядцы в Ростовской области проживают не одно столетие, тема их истории, культуры и быта мало исследована и интересна научному сообществу. Руководство музея сотрудничает с Государственным архивом Ростовской области в сфере исследования истории донского старообрядчества.

Дом причта.jpg

Стоило нам переступить порог расположенного в историческом центре Ростова дореволюционного дома и мы перенеслись в Российскую Империю. Минималистичная, но аутентичная обстановка пропахшего стариной помещения встретила нас звенящей тишиной и вековым багажом житейской мудрости предков. Стоит отметить, что здание является объектом культурного наследия регионального значения. В результате длившихся в течении пяти лет реставрационных работ удалось сохранить оригинальные двери, ручки, бра и люстры, лепнину, чугунные радиаторы отопления, также полностью восстановить систему вентиляции. Экскурсоводами нашего увлекательного путешествия по времени выступили идейные вдохновители проекта директор музея старообрядчества, юридический глава общины Иван Распопов и настоятель Покровского собора иерей Иоанн Севастьянов. Один по образованию историк с ярко выраженным талантом рассказчика, другой - духовный лидер, из тех священников, кого в прихожане и светские обыватели душевно величают «батюшкой» и просто интересный, эрудированный собеседник.

7e14e8a7-fcc9-4224-b9b8-3d181e38c05d.jpg

Иван Распопов

История старообрядческой общины в донской столице тесно связана с историей города. Староверы живут в Ростове с момента его основания. Крепость Димитрия Ростовского была заложена в 1749 году, а через 45 лет, в 1784 году, уже существовала старообрядческая часовня. Первые упоминания о ростовском старообрядческом храме относятся к 1813 году. Если говорить в целом о Ростовской области, старообрядцы появились здесь в XVII-м веке. Они сбежали от репрессий на Дон и поладили с казаками-некрасовцами и тем самым прочно укоренились на этой земле. Среди известных ростовчан-старообрядцев упоминаются хлебопромышленник Елпидифор Парамонов, купцы Иван Панченко, Петр Максимов. Основными попечителями старообрядческой общины были Иван Филоменович Жаров и Фотий Алексеевич Золотарев. Староверами были представители Мухиных, Золотарёвых, а также Елкиных, Грековых, Болдыревых, Туминых, Путягиных, Шапошниковых, Сербиновых, Рудухиных, Мелеховсковых и многих других купеческих и казачьих династий.
7f75c038-dfc3-4227-8562-07882732d1be.jpg

Так, одним из основных спонсоров, который понёс 99% трат на строительство Покровского храма, богадельни на современной улице Баумана и дома причта, в котором мы с вами сейчас находимся, был Николай Алексеевич Панин. В 1918 году он преставился, но до своей кончины успел составить духовное завещание, заверенное нотариусом (у нас есть копия), где распорядился своим имуществом. Эти здания были в его личной собственности, как и участок земли, на котором они построены. Недвижимость и банковский счёт на триста тысяч рублей он завещал старообрядческой общине.

Когда немного позднее на Дону установилась советская власть, большевики национализировали все эти три строения вместе с землёй. В доме причта и в богадельне сделали жилые «коммуналки», а старообрядческой общине разрешили пользоваться Покровским собором. Сохранился даже оригинал документа 1922 года, где указано, что исполком заключает договор безвозмездного пользования со старообрядческой общиной. В 1939 году ростовский областной исполком закрывает церковь, община официально ликвидируется (но не распадается староверы продолжают проводить службы на дому). Некоторые общинные старожилы помнят как их родители и дедушки с бабушками собирались на квартирах. Такой уклад сохранялся и в военное время.

c9d80be4-db08-4624-ae19-fc021be6d93b.jpg
Кстати, относительно периода ВОВ у нас есть одна легенда. В 1942 году немцы, желая заручиться лояльностью староверов, вернули им храм и разрешили проводить богослужения. Под всем церковным зданием есть подвальное помещение. По преданию, старообрядцы прятали там от фашистов раненых красноармейцев и евреев. Оккупанты об этом узнали и казнили руководителей общины. Но стоит сразу оговориться, что эту историю нам рассказал местный краевед, но документального подтверждения фактов в архивах мы не нашли. Возможно, эти события действительно происходили, но нигде не отражены, а просто передавались из уст в уста, сквозь поколения и уже обросли какими-то вымышленными подробностями или изменены обстоятельства.
87dbcdc4-c24c-4810-8dee-d3a23cf7cd54.jpg

А вот о том, что в 1944 году община начинает ходатайствовать перед властями о возвращении собора и спустя год в 1945 получает его, нам известно доподлинно. Стоит добавить, что с 1939 года в храме располагались цеха радиозавода, в помещении стояли промышленные станки. В 1945 году во дворе была заводская проходная и коптёрка для персонала (сейчас вход перенесен) и долгое время на прилегающей территории стоял служебный транспорт предприятия, даже пришлось писать властям чтоб забрали. С тех пор старобрядцы проводят здесь богослужения и содержат здания своими силами.

В течении последних 15 лет мы неоднократно обращались к властям и к региональным и к городским с просьбой вернуть нам дом причта по закону о реституции. На том основании, что это было имущество религиозного назначения. Но власти отвечали, что не могут нам помочь, потому что коммунальные квартиры были приватизированы, а по закону нужно, чтобы возвратное имущество находилось в муниципальной или государственной собственности. Тогда мы пошли другим путем. За 15 лет мы смогли накопить средства, чтобы выкупить первый этаж. Половину которого, мы отвели под музей.

В экспозиции музея представлены церемониальные предметы: старообрядческие иконы, книги, утварь. Всё это было сделано на Дону, но есть и экспонаты прибывшие в наши края вместе с переселенцами. Например, старопечатные фолианты, которые были изданы в Москве до Церковного раскола, то есть до середины XVII века. Вынужденные бежать от репрессий староверы возили святыни с собой. Реликвии бережно хранились в старообрядческих семьях и передавались из поколения в поколение. Позже их пришлось спасать и от вставших у руля коммунистов.

Иоанн Севастьянов

Таких историй очень много. Не только у старообрядцев. Это была общая для всех верующих беда. Тот противоречивый период был очень богатым на людскую отвагу, крепкую веру, а с другой стороны на предательство и малодушие. Но старообрядцам всегда дышала в спину смертельная опасность, поэтому они привыкли подстраиваться под систему бытия текущего момента. Весь наш музей состоит из спасённых раритетов. Наши экспонаты на 99 % принадлежали прихожанам. К примеру, когда уничтожались окрестные церкви, вниз по течению Дона существовал старообрядческий хутор Курганы, в котором относительно недавно, в 1962 году, в период хрущёвкой оттепели был закрыт храм. Все его убранство, всю святыню смогли спасти казаки-старообрядцы. Когда стемнело - спрятали. Потом спустя два года, уже в 64-м на лодке привезли сюда к нам на пристань и уже на подводе, тоже под покровом ночи, скрытно поднимали сюда. Стоит помнить, что в те годы многие боялись брать церковное имущество, чтобы не прогневить советскую власть, но староста сказал, что община всё примет и все реликвии поместили в наш храм. Вот, например, иконы и фрагменты иконостаса.
3db8deb0-4df1-4220-92bf-fbfb95ea03da.jpg
Хочу добавить, что в начале 20 века древнерусская иконопись была не в почёте. Сейчас шедевры Андрея Рублева - жемчужины коллекции Третьяковской галереи, а раньше они были не в чести. Антикварные изображения ликов святых просто раздавали прихожанам, более понимающие люди берегли их как зеницу ока. Саму русскую икону как явление сохранили старообрядцы. Прятали, зачастую в подпол, на чердак или другой надёжный тайник. В начале 80-х годов, когда я был еще ребёнком, мы с отцом приходили к нашим старообрядцам (Иоанн - выходец из семьи староверов, - КГ) и они чтобы помолиться доставали образа с верхней полочки шкафа, вешали, а по окончанию службы убирали вновь. Кроме того, 90% коллекции старопечатных и рукописных книг в Ленинской библиотеке состоит из старообрядческих томов, которые добывались в специальных экспедициях. Сейчас люди конечно уже понимают ценность этого всего, особенно знатоки, коллекционеры и прочие ценители, а вот раньше это берегли только верующие.

Купцу Алексею Ивановичу Золоторёву в благодарность за финансовую помощь старообрядческая община подарила икону с именной надписью, которая была оставлена 129 лет назад. Вообще, с купечеством у староверов сложились весьма доверительные, можно даже сказать тёплые отношения. Члены ростовского торгового сословия жертвовали на содержание общины и храма средства. Несмотря на то, что императорская власть всячески поощряла переход староверов под сень господствующей церкви и даже мотивировала особо перспективных, создавая карьерные препоны по религиозным убеждениям, многие донские купцы сами придерживались старообрядчества. Со временем, вся верхушка общины состояла из успешных торговцев и промышленников. Наверное поэтому бытует точка зрения, что у староверов сильна предпринимательская жилка. Умение зарабатывать деньги у них считается талантом от Бога.

157a26c1-1743-4e7d-89d5-c5a2226756b0.jpg

Иван Распопов

Нам, конечно, хотелось бы сказать, что вся купеческая династия Парамоновых были старообрядцы, но это будет неправда. Однако один из известных представителей ростовской общины староверов был Елпифидор Парамонов, он точно родился в старообрядческой семье. Возможно со временем он перешёл в господствующую церковь, а что ещё более вероятно - посещал и старообрядческий и новообрядческий храм. Есть достоверные сведения и документальные свидетельства, что он жертвовал средства на общину, присутствовал на службах, из чего можно сделать вывод, что он был старообрядцем. Кроме того, есть правительственная статистика, которая гласит, что большая часть населения станицы Нижне-Чирской были старообрядцы. В том числе и семья Парамоновых. А вот его дети скорее всего уже перешли в новообрядчество.

В Новочеркасске жил купец старообрядец, благотворитель общины по фамилии Байдалаков, у нас есть пожилой прихожанин который является его потомком. При посещении нашего музея он лично подтвердил свое родство с меценатом. Есть расхожее мнение и я с ним согласен, что старообрядчество держится на преемственных коренных старообрядцах, когда передается из поколения в поколение.
e1e7b8bf-b289-4a86-ae10-f77a92831386.jpg
Современная ростовская старообрядческая община насчитывает порядка 500 прихожан. Это законопослушные граждане разных профессий - бизнесмены, врачи и даже депутаты. Есть молодёжь, студенты, интеллигенция. Всех их объединила истовая вера и нерушимое желание следовать выбранным однажды путем. Сейчас этот маленький срез российского социума уже никто не преследует и не запрещает им придерживаться своего жизненного уклада и своих традиций, руководствоваться единой системой духовных ценностей, чтить заветы предков. Они участвуют в общественной жизни, массовых мероприятиях, могут открыто высказывать позицию в окологосударственных совещательных органах, заниматься образовательной деятельностью, выстраивать храмовую иерархию. Никто не мешает им этого делать, а власти иногда даже помогают. Сегодня староверы предпочитают не вспоминать былое, не сыпать упрёками а просто двигаться вперёд.

Иоанн Севастьянов

Вы находитесь в музее, который создан при поддержке президентского гранта. Государство нам оказывает некоторую поддержку в социально-значимых проектах, наравне с другими конфессиями. Мы не собираемся постоянно вспоминать, что триста пятьдесят лет назад нас прокляли и изгнали, не думаем об обидах нанесённых в стародавние времена, не считаем что нас нужно как-то выделять. Воспринимаем это как историю. Мы ко всем дружелюбны и открыты к диалогу. Очень показательно, что около 30% наших прихожан неофиты, пришедшие к нам осознанно в поисках спасения души. Сейчас правила игры понятны и нас они устраивают, нам комфортно в этих условиях.

Несмотря на давность соседства со староверами в мирском обществе до сих пор циркулируют страшные сказки о этих непритязательных людях. В сети можно найти множества баек, описывающих старообрядческие общины как дистанцированный от внешнего мира замкнутый мирок. Блогеры описывают их как нелюдимых, застрявших в средневековье дикарей, которые живут натуральным хозяйством и не признают цивилизацию. СМИ пугают отсутствием удостоверяющих личность документов и доступа к медицинской помощи. Однако сами староверы решительно опровергают все эти россказни.

47b75d59-7902-4be0-8f5b-20bde9f2a007.jpg

Иван Распопов

Это мифы, если не сказать клевета. Спекуляция во имя рейтингов, наглядно демонстрирующая невысокий профессионализм и невежество авторов. Для них написать, что в XXI веке в современной России живут первобытные старообрядцы, которые застряли в доисторической эпохе, гораздо интереснее, нежели статья о том, что староверы обычные люди, такие же как и все окружающие. Давайте начистоту: полоумных персонажей хватает во всех конфессиях. Скажу вам больше, среди атеистов городские сумасшедшие тоже встречаются. Нельзя судить всех по небольшой горстке безумцев. У нас в общине есть двое врачей - хирург и травматолог. Мы не закоренелые ретрограды. Не ходим в кафтанах, этот стиль костюма сохраняется только в качестве добровольной церковной моды. В обыденной жизни мы носим современную одежду, пользуемся всеми удобствами и благами прогресса. У нас только одно условие все это должно идти на пользу, не во грех.

Для того, чтобы не плодить в дальнейшем совершенно фантастические версии, я бы хотел привлечь больше внимания к нашему музею, а через него вообще к старообрядчеству. Не ради проповеди, какой-то известности или выгод, а именно в просветительских целях. Я хочу, чтобы люди пришли сюда, увидели своими глазами, пообщались с нами, получили ответы на вопросы. Ведь на самом деле мы гостеприимные. Да, немного своеобразные, но отнюдь не угрюмые надменные мизантропы. Мы просто хотим сохранить свои обычаи и традиции, для нас это принципиально важно. Вместе с тем, мы готовы приоткрыть завесу тайны, показать наше сокровенное, наше святое ценное, но просим отнестись к увиденному и услышанному с уважением и пониманием. Мы хотим донести, что для нас это священно. Мы будем рады видеть вас. Приходите просто для повышения культурного уровня, расширения кругозора. Мы же не сектанты. Это наше, родное, коренное. Наши общие корни, общая история и её нужно знать.
a2011f13-6228-40f4-9d2f-a9c4e9b59c84.jpg

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, функционируют в Прибалтике, Молдавии, Казахстане, Польше, Белорусии, Украине, Болгарии, Румынии, в ряде стран Северной и Южной Америке, а также в Австралии. Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в РФ и за её границами - Русская православная старообрядческая церковь, насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра - в Москве и Браиле (Румыния). В 2007 году рядом клириков и мирян РПСЦ была образована самостоятельная Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн человек. В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей покаялась перед старообрядцами за вековые гонения и преследования. 3 марта 2016 года в Московском доме национальностей состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы старообрядчества», на котором присутствовали московский митрополит Корнилий (Константин Иванович Титов, - КГ) от Русской православной старообрядческой церкви, Патриарх Александр (Авдей Диомидович Калинин, - КГ) от Русской Древлеправославной церкви, а также поморский духовный наставник Олег Розанов. Встреча на таком высоком уровне между разными ветвями православия произошла впервые.

пожаловаться

Читайте также:

Стиль жизни
10/07/2021
10 интересных фактов из истории ростовской почты
11 июля работники почтовой связи в России отмечают свой профессиональный праздник. По такому поводу хочется вспомнить несколько примечательных фактов о ...
Стиль жизни
19/05/2021
«Золотая молния» определила лучших модельеров Юга России
Фестиваль моды «Золотая молния» 16 мая в Ростове-на-Дону назвал имена лучших дизайнеров одежды Юга России. Также во время фестиваля была выбрана...
Стиль жизни
04/05/2021
«Рваный кед» и «Сантехнический спецназ» показали стальной характер в Ростове-на-Дону
Первый летний экстремальный забег «Стальной характер» состоялся 2 мая, в Ростове-на-Дону. Проверить свои силы и прео...
Стиль жизни
15/12/2020
ТОП-5 мест, которые обрел Ростов в 2020 году
2020-й стал во многом годом потерь: закрывались кафе, бары, рестораны, магазины одежды, схлопывались предприятия, рушились планы... Но несмотря на все, Рост...
Стиль жизни
12/03/2020
Александр Рогов. Пинг-понг с судьбой
Я не люблю банальности типа «Встречают по одежке». Мне кажется, что уже давно встречают по запаху пота. Если от вас неприятно пахнет, то знайте, какая бы одежда на ...
Стиль жизни
26/11/2019
В Ростове прошел конкурс «Королева осени-2019»
Конкурсное шоу «Королева осени» прошел в Ростове-на-Дону не в первый раз. В этом году в нем приняли участие более 50 красавиц. Самой младшей участнице...
Текст:
Елена Моргунова
Фото:
Предоставлено героями публикации
30/09/2021