МОДА ДОНА.

№91
«Главный» решил выяснить, в чем ходили наши предки 100, 200 и 300 лет назад.
Текст СЕРГЕЯ МЕДВЕДЕВА.

XVIII ВЕК.

СТАРШИНА ВОЙСКА ДОНСКОГО НАЧАЛА XVIII СТОЛЕТИЯ.и с

Тренд: В числе предметов, которое московское правительство слало казакам за службу, было сукно. Со временем казачки сами научились ткать тонкие сукна из овечьей шерсти. Значительная часть одежды была «импортной» — ее привозили из походов.


НА СТАРШИНЕ: 1. Бешмет — кафтан до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними полами, правая поверх левой, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии — обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами; 2. Чекмень (зипун) — суконный верхний кафтан, шитый так же, как бешмет, но с открытой грудью, при узком шалевом вороте или вороте, обшитом широкой тесьмой. Рукава широкие, схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом; 3. Сапоги сафьяновые, обычно красного или желтого цвета. Люди попроще носили полусапоги черного сафьяну или простой кожи. Кроме сапог, казаки носили и легкую обувь — что-то типа индейских мокасин, шились самостоятельно из двух-трех кусков кожи. Мужчины надевали чирики поверх толстых носков, в которые и были заправлены шаровары. Сафьяновые сапоги стоили — 1,5 руб., при том что небольшая свинная туша — 80 копеек; 4. Пояс шелковый, турецкий или персидский. Со второй половины XVIII века в моде «польские» пояса, они производились в городе Слуцке, ныне Белоруссия; 5. Шаровары обычно подбирались под цвет обуви — красные или желтые. Шаровары казаков походят на турецкие, только гораздо уже, почти полушаровары. Шаровары ценились — 3 рубля за пару.


БОГАТАЯ КАЗАЧКА. ХVIII ВЕК, 60-Е ГОДЫ.


Тренд: «Мы взысканы твоей милостью паче всех подданых, до нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится: один одевается черкессом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг к другу не делаем; немецкого же платья никто у нас не носит и охоты к нему вовсе не имеем... »

(Из письма казаков Петру I от 1705 года)


НА БОГАТОЙ КАЗАЧКЕ: 1. Кубелек, по форме и покрою напоминает татарский камзол. У состоятельных казачек, как в данном случае, он шился из парчи. Лиф платья застегивался серебряными или позолоченными пуговицами. Иногда параллельно шел второй ряд пуговиц — золотых или из жемчуга, он служил лишь украшением. Полы кубелека заходились одна за другою, не застегиваясь; 2. Повойник на вате, покрытый парчой. Обычно его украшали цветами из перьев. Кичку рогатую носили замужние женщины. С кички свисали над ушами и до самых плеч чикилики — длинные нити, унизанные жемчугом; 3. Пояс-татаур, надевался выше талии, состоял из соединенных между собой серебряных и позолоченных звеньев. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом; 4. Рубаха туникообразного покроя. Материал — тонкое полотно или шелк. Шея рубахи (ожерелок) выстрочена узорами, прямой вырез спереди завязан спереди лентой или застегнут запонкой; 5. С таким нарядом хорошо сочетались туфли из сафьяна или ичиги — легкие узорные расписные татарские сапоги из мягкой расшитой разноцветной кожи с внутренним жестким задником.


XIX ВЕК.


СТАРШИНА ДОНСКОГО ВОЙСКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (1821 ГОДА).

Тренд: «В 1801 году по указу императора Александра I для донских казаков была введена единая военная форма. Из синего сукна с красными выпушками, состоявшая из куртки, чекменя, шаровар, заправленных в сапоги с низкими голенищами, голубого пояса, кивера и фуражной шапки. Форма неоднократно менялась. В 1835 году в состав формы вошли синяя фуражка с красным кантом и серая суконная шинель с синим стоячим воротником. «Для пошива формы полагалось казенное сукно, но его не хватало и его берегли для смотра. В походе казак носил домашнюю куртку форменного покроя или длиннополый зипун, или чекмень, или шинель регулярного образца. Рядом с кивером-ведром виднелась баранья шапка-папаха. Только офицеры и казаки полков, близко стоящих к атаману, одевались по форме, все остальные были одеты, как сумел смастерить им мундиры станичный портной, а то и рукодельница-жена. Разнообразная одежда казаков возбуждала насмешки решулярных чинов, но возбуждала и зависть». («Картины былого тихого Дона», 1909, Спб).


НА СТАРШИНЕ: 1. Куртка из синего сукна. Вместо куртки могла быть черкесска с патронными гозырями. В зимнее время носили шубы, покрытые бархатом на лисьем или собольем меху. Осенью носили бурки, башлыки и азямы — широкие халаты из верблюжьей шерсти; 2. Шаровары с красными лампасами; 3. Сапоги домашнего производства, кроме черных могли быть красными или желтыми; 4. Шапка-папаха баранья; 5. Кафтан из парчи или другой дорогой ткани; 6. Шашка, как правило, передавалась по наследству. По просьбе атамана Платова казакам сделали однокалиберные ружья по казачьему образцу на Тульском заводе, с вычетом из жалованья казаков по 1 рублю плюс из фуража (в денежном выражении) пятой части. Немалая сумма — во время походов рядовой казак получал 1 рубль в месяц, полковник — 300.


ЖЕНЩИНА НИЖНЕЙ ЧАСТИ ДОНА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА.

Тренд: Путешественник Свиньин П. П. (Картины России и разноплеменных ее народов из

путешествий П. П. Свиньина. СПб., 1839. Ч. 1. С. 251). писал: «К сожалению, и в Донской области с успехами просвещения изглаживаются первобытные черты, отличавшие казаков в домашней их жизни. Редко увидишь супругу чиновника, одетую в кубелеку, составлявшую еще не более как за 20 лет общеее одеяние донских казачек. С этим вместе почти вывелись и старинные головные уборы».


НА ЖЕНЩИНЕ НИЖНЕЙ ЧАСТИ ДОНА: 1. Кубелечное платье, пришедшее на смену «чистому» кубелеку. (Рубаха перешла в разряд нижней одежды или рабочей, также на женщине могут быть свободные в турецком стиле шаровары). Кубелечное платье застегивали жемчужными или золотыми пуговицами, имеющими форму небольшой груши; 2. Соболья шапка, вышитая жемчугом, алмазами, яхонтами. Из-под шапки, по-прежнему, свешиваются чикилики, вынизанные жемчугом. Между прочим, жемчуг — любимое украшение казачек, добывали его в русских реках. Получает повсеместное распространение фабричный колпак для надевания на пучок волос; 3. Каврак— бешмет из парчевой или иной дорогой ткани. Зимой казачки носили шубу донскую. В середине XIX века шуба переходит в разряд праздничной одежды, передается по наследству, обязательный элемент приданного. Донскую шубу шили на лисьем, беличьем, заячьем, кошачьем меху, покрывали сверху тонким сукном, штофным шелком, парчой, атласом, бархатом различного цвета. Такие шубы носили только казачки как знак принадлежности к сословию вольных людей. Шуба стоила очень дорого — как строевой конь (к концу века пособие на покупку лошади для казаков составляло 100 рублей); 4. Чирик — праздничные туфли с гладкой кожаной подошвой, вырезом сверху, с ушками и бантиком (обычно цветные, с острым носом, на каблуках). Состоятельные казачки обувались в парадные, щегольские «кислиной наверстанные чирики» (кислина — белая, не вымоченная в дегте кожа), то есть, обшитые по краям ремешком из белой кожи. Носили их летом по сухой погоде. Надевали на шерстяной чулок. Казачки победнее носили поршни — примитивные башмаки, изготовленные из цельного куска сыромятной кожи и закрепляемые на ноге с помощью шнурков, которые продевались в отверстия, проходящие по верхнему краю обуви.


КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX ВЕКОВ


ДОНСКОЙ КАЗАК НАЧАЛА ХХ ВЕКА .


Тренд: Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь. Однако...«Среди степенных, достойных казаков... стали появляться пьяницы-пиджачники, променявшие военную одежду дедов на немецкий пиджак. Бог весть откуда, из какого трактира или кабака занеслась на Дон безобразная песня пропившихся фабричных. Стало можно слышать на Дону и «Конфетку», и «Последний нынешний денечек» — позорную песню о тоске при отправлении на службу. Эти пиджачники, пропившие казачье звание, горланили на сходах, пьянствовали и буйствовали. На службу начали являться казаки, неряшливые и грязно одетые, стариков не слушали». («Картины былого Тихого Дона»).


НА ДОНСКОМ КАЗАКЕ: 1. Фуражка имела темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время Первой мировой войны фуражки стали делать серовато-зеленого цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона; 2. Длинный, слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. В летнее время вместо мундира носили гимнастерку общевойскового образца защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей; 3. Темно-синие шаровары с красными лампасами, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги; 4. Сапоги. Они шились из черного шевро или хрома и имели высокое голенище. На казачьих сапогах каблук имел большую площадь, чем на сапогах у кавалеристов. Это делалось потому, что казачьи сапоги никогда не имели шпор, так как при посадке в казачьем седле шпоры были

бесполезны. В отличие от современных высоких сапог, офицерские казачьи сапоги имели голенища, сшитые по икре, поэтому правые и левые голенища были разной формы. Для пошива изготовлялись специальные колодки для голенищ — на правую и левую ногу.


ДОНСКАЯ КАЗАЧКА НАЧАЛА ХХ ВЕКА.


Тренд: Большой наплыв не казачьего населения в конце XIX в., обусловленный процессом

экономического развития донского края, способствовал распространению новых видов

одежды и нивелировке внешнего облика казаков. К началу XX в. в костюме донских казачек закрепился комплекс одежды, состоящий из юбки и кофты из домотканных тканей

для будней и покупных для праздников. Для пошива праздничной одежды казачки начали

обращаться к модисткам.


НА КАЗАЧКЕ: 1. Кираса — кофта, плотно облегающаяе фигуру, как правило, с баской (оборкой по нижнему краю), подчеркивающие природную стать казачек. Они имели воротник-стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки назывались кираса; 2. Длинные и широкие юбки изготавливались для лета из холста, а для носки в зимний период — из сукна. Праздничные юбки шили из покупных тканей: ситца, сатина, кашемира, репса, батиста, бенгалина. Юбка имела большое количество сборок, украшалась оборками, бисером, лентами, кружевами. Для придания пышности костюму носили нижние юбки из ситца и миткаля, постольку они хорошо сохраняли форму. Иногда их насчитывалось несколько: четыре, пять. Наиболее престижными являлись нижние юбки из зона (коленкора), называемые зоновками.

С повседневным и праздничным костюмом надевали фартуки, которые назывались по-разному: завески, занавески. Праздничные фартуки дополнялись кружевами, лентами, прошивками (узкими полосками материала, вшиваемыми в швы изделия); 3. Гусары — высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ногу, на невысоком изогнутом каблуке. Их носили на полушелковый чулок телесного цвета. В моде были и ботики с застежкой на кнопке. Рабочей обувью служили уже упомянутые поршни; 4. Яркие шелковые и шерстяные шали с рисунком на красном, зеленом или белом фоне носили в праздничные дни, хранили и передавали из поколения в поколение.

№ 91 Октябрь 2013 г.