1
из

ЧЕРТ ПЕРВОГО РАЗРЯДА, ИЛИ КАК Я СТАЛ ДЕДОМ.

№133
Народный артист России Борис Клюев рассказал «Главному» о ролях, оставивших неизгладимый след в жизни актера.
Текст ЕКАТЕРИНЫ ГУЖОВОЙ ФОТО МАКСИМА ФРОЛОВА.

КТО ТАКОЙ.
Борис Владимирович Клюев — советский и российский актер театра и кино, Народный артист Российской Федерации, лауреат телевизионной премии «ТЭФИ». Родился 13 июля 1944 в г. Москве. На сегодняшний день Борис Клюев является одним из ведущих актеров Государственного академического Малого театра, заведующим кафедрой мастерства актера ВТУ (института) им. М.С. Щепкина. Широкую известность актеру принесли роли в фильмах и сериалах «Д’Артаньян и три мушкетера», «ТАСС уполномочен заявить», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Воронины», а также в спектаклях «Дачники», «Горе от ума», «Маскарад».

ТВОРЧЕСКИЕ МЕЧТЫ.
У меня, как и у любого другого артиста, есть роли, которые я бы хотел сыграть. Я еще в молодости составил себе список, но выполнить удалось всего 3 пункта.
К сожалению, возраст неумолим. Мужчины чувствуют это лучше, чем женщины, которые и в 80, и в 90 лет продолжают играть на сцене сорокалетних. У мужчин все иначе: им с возрастом становится тяжелее быть на сцене.
Что касается меня, я знаю, что уже многое умею. Но, к сожалению, мы люди зависимые: это нас приглашают, а не мы.

ЧЕРТ ПЕРВОГО РАЗРЯДА.
Первое знакомство с творчеством произошло в 5-м классе. Наш педагог заболел, меня вызвал к себе пионервожатый и сказал:«Вот тебе пальчиковая кукла, иди и развлекай третьеклассников». Я встал за ширму и начал нести такую чепуху, на которую способен только отчаянный и беззаботный пятиклассник. Но детям вдруг это понравилось, они были просто в восторге. Неожиданно я и сам почувствовал какое-то удовлетворение. Так во мне начала просыпаться еще дремлющая тяга к искусству.
В 6-м классе к нам в школу пришла ставить детский спектакль мама знаменитой актрисы Валентины Серовой — Клавдия Михайловна Половикова (актриса, народная артистка РСФСР. — «Главный»). Мы тогда как раз дружили с чехословаками, поэтому было решено поставили спектакль «Чертова мельница» (по мотивам пьесы известного чехословацкого писателя Яна Дрды «Игры с чертом». — «Главный»). Конечно, мне с моей физиономией досталась роль черта первого разряда Люциуса, которую я с успехом исполнил. Слава пришла неожиданно. Буквально на следующий день в школьном буфете меня пропустили без очереди, и мне это очень понравилось.
Я пошел в драматический кружок в Доме журналиста и стал постигать азы актерского ремесла. После поступил в старейшее театральное училище имени Щепкина при Малом театре (училище было основано 28 декабря 1809 года указом Александра I и вошло в состав Императорских театров России. — «Главный»). Но поступление не спасло меня от армии. Мальчиков тогда было мало, поэтому призывали всех. Я отслужил 3 года на благо Родины и вернулся на второй курс. О, счастье! Меня приняли в труппу прославленного Малого театра. В то время там блистали Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Михаил Царев, Елена Гоголева, Борис Бабочкин, наш знаменитый Чапаев — огромная орда великих артистов.

ПОЦЕЛУЙ С АКСИНЬЕЙ.
Его величество случай всегда присутствует в нашей жизни.Однажды так получилось, что заболел актер, который играл в звездном спектакле «Дачники», и меня ввели вместо него. Я должен был стать партнером Эллины Авраамовны Быстрицкой. Мне было ужасно тяжело играть, ведь она тогда уже была великой актрисой. Я еще совсем молодой. Первая репетиция с Быстрицкой. Сцена такая: мы с ней на стоге сена, я должен завалить ее и поцеловать в губы. Представляете, каково мне было? Это же Аксинья, да еще и полном соку! Несмотря на то, что опыт общения с женщинами у меня уже был, я ужасно растерялся. Все мои старшие коллеги в один голос заявили: «Да как же ты ее целуешь?! Дай я покажу». В результате мы с ней оказались замечательной парой, и зрители нас очень хорошо принимали. Однажды кто-то сказал ей: «Элина Авраамовна, как же хорошо вы смотритесь с Клюевым! Он такой большой, а вы такая маленькая, такая изящная». А что еще женщина хочет услышать? Так и началась наша любовь на всю жизнь. Мы 38 лет с ней были партнерами, это было очень хорошее время. До сих пор мы с ней сохраняем теплые отношения, перезваниваемся часто. Она всегда рада меня слышать, а я всегда с удовольствием слушаю ее.

КАКОЙ-ТО КЛЮЕВ.
Очень интересным был мой приход в Малый театр, в этот огромный легендарный коллектив.
В холле висела доска объявлений, где вывешивали информацию о премиях, новых спектаклях, распределениях. И вот вокруг этой доски собралась огромная толпа. Я стою сзади, наблюдаю и даже боюсь подойти. И тут кто-то говорит: «Посмотрите, взяли какого-то Клюева! Откуда они их берут, этих молокососов? Интересно, кто это такой?» Меня это очень задело, я выхожу вперед и говорю: «Это я!» Естественно, все обернулись, чтобы посмотреть, кто же такой этот Клюев. Окинули меня ехидным взглядом, мол, посмотрим-посмотрим. К слову, высшей похвалой того времени за мой первый спектакль стала фраза из центральной газеты: «Молодые Филиппов, Андреева и Клюев не испортили ансамбля».
Вообще, в театре случается всякое. Иногда бывает, что тебя режиссер любит, иногда — не понимает. Молодые люди обычно очень страдают по этому поводу, но это совершенно напрасно, потому что сначала идет накопление количества, которое обязательно в итоге дает качество.

ПЕРВЫЙ КИНОУСПЕХ.
Я всегда прекрасно понимал, что артист должен быть популярным. А эту самую популярность, конечно же, дает кино. Я очень много раз пробовался на роли в кино. Иногда это удавалось, иногда — не очень, но, тем не менее, я набирался опыта.
Первой ролью, которая принесла мне настоящий успех, была роль графа Рошфора в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Но получить место в картине я смог не сразу, потому что режиссер картины Георгий Юнгвальд-Хилькевич очень не хотел видеть меня в своем фильме. Когда я пришел на пробы и сыграл, народ как-то очень оживился, и я увидел, что всем понравилось. Но меня все равно не утвердили. Так как все снималось на Украине, взяли украинских актеров. Но! Заказ-то был Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, поэтому все записи с проб отправляли в Москву. Там-то меня и утвердили.Вот так я оказался в этой когорте, в этом замечательном фильме, который, несмотря на многие его слабости, я считаю великим.
На протяжении почти 40 лет он доставляет удовольствие не одному поколению наших соотечественников.

«КГБШНИКИ ЖАЛИ МНЕ РУКУ…»
Неожиданно ко мне поступило предложение: «А вы не хотели бы попробовать себя в детективе? У нас сейчас картина новая будет, называется «ТАСС уполномочен заявить». Предлагаем вам роль предателя Родины — шпиона». Я подумал: «Да что же это такое! Как Клюев, так сразу эсер, немец, Рошфор…» Я очень расстроился, честно. Но знал, что работать надо.Я не понимаю, как это произошло, но успех этого фильма был совершенно невероятный. Мой персонаж Трианон был до такой степени популярным, что я впервые ощутил сладкое пение тех самых золотых труб. Выйти никуда незамеченным я не мог, зато в рестораны долго ходил без кошелька — везде угощали. Даже девочки ко мне лазали на третий этаж по трубам! Однажды я пришел к гостиничному номеру, а там стоят ящик шампанского и ящик коньяка — приветствие от корейской диаспоры.
Еще один забавный эпизод, связанный с Трианоном, произошел со мной в Индии. Дели. Аэропорт. Ко мне подходит человек и говорит: «Я делаю страшное служебное нарушение, но я хочу вас поблагодарить за картину "ТАСС уполномочен заявить"». Трясет мою руку и исчезает. Так я понял, что наши люди работают в Дели. Вообще, все КГБшники, которые были в Советском Союзе, здоровались со мной и жали мне руку. Это было совершенно неожиданно для меня, и я стал по-другому смотреть на многие вещи. Я понял, что нельзя отказываться ни от какой работы. Никогда не знаешь, где проявится фарт.

НЕ ШЕРЛОК, НО ХОЛМС.
После выхода «ТАСС уполномочен заявить» ко мне поступил звонок с «Ленфильма» и предложение от Игоря Масленникова сыграть главную роль в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Но так как к роли Трианона я усиленно готовился и занимался культуризмом, для роли Шерлока Холмса я не подходил. Слишком был мускулистым, скажем так. Мне нужно было похудеть, но ждать они не могли. И Слава Богу, что ждать не стали, и эту роль сыграл Василий Ливанов, который справился просто блестяще. На роль брата Шерлока Холмса — Майкрофта Холмса — меня все же вызвали. Роль небольшая, но очень выразительная. Я очень много добрых слов по поводу Майкрофта Холмса услышал в свой адрес.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКОМСТВА.
Я благодарен кино за то, что оно подарило мне возможность пообщаться с невероятными людьми. Самым интересным человеком, которого я встретил благодаря кино, стал министр Временного правительства, основоположник Белого движения Василий Витальевич Шульгин.
Киностудия «Беларусьфильм» пригласила меня сняться в картине «Крушение империи» и исполнить роль Шульгина. На тот момент Василий Витальевич был жив, и мы поехали группой во Владимир, где он в то время жил в однокомнатной квартире.
У этого человека была невероятная жизнь. Он был одним из организаторов и идеологов Белого движения, ездил вместе с Александром Ивановичем Гучковым к царю-батюшке подписывать отречение. В 1945 году вместе с генералом Красновым был арестован в Югославии. В оттепель был освобожден Хрущевым от заключения.
Представляете, я, простой человек, воспитанный в Советском Союзе, бывший пионер, комсомолец, стою перед человеком, которого можно смело назвать историей. Мы вместе пели романсы под гитару, он играл для нас на скрипке, рассказывал очень много интересных вещей. Василий Витальевич произвел на меня невероятное впечатление, и после нашего знакомства я прочитал все его книги, которые у нас издавались… И все это случилось благодаря кино.

«ЛУЧШИЙ ДЕДУШКА СТС».
Когда СТС готовился к съемкам ситкома «Воронины», один из руководителей канала сказал: «Клюева брать нельзя, он слишком серьезный артист». Поэтому в течение года, пока шли пробы, меня не вызывали. Потом этого руководителя заменили, а в это время как раз приехали американцы, которым принадлежала идея сериала. Меня пригласили на пробы. Американцы остались в восторге от моей игры, и, как потом выяснилось, я был первым актером сериала, которого утвердили.
Я благодарен судьбе за то, что уже седьмой год мы снимаем «Ворониных», а рейтинг только увеличивается. Я благодарен судьбе за то, что мне вручили «ТЭФИ» за лучшее исполнение мужской роли — вся академия единогласно проголосовала за меня. Совсем недавно прошел опрос среди молодых зрителей канала СТС, которые смотрят «Ворониных», и меня признали «Лучшим дедушкой СТС». Можно сказать, что уже выросло то поколение, которое никогда не забудет меня и эту роль.
Так я еще раз убедился, что всегда нужно брать то, что дает тебе Господь. У него на этот счет есть свои мысли и свой промысел.


Интервью записано в рамках литературного салона в ресторане PINOT NOIR.Pino_Noire.jpg


№ 133 ОКТЯБРЬ 2017 г.

Лицо с экрана

«Главный» побывал на «Добром концерте» Александра Олешко и узнал, в чем секрет его позитивного отношения к жизни.

Лицо с экрана

Создатели сиквела культового фильма «Бегущий по лезвию» рассказали «Главному» о своем проекте. Выход в широкий прокат фильма в России намечен на 5 октября 2017 года.

Лицо с экрана

Народный артист России Борис Клюев рассказал «Главному» о ролях, оставивших неизгладимый след в жизни актера.

Лицо с экрана

«Главный» до мельчайших деталей выяснил, как проходит день известной актрисы.

Лицо с экрана

«Женщина — не обязательно та, которая стирает носки, но и не та, которая одинока. Всегда нужно находить золотую середину. Можно быть с мужчиной, но при этом очень свободной и строить карьеру». Исполнительница главной роли в сериале «Ольга» — о личном опыте и житейской мудрости.