Семь чудес Каменска.

«Главный» побывал в одном из самых необычных городов Ростовской области.

Что же в нем необычного, спросит читатель, никогда не проезжавший мимо Каменска-Шахтинского. А на мой взгляд, достаточно пролететь мимо Каменска на авто, увидеть памятники байкерам и скелет на мотоцикле, чтобы понять: здесь живут люди, желающие поразить окружающих размахом деяний и необычным ходом мысли. Тем более что пролететь мимо города слишком быстро не получится — мост на федеральной трассе М4 дал трещину, а на временном — ограничения по скорости. А если вы свернете с трассы и увидите базу отдыха «Эльдорадо» или парк «Лога» с колесом обозрения, вы подумаете: ого-го, да что же это такое, кто они, эти каменчане и каменчанки...

Городок среди лесов.

Первое упоминание о станице Каменской относится к сентябрю 1671 года.
Как мне рассказали в местном краеведческом музее, 22 казака обратились к войсковому начальству с просьбой разрешить им поселиться в районе нынешней станции Глубокая.
Такое разрешение было дано — «на Донце в пустележащем юрту у речки Каменки поселиться беспрепятственно».
Есть мнение, что первыми поселенцами были 22 участника вооруженного выступления Степана Разина. Казаки, «избежавшие наказания за участие в бунте», — так пишут в очерках по истории Каменска, хотя к тому моменту восстание еще не было окончательно подавлено. Думаю, что речь идет о казаках, перешедших на сторону русского царя.
У речки Каменки (точнее — Малой Каменки) казаки прожили восемь лет, но турки разорили станицу, и казаки перебрались на новое место — на остров Атаманский, расположенный посреди Атаманского же озера.
Со временем жители городка освоили и берега водоема.
Но городок сгорел — в те годы здесь было много лесов, было чему гореть. Сейчас лесов в этих краях нет вообще.

1516742181_vokzal-kamensk.jpgКаменский вокзал.

Жители переселились на новое место. Но шла Северная война, повинности российских крестьян усилились, часть из них бежала на Дон.
6 июля 1707 года царь Петр I издал указ о сыске беглых в донских городках. Ответственным за мероприятие был назначен Ю. Долгоруков.
Кондратий Булавин писал о зверствах «москвичей»: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жен и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».
В результате началось восстание Булавина, которое было жестоко подавлено.
Старая Каменская станица была сожжена (теперь это место называется хутор Погорелов), мужчины казнены, женщины, дети и старики насильно переселены на новое место. Важная деталь: новое место регулярно затапливалось разливающимся весной Донцом — такое наказание придумал казакам Петр Первый.
Так, в венецианском стиле, каменчане прожили почти сто лет. В 1802 году землю Войска Донского разделили на семь округов. Административным центром Донецкого округа была названа станица Каменская, в которой тогда проживало 3614 человек.
В округ входила огромная территория: север нынешней Ростовской области, часть Луганской, Донецкой, Днепропетровской областей Украины.
В 1805 году повысившие свой статус станичники обратились к властям с просьбой о переселении на правый, высокий берег Северского Донца. Но началась война с Наполеоном, и лишь в 1817 году каменские казаки стали перебираться на правый берег. Территорию новой «столичной» Каменской определил атаман Платов.
Кстати, место на левом берегу Донца, где каменчане жили до 1817 года, ныне именуют Старой Станицей, это что-то типа Рублевки местного значения, здесь живут зажиточные горожане, а также москвичи и питерцы, скупившие местную недвижимость, — так говорят неимущие каменчане. Именно здесь расположен и парк «Лога». Ведь Донец больше не разливается.

2. Пушкин здесь был.

Планировку Каменска выполнил известный архитектор, нидерландский дворянин Франц Павлович де Воллан (20 сентября 1752, Антверпен — 30 ноября 1818, Петербург) — как в европейском городе, здесь были четко выраженные улицы, а не хаотическая застройка, характерная для донских станиц. К тому моменту Франц Павлович уже спроектировал Новочеркасск, Одессу, Тирасполь, Вознесенск.
Из этого факта можно сделать вывод: власти предполагали, что со временем Каменскую ждет городская судьба.
Главная улица новой станицы, названная Донецким проспектом, протянулась вдоль старинного шляха, позже ставшего почтовым трактом.
По тракту проезжали многие известные люди. В частности, Александр Сергеевич Пушкин в 1829 году — сначала на Кавказ, потом обратно в Петербург. Проехать мимо у него просто не было возможности.
Несколько раз проезжал на Кавказ и обратно М.Ю. Лермонтов — в 1825, 1837 и 1840 г.
Возвращаясь с Кавказа в Ясную Поляну, провел на почтовой станции в Каменской три дня, 25, 26 и 27 января 1854 года, Лев Толстой.
Дневниковая запись от 27 января 1854 г. гласит: «24 в Белогородцевск[ой], 100 [верст] от Черк[асска], плутал целую ночь. И мне пришла мысль написать рассказ «Метель».
Хутор Белгородцев находится в Каменском районе, в ста верстах от Новочеркасска, 200 жителей, две улицы: Станичная и Фермерская. Все сходится.
В Каменском краеведческом музее есть самовар, из которого Лев Николаевич якобы пил чай.
Количество проезжающих через Каменскую резко увеличилось после того, как через станицу прошла железная дорога.

3. Маленький Лондон.

28 ноября 1870 года газета «Петербургский листок» опубликовала статью «Маленький Лондон» своего корреспондента П.Суворова.
«На южной окраине России, среди степей Войска Донского, на берегу Донца стоит казачья станица. Официально она называется Каменской, а одной из местных влиятельных личностей прозвана «Маленький Лондон», прозвана же она так потому, что в настоящее время в ней по случаю постройки железнодорожного моста через Донец сгруппировано множество рабочих людей, приказчиков, контор, торговцев и инженеров... На мосту кипит работа днем и ночью. На нем стоит неумолкаемый стук молота, топора, кирки и руготня. Словом, это пустынное место ожило, одушевилось кипучей деятельностью».
военно-ремесленная школа.jpgВоенно-ремесленная школа.

23 ноября 1871 года через Донец пошли поезда. В Каменской появились железнодорожная станция, дистанция пути.
Мост через Донец был однопутным, так что поезда должны были простоять на вокзале довольно долго. Пассажиры могли воспользоваться вокзальными услугами — рестораном, почтой, туалетом, свежей прессой, цветами и церковными свечами.
Упоминания о станции можно встретить в письмах и дневниках Чехова, Толстого, Серафимовича, Пришвина, Шагинян, Булгакова, А. Лосева.
Чехов занимает особое место в истории Каменска. Экскурсовод с удовольствием показал нам дом хлебопромышленника Василия Ивановича Коваленко (1896 года постройки), куда приезжал Антон Павлович. Рядом тополь, которой он якобы посадил.
Коваленко был владельцем крупной паровой мельницы, у него было три сына и три дочери.
коваленко-каменск.jpgЗдесь был Чехов

В 1892 году на его мельнице была запущена первая в станице паровая электрическая установка, что позволило дать свет на соседнюю улицу.
В его доме в августе 1896 года в гостях у Антонины Васильевны (дочери Василия Ивановича) и побывал Антон Чехов. Антонина Васильевна и Антон Павлович работали в одной из земских больниц Серпуховского уезда, вместе боролись с холерой. Там и познакомились. Когда эпидемия холеры началась на Дону, Антонина вернулась на родину.
Каменские краеведы считают, что Антонина послужила прообразом велосипедистки Вареньки Коваленко из рассказа «Человек в футляре».
Варенька смущала Беликова, главного героя чеховского рассказа, ездой на велосипеде, если кто не помнит.
Очевидно, что связь между Варенькой и Антониной существует. Совпадают возраст, фамилия, происхождение (в рассказе Чехова семья Коваленко приехала в город с Украины, реальные Коваленко также были «хохлами»).
Антонина Коваленко пережила гражданскую войну и революцию, всю жизнь проработала врачом. Так и прожила Антонина всю свою долгую жизнь в доме на улице Пушкина, 74. Она умерла в конце 60-х, когда ей было уже за 90. Но фото 1966 года, которое я позаимствовал в «Каменских вестях», можно увидеть Антонину на встрече с юными каменскими медиками.
1966.jpg

В общем, вокзал стал центром общественной жизни. Станичники ходили обедать в привокзальное кафе (кстати, вход на вокзал был по специальным билетам — ценой в одну копейку). Красное кирпичное здание к началу ХХ века стало символом Каменска, на открытках с видами станицы чаще всего можно встретить именно вокзал. В 1942 году он был разрушен немцами. В начале 50-х годов харьковским архитектурным бюро был разработан проект нового вокзала станции Каменская. В 1951 году он и был построен. Вокзал сохранился до сих пор.

4. Знаменитые ученики.

Вторым по популярности «открыточным» зданием Каменской была Военно-ремесленная школа.
Трехэтажное здание этого учебного заведения было построено в 1894 году и долгое время было самым высоким сооружением в станице.
Как мне рассказали в краеведческом музее, вообще-то здания выше трех этажей в Каменске строить не рекомендуется — почва не держит, типа еще де Воллан об этом говорил. В правоте его слов можно убедиться, внимательно рассматривая пятиэтажки в центре города. То тут, то там вы заметите стяжки. Кроме стяжек вы можете заметить и 17-этажный жилой домишко. Судя по всему, его хозяева решили проверить, правду ли говорил де Воллан.
Но вернемся к военно-ремесленной школе. До 17-го года на Дону было семь таких школ — в Каменской, в Новочеркасске, в Усть-Медведицкой, Нижне-Чирской, Урюпинской, Константиновской и Великокняжеской.
За три года в ВРШ должны были научить изготовлению предметов казачьего обмундирования и снаряжения. Между прочим, оружейник Федор Токарев, конструктор пистолета ТТ, в конце XIX века окончил такую школу в Новочеркасске.
Увы, до наших дней школа не дожила, она была разрушена во время войны. Сейчас на этом месте торговый центр.
На Донецком проспекте (ныне он носит имя Карла Маркса) сохранилось здание, где в 10-х годах ХХ века располагалось реальное женское училище, ПТУ в советской терминологии.
Построил училище таганрогский купец Бардашов, почетный гражданин Таганрога, а затем и Каменской.
Из Таганрога в Каменскую он перебрался вместе со своей горничной. Бежал от семьи.
У Бардашова был большой кирпичный завод, у купца был рак, и он хотел оставить о себе память.
Кроме женского реального училища, Бардашов построил и реальное училище для мальчиков, в 1917 году его окончил поэт Николай Николаевич Туроверов (1899, Старочеркасская — 1972, Париж).
Как считают каменские краеведы, Бардашов построил и здание Общества взаимного кредита на Донецком проспекте — единственное здание в Каменске, которое (с натяжкой) можно отнести к стилю модерн.
В планах Бардашова были и другие здания, но осуществить задуманное он не успел — умер от рака.
В Каменской как главном населенном пункте округа, было и Донецкое окружное училище — среднее учебное заведение. Здание на Донецком проспекте сохранилось. На заброшенном двухэтажном доме (объект культурного наследия регионального значения) висит треснувшая много лет назад мемориальная доска — «Здесь в Донецком окружном училище с 1890 по 1983 год учился выдающийся русский советский драматург Константин Андреевич Тренев. 1878–1945».
Другие знаменитые ученики Донецкого окружного — сын местного урядника поэт-обэриут Николай Макарович Олейников и художник-баталист Митрофан Борисович Греков — доски не удостоились. Как и Василиск Гнедов (1890–1978), уроженец Милютинского района, поэт, генералиссимус русского футуризма (на его визитке было написано «Сама поэзия»).
В биографических сведениях Василиска есть упоминание, что однажды учащиеся сбежали с уроков, чтобы посмотреть на один из первых автомобилей, появившихся в Каменской.
В общем, жизнь в станице кипела. До революции здесь было три кинотеатра («Ренессанс», «Солей», «Одеон), дворянское собрание, парк, несколько гостиниц, три типографии, наконец, работал театр, вдохновивший на занятия драматургией Константина Тренева, автора знаменитой пьесы «Любовь Яровая».
На улице Коммерческой располагалось до 70 магазинов и лавочек. Имелась на Коммерческой и мужская гимназия, ее первым директором был Митрофан Петрович Богаевский, в 1917–1918 годах он возглавлял Донское войсковое правительство.
Красные расстреляли Богаевского в Балабановской роще (ныне парк имени Островского в Ростове).
«Донская волна» в 1918 году писала об этом так:
«…1-го (14) апреля к опушке Балабановской рощи в Ростове подъехал автомобиль. Из него вышли начальник ростовской красной гвардии юноша Антонов, а за ним быстрым шагом — Митрофан Богаевский… Спустились в ров, вышли на полянку. Антонов быстро повернулся и в упор выстрелил в Богаевского. Тот упал. Антонов пошел к автомобилю, но снова вернулся. Ему сказал его спутник Рожанский, что Богаевский жив. Действительно, пуля застряла во рту Богаевского, и он прикрыл руками рот. Антонов вернулся и в упор еще раз выстрелил в глаз лежащему. Умер Богаевский».

5. «Город, которого нет».

Так любят называть Каменск местные жители.
В общем-то, во многом так оно и есть.
Все улицы называются по-новому. Дворянская получила имя революционера-народовольца Желябова, Вокзальная — Ленина, Коммерческая — Кирова, Госпитальная — Пушкина. И так далее, в том же духе. С дореволюционных лет сохранилось лишь одно название — Украинская.
храм.jpg

Не пережили войну вокзал и Военно-ремесленная школа. Грандиозный Христорождественский храм был разрушен в 1960 году. Можно было бы сохранить первый мост через Дон как памятник промышленной архитектуры — до недавнего времени он работал как автогужевой. Но нет, снесли.
В 2016 году исчез и Дом офицеров. В 2011 году он оказался не нужен Министерству обороны, дом передали городу, городу он тоже оказался ни к чему, а потом конструктивистское здание 1936 года постройки просто-напросто сгорело.
В Доме офицеров проходили торжественные праздники, гастроли известных актеров, работала балетная студия.
На сцене Дома Красной Армии, как он первоначально назывался, была впервые исполнена знаменитая песня «Давай закурим!».
В 1941 году в Каменске ее текст придумал сотрудник газеты Южного фронта «Во сла­ ву Родины» Илья Френкель, а музыку сочинил композитор Модест Табачников.
Кстати, заместителем начальника политотдела Южного фронта был Леонид Брежнев. Получается, Френкель был его подчиненным.
Зимой 1941 года песню спел солист фронтового ансамбля Аркадий Воронцов.
Теплый ветер дует.
Развезло дороги.
И на Южном фронте
Оттепель опять.
Тает снег в Ростове,
Тает в Таганроге.
Эти дни когда-нибудь
Мы будем вспоминать.
Таков был первоначальный вариант песни, он был посвящен первому освобождению донских городов от фашистов. Потом слова про Ростов и Таганрог из песни выбросили, так как в июле 1942 года советские войска вновь сдали фашистам эти города.
Каменчане любят вспоминать, как в 70-е годы в Дом офицеров приезжала Людмила Зыкина. Вспоминают, что желающих посетить выступление оказалось так много, что зал не вместил собравшихся. Для оставшихся на улице Зыкина устроила еще один небольшой концерт — из открытых окон ротонды Дома офицеров.
В общем, дома офицеров больше нет.
CIMG2857.JPG
Банк взаимного кредита.

6. Столица

В истории Каменска бывали экзотические периоды. До 1920 года станица входила во Всевеликое войско Донское, в 1920–1924 годах — в состав Донецкой губернии Украинской ССР. В ноябре 1924 года был создан Северо-Кавказский край, в состав которого вошел Шахтинский округ с Каменским районом и его центром — станицей Каменской.
28 марта 1927 года станица получила статус города под названием Каменск.
С 9 августа 1929 года город Каменск официально именуется Каменском-Шахтинским.
6 января 1954 года была создана Каменская область со столицей в Каменске-Шахтинском. В нее вошли северные районы Ростовской области, а также часть Воронежской и Сталинградской областей.
Каменск был столицей области с населением в 1,3 миллиона человек до 27 августа 1955 года. Потом столицу перенесли в Шахты — этот город был столичным до ноября 1957 года, когда Каменская область перестала существовать.
Трудно сказать, чем руководствовалось советское правительство, принимая и отменяя решения о создании области. Типа разукрупняли большие области.
В рамках этого проекта в 1954 году были созданы Белгородская, Липецкая, Каменская, Балашовская и Арзамасская области. Две первых существуют до сих пор.
Про Каменскую область есть легенда: возмутился Шолохов — как же так, практически все казачьи станицы Дона оказались в какой-то Каменской области, в том числе и его Вешенская. Непорядок.
Не исключаю, что именно так и было.
В общем, Каменск — удивительный город с удивительной судьбой и необычными людьми.

7. Местные.

Самыми необычными жителями Каменска на данный момент являются Сергей Кушнаренко и Владимир Бесчетный.
59-летний Кушнаренко — собственник местного лакокрасочного предприятия ООО «Престиж Холдинг». В 2012 году на месте бывшей хуторской свалки он создал парк «Лога» — что-то среднее, на мой взгляд, между сочинским дендрарием и зоопарком. Первоначально парк занимал территорию в 16 гектаров, затем был расширен до 22 га. В июле 2019 года в парке было установлено колесо обозрения, но для посетителей оно заработает, скорее всего, только в следующем летнем сезоне, когда полностью будет достроена зона аттракционов.
Высота — 40 метров, сеанс от 10 до 35 минут. Одна кабинка — для граждан на инвалидных колясках. В городке аттракционов будут карусели и детские американские горки, устанавливать их приедут специалисты из Италии.
DSCN7315.JPG
В Лога-парке

 В общем, необычно, ничего не скажешь. Тем более что вход в парк бесплатный.
Второй предприниматель, который, скорее всего, войдет в историю Каменска, — это байкер Владимир Бесчетный, генеральный директор ОАО «Каменскгаз», учредитель и руководитель еще нескольких организаций, в их числе база отдыха «Эльдорадо» и «Байк-отель» (с жутковатыми памятниками погибшим байкерам — я сразу вспомнил кинофильм «Безумный Макс»).
На месте озера Эльдорадо когда-то был промышленный карьер — добывали камень-пластушку. Потом родники наполнили карьер, добыча была остановлена, а карьер превратился в популярное место отдыха.
DSCN7267.JPGВот такое это "Эльдорадо".

Бесчетный придал озеру сюрреалистические черты. Пляж украшает огромный черный череп (что не портит общего впечатления) и закопанная в песок огромная женщина.
Из минусов базы — высокие цены за ночлег: от 2600 рублей за непритязательный, но большой номер.
2 мая 2016 года Бесчетный открыл первую очередь музея «Легенды СССР» — 800 квадратных метров, 9 мая 2017 года был открыт второй зал площадью 730 м  кв.
Экспозиция музея посвящена быту, автомобилестроению, промышленности времен СССР. Здесь можно найти самовары, фотоаппараты, холодильники, аккордеоны, ковры с оленями, автомобили «Запорожец», почетные грамоты и даже магнитофон «Ростов-101».
Но это за деньги. 200 руб. со взрослого.
Если вы забыли, как все это выглядит, — вам сюда.

Комментарии (0)

Читайте также:


Текст:
Сергей Медведев
Источник:
«Кто Главный.» № 152
18/09/2019
0
Интересное по теме: