СЕМЬ УДИВИТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ О ТАГАНРОГЕ.

№91
Побывав в соседнем городе, «Главный» стал понимать, почему Чехов мог появиться только здесь.
Текст Сергея Медведева. ФОТО Сергея Медведева.

ФАКТ №1. ТАГАНРОГСКИЙ ТРАМВАЙ

Если в Ростове можно прогуляться по центру и ни разу не встретить трамвай, то в Таганроге так не получится. Куда ни пойдешь — всюду они. Несутся в клубах пыли, тарахтят. 7 ноября 2012 года таганрогскому трамваю исполнилось 80 лет. Между прочим, к созданию трамвайной сети в Танганроге в свое время приложил руку заведующий строительством и коммунальным хозяйством города Исайя Танхилевич — отец знаменитого поэта-песенника Михаила Танича.

О таганрогских трамваях много писали в конце 90-х — в связи с бесплатным проездом,

единственным в области. Таганрог так и называли — городом бесплатных трамваев, бесплатных телефонов-автоматов и пива «Жириновский» (было такое пиво в 90-х, не-

давно пивзавод закрыли).

В 2012 году — в газетах опять появились заметки об этом виде транспорта — в связи с

бесплатным вай-фаем, вдруг появившемся в пяти трамваях.

«В городе с большим научным и туристическим потенциалом, даже находясь в трамвае, гражданин будет иметь свободный доступ к любым информационным ресурсам», —

объяснил задумку мэр.

Трамваи с Интернетом — новые, в Ростове таких марок (ЛМ-99) нет. Новые трамваи выглядят инородными телами на фоне одноэтажных и захолустных улочек, скажем, в районе Таганрогского радиотехнического института (ТРТИ), основанном Берией.

Пришельцами из какого-то светлого будущего.

Большинство трамваев в городе — старые, которые, на взгляд неспециалиста, вот-вот развалятся. Как оказалось впоследствии, этот взгляд довольно точно отражает действительность — в июле 2013 года «Трамвайно-троллейбусное управление» Таганрога приняло решение приобрести порядка 30 списанных трамваев у московского предприятия «Мосгортранс». Трамваи приобрели по цене металлолома...

Последнее упоминание о таганрогском трамвае датировано 17 сентября 2013 года. «На маршрут в Таганроге вышел необычный трамвай. Скорее его можно назвать музеем Великой Отечественной на колесах. Трамвай украшен фотографиями военного времени, а внутри на потолке натянута маскировочная сетка».


ФАКТ 2. БОГУДОНЬЕ

Если от здания ТРТИ (странное сооружение в псевдоклассическом стиле, типа нашего РИСХМа, только выше) свернуть налево и пройти еще метров 300, то вы окажетесь в, пожалуй, самом экзотическом месте Ростовской области — рыбачьем поселке Богудонье.

В XIX веке здесь были мастерские по ремонту баркасов, сетевязальни, коптильни, ледники. Сейчас — то, что осталось от всего этого разнообразия.

Считается, что район получил название по фамилии жившего здесь человека Боудона (то ли француза, то ли англичанина). Боудон прославился тем, что при жизни заказал себе надгробную плиту с датой своей смерти (пригодилась ли она ему — неизвестно). Богудонье или Богудония — расположено на месте старой Троицкой крепости, построенной еще по указу Петра I от 12 сентября 1698 года. Эту дату и принято считать официальным днем основания города Таганрога, первоначально называвшегося Троицком на Таган-Роге.

Вскоре после открытия крепость срыли — в 1712 году на 24 года эта часть Приазовья

отошла к Турции. Когда эти земли снова стали русскими, крепость восстановили, но

потом опять демонтировали — после заключения Австрией (союзницей России) сепаратного мира с турками. Таковы были условия этого мира.

В общем крепости вы сейчас не увидите. Вместо нее — экзотический одноэтажный самозастрой. Удивительно, что дома Богудонии имеют какие-то адреса — понять, где начинается одна улица и заканчивается другая — невозможно. Трудно представить, как здесь передвигаются люди зимой, когда снег и лед покрывают бетонные желоба, которыми по сути и являются богудоновские улицы. Наверное, прохожие держатся руками за стены, благо, улицы там неширокие — от метра до двух.

Местные жители любят рассказывать, что во время войны немцы не решались заглядывать в эти места — типа там опасно, там свой партизанский отряд. Приезжие и в наши дни с опаской обходят район. «Меня черт угораздил попасть туда аккурат после нашей победы над голландцами, и я нарвался на какую-то явно непроспавшуюся образину, котрая начала тянуть свои грязные лапы к камере. Пришлось прикрывать камеру корпусом и уходить разворотом ему за спину. Это оказалось своевременным, так как следом в то место, где я был за долю секунды до этого, направился и внушительного вида грязный волосатый кулак», — читаем мы у ростовского блогера Бориса Панасюка.

К счастью, я не встретил опасных местных жителей на узких улочках Богудонья — одна девочка подметала крышу, да мужик что-то жарил на мангале.


ФАКТ 3. МЭР ШИЛО

С окончанием советского периода в городе переименовали часть улиц. Переулок Исполкомовский стал Итальянским, улица Третьего Интернационала — Греческой. Части улицы имени Ленина вернули прежнее название — Петровская, часть осталась с прежним названием. Пошли, как говорится, на компромисс, чтобы не злить сторонников коммунистической идеи. А так, с двойным названием получается символично: можно сказать, что Ленин продолжил дело Петра, а можно сказать, что, наоборот, Петр предвосхитил появление Ленина. На Петровской играет негромкая музыка. На Ленина музыки нет.

Когда убили мэра Шило (в 2002 году, убийца не найден), часть улицы Кузнецкой стала носить его имя. Причем именна та, которая примыкает к кладбищу.

Шило в Таганроге помнят. И как мне показалось, уважают, считают патриотом. В местном музее краеведения хранятся очки, когда-то принадлежавшие мэру. Многие таганрожцы вспоминают о Шило, когда смотрят на пятисотрублевую купюру — с Петром I работы скульптора Антокольского. На купюре написано, что это Архангельск, но скажут вам в Таганроге, на самом деле в Архангельске уменьшенная копия таганрогского памятника, да и на родине Чехова она появилась в 1903 году, а в Архангельске — в 1914-м. Кстати, памятник — подарок городу Антона Павловича. Когда в 1995 году Центробанком РФ была выпущена купюра с изображением архангельского памятника Петру I, Сергей Шило пытался добиться от Центрального банка Российской Федерации материальной компенсации для Таганрога. В Центробанке от письма не отмахнулись, главный художник Гознака Игорь Крылков прислал Шило официальное письмо (просил успокоиться).


ФАКТ 4. СТОЛИЦА

На улице Петровской есть дом с мемориальной доской. На доске — надпись, гласящая, что здесь в 1918 году во время Гражданской войны располагалось правительство Украинской Народной республики. Была такая.

То есть, формально какое-то время Таганрог был столицей этой самой Украинской

республики.

Сейчас это воспринимается как некий курьез — причем тут Украина? Хотя по ближайшей к тем временам переписи (1926 года) украинцы в городе Таганроге составляли 34,6 % всего населения, русские — 55,2 %, но во всем Таганрогском округе украинцы составляли абсолютное большинство — 71,5 %, русские — только 21,9.

В 1920−1925 годах Таганрог входил в состав Донецкой губернии УССР, в 1925 году

был возвращен в состав РСФСР.

В Таганроге любят вспоминать об упущенных возможностях: «Да если б не турки, были б мы столицей Российской империи».

Действительно, Петр I рассматривал Таганрог в качестве места для российской столицы, но из-за поражениия в войне с Турцией отказался от этой идеи — в пользу

Санкт-Петербурга. Об этом, якобы, стало известно из письма Екатерины II Вольтеру. Императрица писала философу о петровских видах на Таганрог.

По факту Таганрог являлся «столицей» Российской империи с сентября по ноябрь

1825-го, во время проживания в городе императора Александра I. Здесь он собственно и умер.

Сохранился домик на улице Греческой, где жил царь, есть памятник императору —

единственный на сегодняшний день в России, установлен в 1831 году.

Увы, на рубеже XIX — XX веков Таганрог утерял и статус региональной столицы.

Хотя в это время выгодное географическое положение привело в город большие

иностранные инвестиции. До революции в нем существовало 17 иностранных консульств. С участием иностранного капитала были построены металлургический, котельный и кожевенный заводы.

Оказалось, что у Ростова географическое положение еще выгодней, а жители хитрее.

Любопытные записки оставил таганрожец Нестор Кукольник, известный литератор. Он описывает, как решался вопрос о строительстве железной дороги к Азовскому морю. Как она пройдет — через Ростов или Таганрог?

«Хотя в 60-х годах XIX века Таганрог и был вдвое больше Ростова (20 тысяч населения против 10), однако здесь градоначальником был бездарный самодур Лавров, в то время как в Ростове градоначальником избрали ловкого предпринимателя А. Байкова. А. Байков ратовал только за Ростов как единственный перспективный порт на Азовском море. Далее торговая связь Ростова с Азовским морем должна была идти через гирла Дона, которые надо было сделать судоходными.

Дорога на Таганрог в этом случае оказывалась просто лишней тратой денег и ничего не давала».

Кукольник предлагал от Харькова дорогу направить на Никитовку, Иловайское, Матвеев Курган, Неклиновку и Таганрог, а уже в конце соединить Таганрог с Ростовом. Это открывало возможность разработкам угольных месторождений Донбасса. А. Байков подкрепил свое предложение прокладки дороги через Лисичанск — Луганск — Грушевку на Ростов 100 000 рублей, которые вручили Великому Князю Михаилу Николаевичу. Не тот был в Таганроге градоначальник, чтобы расщедриться на взятки за непонятное ему дело.

Сегодня старое здание железнодорожного вокзала в Таганроге имеет весьма запущенный вид. Это объект культурного наследия регионального значения. Принят под охрану решением Малого совета Ростовского облсовета № 301 от 18 ноября 1992 года.

После реконструкции здесь планируют открыть один из разделов Международного политехнического музея, для чего Московский политехнический музей готов предоставить часть своих экспонатов.

В Таганроге, как я понял, любят строить планы с размахом.


ФАКТ 5. ЧЕХОВ

Понятное дело, что говорить о городе, где все собаки — Каштанки, и не упомянуть Чехова невозможно.

Самая длинная улица в городе носит имя Антона Павловича. Благодаря стараниям писателя в городе появились и уже упомяутый памятник Петру I, и библиотека, и краеведческий музей, и даже художественный музей (малая Третьяковская галерея, любят называть музей местные жители, и это правда).

К чеховским местам города (как сказано на сайте горадминистрации) относятся также глинобитный домик, где родился писатель, музей «Лавка Чеховых», Литературный музей А.П. Чехова, расположенный в здании старейшего учебного заведения Юга России — основанный в 1806 году Коммерческой гимназией.

Еще есть ряд зданий с мемориальными табличками — «Здесь жил такой-то, прототип такого-то в рассказе таком-то».

Но есть в Таганроге еще несколько чеховских мест (на улице Розы Люксембург), куда не любят водить экскурсантов. Это дом отца Чехова — Павла Егоровича — единственный дом, который ему удалось построить за всю свою жизнь. Здесь Антон создал первое произведение. Рядом лавка родного дяди — Митрофана и дом деда — Егора.

Увы, эти объекты находятся в частной собственности и музейному комплексу не переданы.

Не так давно владелец одного из объектов его перестроил, обложил кирпичом, над

лавкой появилась мансарда.

Рядом дом деда Антона Павловича. Он принадлежит его прямому потомку — Дмитрию. Еще в советские годы дома планировали расселить и в освободившихся помещениях

устроить музей. До сих пор не получилось.

Между прочим, в Таганроге за период с 2008 по 2009 годы в рамках подготовки к празднованию 150-летнего юбилея Чехова на реконструкцию и восстановление объектов культурного наследия направлено 163,7 миллиона рублей. Отпраздновали с размахом.


ФАКТ 6. СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Еще одна тема, благодаря которой Таганрог попал в свое время на страницы печати, — это производство самогонных аппаратов для населения на оборонном заводе «Прибой». Оригинальный пример конверсии.

В целом в 90-е годы промышленное производство в Таганроге удалось сохранить, считается, что благодаря иностранным заказам.

А вот автомобилестроению не везет. В силу объективных и субъективных причин. Мало кто знает, что когда-то в Таганроге производили мотоциклы. Их выпускал инструментальный завод № 65 имени Сталина (потомок эвакуированного в 1915 году из Ревеля (Таллина) Русско-Балтийского судостроительного и механического завода). Мотоциклы назывались ПТИЗ АМ-600 и считались самыми совершенными среди всех довоенных мотоциклов советского производства.

После войны производство мотоциклов не возобновили, их заменили культиваторы и жатки-лобогрейки. Прошло еще некоторое время, и завод стал называться Комбайновым. В 1997 году на его базе был создан Таганрогский автомобильный завод.

12 сентября 1998 года в день 300-летия города новый завод был торжественно открыт. Гостям со всей страны показали заводской храм, новые цеха и сборку автомобиля корейской марки. Руководство завода поделилось планами — выйти, если мне не изменяет память, на производство 120 тысяч автомобилей в год.

Праздник напоминал пир во время чумы — если кто не помнит, за три недели до открытия, 17 августа 1998 года в России случился дефолт.

В общем, с автомобилями с самого начала не задалось. Завод то открывал их производство, то закрывал. Как будут обстоять дела на момент выхода журнала, предсказать трудно.


ФАКТ 7. УБЕЖИЩЕ

Начиная с августа 1696 года, для освоения новых земель, рядом именных царских указов Приазовье превратилось в одно из крупнейших в России мест ссылки «на вечное житье». В 1699 году в крае учреждена первая в истории России каторга, а Таганрог становится ее центром. Приговаривались к ссылке в Приазовье и чиновники, и духовные лица, а также выходцы из дворянства. Направлялись в Таганрог также пленные турки и татары, а с началом Северной войны — в большом количестве шведы и жители Прибалтики.

В советское время в Таганрог ехали добровольно — спасалась от репрессий интеллигенция из центральной полосы России. Знаю несколько таких семей.

В начале 2000-х в Таганрог потянулись переселенцы с севера (их здесь называли

«якутами», ударение на третьем слоге).

«Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря».

Лучше не скажешь.

В Таганроге хорошо гулять и думать, сидя в кафе, что так может выглядеть рай для нетребовательных людей.

№ 91 Октябрь 2013 г.