Человек-метеор, спасший от переплавки «крылатый флот» Ростова

В эксклюзивном интервью Сергей Кузнецов рассказал, насколько сейчас актуальны «Метеоры» и «Ракеты»
14/10/2021

На Зеленом острове, куда ростовские власти планируют перенести стадион «Трудовые резервы», расположены спортивные базы, которые буквально «дышат» советским спортом. Здесь до сих пор всех желающих обучают управлению парусными и моторными лодками. Одной из таких баз является Водно-спортивный комплекс Института водного транспорта им. Г.Я. Седова. Руководит ею Сергей Кузнецов.

1DA1F7B3-AAAC-46FA-9CE9-35A50AB0619E.jpeg

Сергею Александровичу 17 октября исполняется 64 года. На спортбазе он работает уже 37 лет. За это время начальник водно-спортивной лаборатории спас от переплавки на металл два советских «крылатых» судна - «Метеор» и «Ракету», выиграл Чемпионат Европы по водно-моторному спорту и обучил сотни студентов управлению речными и морскими судами.

В интервью Сергей Александрович рассказал, насколько сейчас целесообразно возрождать «крылатый флот».

Власти региона планируют снова запустить «крылатый флот». Думаете, он будет востребован? Окупится ли?
Раньше, когда в Рогожкино или в устье Дона можно было добраться только водным транспортом, это было актуально. А сейчас такси за 7 копеек довезет тебя в любое место. Стоимость проезда на «Ракете» - 500 рублей в час.

5AC65544-37AE-4C3E-82FC-D6A5DC2B48B5.jpeg
Куда делись все советские «Метеоры» и «Ракеты»?
На металлолом сдали, в Китай продали. Но когда в Китай перегоняли, они утонули в Новороссийске. Тогда поднялся сильный ветер, бора. Штуки три точно утонули. Подобные суда эксплуатируются сейчас в Крыму, в Питере, в Греции, в Китае. Но их целесообразно эксплуатировать круглый год, а когда всего полгода — это нецелесообразно. Вот вы ездили в Питере на «Метеоре» в Петродворец? Поездка туда на «Метеоре» стоит 500 рублей, а на маршрутке — 120 рублей. Поэтому, если кто-то хочет кайф испытать, то он едет на «Метеоре».
Как Вы сами попали на спортбазу на Зеленом острове?

Впервые я попал сюда в 1973 году, будучи студентом первого курса, на уроке физкультуры для занятия греблей. База меня словно заворожила. Я каждое увольнение стремился туда. Подружился с боцманом Семеном Григорьевичем. Мы с моим однокурсником Сергеем Седуновым помогали ему, пилили дрова, а он нам давал покататься на весельной лодке. Вот было счастье!

960648FC-9387-4689-9846-EAC0C3841C68.jpeg

Один из домиков на территории спортбазы


3A2398D4-BF92-4FF3-A14A-24A9717E5C21.jpeg

На первом этаже дома находится гараж для двух лодок, на втором - жилое помещение


Как оказалась на Зеленом острове?

«Ракету» я практически сам сюда притащил. Такая интересная ситуация тогда произошла в связи с тем, что по профессии я — не судоводитель, а судомеханик: не очень я проследил за разводкой моста. Когда «Ракету» подъемным краном спустили на воду, она оказалась водотечной: струи воды били прям из днища. Я вместе с двумя курсантами принял решение тащить ее на маленьком катере. Но она могла утонуть посреди реки, пока мы ее тащим... И вот я выхожу из Ковша, а тут идет разводка моста: движение посторонних судов запрещается, маломерных судов — тоже.

0887EF60-6214-4BDD-BA76-C89E3DEFA87B.jpeg

Чтобы вы понимали: сейчас дует восточный ветер, вода вся уходит. А когда с низа реки дует «низовка», западный ветер, вода поднимается, и волны идут в обратную сторону. Я понимаю, что идет разводка моста, мне соваться нельзя, потому что — смерть, тюрьма... Включаю задний ход, а эта здоровенная ракета наваливается на меня. И я принимаю решение идти под Ворошиловским мостом, хотя пароходы идут сверху, строясь в колонну. Я сбавляю ход. А тут западный ветер мою «Ракету» разворачивает поперек судового хода. В общем — страсть! Я даю полный ход, и караван мой выравнивается, потому что я начинаю тащить ее. А у «Ракеты» нет рулей, нет крыльев — она неуправляемая, все болтается.

Когда я проходил под Ворошиловским мостом, Сибирский сверху гудит мне, кулаками машет. Тут подлетает ко мне инспекторский катер и показывает: «Все — тебе тюрьма! Приходи к нам, когда пригонишь «Ракету»». Ну, я и пригнал ее на базу и начал здесь пришвартовывать. А судно опять начало поперек реки разворачиваться. И в конце концов я смог-таки ее на берег вытащить.

F7FD196F-6FD9-4060-833E-17E64DECAFE7.jpeg

В результате вызвали меня к начальнику училища, к Нарижнему. До этого он возглавлял судоходную инспекцию и понимал, насколько я нарушил правила. Он мне говорит: «Давай сюда диплом капитана. Мы его порвем. Как же ты поехал?!». А я ему: «Да вот так и поехал — и все тут». А они: «Тогда мы забираем документы на катер». Я отвечаю: «Если хотите моей смерти, то забирайте. Потому что это катер серьезных людей, которые меня сильно побьют за то, что я их катер взял без разрешения». Звонят начальнику училища, а тот резюмирует: «Ну, Кузнецов такое может вытворить...».
А «Метеор» тоже с приключениями сюда пригнали?
«Метеор» я вытаскивал на берег 27 лет тому назад, когда было большое-большое наводнение. На подступах к базе везде стояла вода. Люди и собаки тогда жили в «Метеоре». По территории базы мы ставили сетки и ловили рыбу. «Метеор» пригонять было попроще, по письму, это было еще до перестройки. А «Ракету» я практически «стащил», потому что мне сказали: «Если ты ее сегодня заберешь, то она — твоя». У нас как раз началась разруха в стране, каждый тащил, что мог. И уже на утро после того, как был издан приказ о передаче «Метеора» в речное училище, внутри были оторваны все стенки. Мне пришлось ночевать в нем, чтобы не допустить разграбления.

D1BA1C23-4F2D-42E2-89D2-9DD984ABE7B6.jpeg
Теперь у Вас прям музей советского «крылатого флота».
Это не музей, я здесь провожу занятия по управлению катером. И также это штаб-квартира спортивного клуба «Патриот». Этот клуб был создан в 1982 году. К нам сюда каждый день и через день приходят люди, чтобы посмотреть заброшенные судна. «Метеор» - он бесхозный, можно так сказать, и поэтому выделять средства на его покраску и раскраску не имеется возможности.
Чем принципиально отличается «Метеор» от «Ракеты»?
«Ракета» - маленькая, а «Метеор» - большой. В «Метеоре» было в два раза больше пассажиров и два двигателя.
Кто Ваши ученики?
Учащиеся Института водного транспорта имени Седова, но есть и взрослые люди, которые раньше занимались. Даже люди из Краснодара приезжали.

E59600BE-7408-4F86-8CDD-B3AA6323C473.jpeg

3347EC1B-4D45-4E57-9182-637823B10A84.jpeg
Чему сейчас обучаете ребят?
Первую ознакомительную практику для курсантов проводят именно здесь, на острове. Мы обучаем их гребле на шлюпках, обучаем швартоваться, подавать спасательный круг. Это не так-то просто, как кажется.
Помимо образования, Вы также занимаетесь спортивными соревнованиями. А ранее выступали в качестве представителя фирмы, производящий лодочные моторы Mercury?
Когда началась перестройка, я как-то написал письмо в Центральный морской клуб, который раньше курировал водно-моторный спорт, и говорю им: «Ну как нам, водно-моторникам, с голоду подыхать или что-то можно делать?». А мне отвечают: «Почему ж сразу с голоду подыхать? Четырехкратный советский чемпион по водно-моторному спорту стал продавать моторы Mercury. Напиши ему». Вот я ему и написал, что я хороший парень, работаю на базе, что я являюсь мастером спорта по водно-моторному спорту Советского Союза. И что я буду развивать его тему. А он мне: Давайте встретимся и поговорим». В это время была выставка быстрых катеров и моторов в Москве. И я туда поехал. Подошел к стенду, который торгует моторами Jonson, Yamaha и Suzuki, и говорю: «Вот я – классный парень. У меня есть диплом. Я мог бы представлять вашу фирму в Ростове». На что мне: «Да, мы очень рады, что ты пришел. Давай плати деньги, покупай моторы и будешь их продавать». А поскольку денег у меня не было, оба поняли, что нам не по пути.

DCBDC5CD-D754-4925-8BA2-67FCE0F5CA28.jpeg

Когда мастер спорта Алексей Ишутин приехал в Ростов на выставку во Дворце спорта, он оставил мотор на реализацию. Потом в июле 1998 года Алексей приехал с лодками, которые делались на заводе «Адмиралтейские верфи», с представлением о том, что Ростов – богатый город, и все у него будут покупать. Но в августе 1998 года случился дефолт, доллар вырос очень сильно. Лодка тогда стоила 10 тысяч долларов. Когда я предлагал людям купить, они отвечали: «Ты что, дурачок? 10 тысяч долларов стоит двухкомнатная квартира, а тут какая-то алюминиевая посудина». И никто ничего не покупал.

Но эти питерские товарищи не морочили голову, ни к чему не цеплялись, не придирались и не спрашивали, где их лодки. Я имел наглость показывать их лодки во многих местах: на соревнованиях, на Дне города, везде рекламировал способности этих лодок. Потом одну лодку продал, вторую... Так я стал представителем завода и дилером по продажам моторов Mercury. Были какие-то перипетии, был лучшим дилером. Сейчас опять все разрушилось. Но я смог заниматься водно-моторным спортом, рекламируя моторы и доказывая их преимущество. Например, мы стали чемпионами Европы в 2007 году, заняли второе место на Чемпионате мира в 2013 году.
В Вашем фотоальбоме много снимков с лошадьми. С чем это связано?
Я очень люблю лошадей. В мире три прекрасных вещи: море, лошади и женщины. Я даже хотел работать на ипподроме, но поступил в училище, и некогда было даже ходить на ипподром. Закончил училище, на флоте 2 года работал — все некогда было заняться лошадьми. Потом все-таки решил воплотить свои мечтания детства и пошел на ипподром заниматься конным спортом. Пришел, а там сидит тренер, дядька пожилой и наглый, и говорит мне: «Читай, что здесь написано. В детскую спортивную школу принимаются дети в возрасте от 12 лет. А тебе сколько?». Мне тогда было 22 года. Он мне: «Ты опоздал ровно на 10 лет».

4594682E-E264-4AA8-B6F3-B9FB03E9D65B.jpeg

Но кроме того, что там есть школа конно-спортивная, где обучают конкуру или выезду, на ипподром каждый год привозят лошадей-двухлеток на испытания лучшей породы. Только-только их оседлали, они на ипподроме живут, тренируются, чтобы в воскресенье скакать. Вот она скачет-скачет и — объявляется лучшая порода. Кобыла скачет до 4 лет, потом ее отдают на улучшение поголовья. У животных действует такая тема, что умный, хороший, воспитанный, сильный жеребец скрещивается с умной, хорошей, красивой кобылой. И от них ожидается еще лучший приплод. У нас, у людей, к радости, так не происходит. А то были бы только одни умные или дураки.

В результате я стал ходить и заниматься на этот ипподром. Каждое утро был необходим человек, который этой лошади мог бы сделать проездку. Когда я только пришел на ипподром, меня называли чабаном, потому что я сидел в седле как чабан. Потом я немного лучше стал сидеть, стремился участвовать в скачках. Но мне нужно было сильно худеть, поскольку у меня был средний вес 64 килограмма, а нужно было весить 57 с седлом. И я худел до 55 килограмм. В результате у меня не было сил, «дохлый» такой был. Но потом на ипподроме открылись скачки с препятствиями «Стипль-чез», там можно было весить уже 75 килограмм с седлом. Это было другое дело. Лошади были мне настолько интересны, что я подружился с директором ипподрома, он стал моим кумом. Я купил себе лошадей, которые здесь на острове жили. Здесь даже была конюшня.
На других фотографиях в альбоме Вы участвуете в водно-моторных соревнованиях. А сейчас такие гонки устраиваются?
Показательные выступления проводятся, а соревнования отменили. Сильно большая травматичность. Я вот тоже травмировал себе спину, поэтому сейчас хожу потихоньку. Кто-то же отбил себе печенку, кто-то — голову... Одним словом, экстремальный спорт.

C4CE2521-D0B3-4C71-BC9A-25726C1C9913.jpeg
Но Вы не сдаетесь и, наверно, думаете о каких-то новых состязаниях?
У меня мечта - устроить соревнования, кто первым водным путем пересечет Азовское море. Надеюсь, получится реализовать.
Недавно у Вас на спортбазе снимали кино? Отличная площадка для съемок!
Да, тут были взрыв-пакеты, дымовая завеса. Машины полицейские с мигалками и сиренами приехали. Тут моряки рядом проплывали и звонят мне: «На твоей базе — маски-шоу. Что такое?». А я говорю: «Все под контролем».

B9DF915E-9B35-4113-8A8A-8D1DD2FDB6B1.jpeg

пожаловаться

Читайте также:

Стиль жизни
28/12/2023
Василий Голубев присоединился ко Всероссийской акции «Елка желаний»
Губернатор снял со Всероссийской «Елки желаний» шары с пожеланиями детей – Егора из Аксая, Марии и Артура из Ростова-на-Дону. - Ново...
Стиль жизни
04/08/2023
Дети - инженеры
С недавнего времени здесь реализуется ещё один новый трек, посвящённый обучению детей конструированию БПЛА. В Инженерной школе ПИШ ЮФУ подошла к концу очередная летняя смена. Если в теч...
Стиль жизни
28/04/2023
Названо имя абсолютного победителя конкурса «Учитель года Дона - 2023»
28 апреля, губернатор Василий Голубев принял участие в церемонии закрытия финала регионального этапа конкурса «Учитель года». ...
Стиль жизни
15/03/2023
В Ростове стартовал восьмой по счету фестиваль детских и юношеских театров «Браво, дети!».
Из года в год талантливые дети донской столицы демонстрируют свое театральное мастерство! Фестиваль в полной ...
Стиль жизни
13/03/2023
В ЮФУ стартовала Студенческая весна 2023
10 марта в музее Южного федерального университета прошла торжественная церемония открытия фестиваля «Студенческая весна ЮФУ – 2023». Традиционно, на церемони...
Стиль жизни
13/04/2022
Абсолютной победительницей городского конкурса старшеклассниц «Ростовчанка-2022» стала Дарья Алексеенко
В финале конкурса за звание самой красивой и талантливой девушки Ростова-на-Дону были представлен...
14/10/2021