ЕСТЬ ТАКАЯ FОРМУЛА.

№ 103
В качестве волонтера «Главный» побывал на первых в России гонках «Формулы -1».
Текст  РОДИОН ПЕТРОВ

ЧТО ЭТО ТАКОЕ.

«Формула-1» — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колесами. Чемпионат мира «Формулы-1» проводится каждый год и состоит из отдельных этапов, имеющих статус Гран-при. В конце года выявляется победитель чемпионата. В «Формуле-1» соревнуются как отдельные пилоты, так и команды.

Гоночная серия «Формула-1» появилась в 1950-м. Переговоры о проведении гонок в СССР шли еще во времена Брежнева. Увы. Юрий Лужков тоже не смог реализовать проект — в Москве. В Питере также не удалось ничего сделать. Удалось в Сочи — 14 октября 2010-го был подписан контракт на проведение «Гран-при России» «Формула-1» в этом городе. До 2020 года, с дальнейшей возможностью его продления.


НА СТАРТ. Сбор волонтерам назначили у Олимпийских колец, рядом с главным входом в Олимпийский парк. Пришли что-то около 30 человек (по линии «Содействие СМИ»), то есть штат не раздут. Среди всех выделялась белокурая гречанка — главный редактор новостей спортивного канала Греции OPAP TV Ира Николетопулу. Ира — сама экзотика! В этом году она поступила в сочинский Российский международный олимпийский университет по программе «Мастер спортивного администрирования». Участие в «Формуле-1» стало для нее первой стажировкой.

Сдав подписанные договоры, мы получили аккредитацию и фирменную экипировку с логотипом автодрома — добротный легкий рюкзак, две синие хлопковые майки, красную куртку-дождевик и бейсболку. Одна беда — размеры. В наличии не было S-ок, были M-ки, L-ки и XL, в результате многим одежда оказалась велика. В блокноте-руководстве мы нашли мотивировку своих действий: «Волонтеров недаром называют «душой» команды организаторов… Именно вы будете создавать атмосферу спортивного праздника, гостеприимства и международной дружбы».

После КПП с привычным досмотром «баклажанчиками» (именно так волонтеры прозвали полицию) появился супервайзер Денис. От него узнаем, что на каждое волонтерское место претендовало по 10 человек. Решающими при отборе были личностные качества, опыт участия в Олимпийских играх, а главным критерием — продвинутое владение как минимум английским.

Денис устроил нам экскурсию по «паддоку» (закрытая для доступа публики территория, где располагаются зоны управления гонкой Гран-при). Механики «конюшен» готовили болиды к выезду на трассу, им предстояло распаковать 55 контейнеров массой почти 440 тонн со спецоборудованием, запасными частями, инструментами.

Ко всему нужно отнестись с вниманием, например, шины «Пирелли» перевозятся только в специальных охлаждаемых контейнерах с температурой в 20 градусов.

Арендуемые гостевые домики команд, расположенные в паддоке, — особая тема. Обустраиваются в них самостоятельно, каждая из команд привозит груз порядка 30 тонн: собственные столы, стулья, телестанции и кухонные приборы. Оказывается, в течение сезона каждый комплект интерьера (до семи наименований) за год преодолевает около 100 000 км.

Маршруты «сетов» планируются заблаговременно. «Мерседес» свой первый комплект отправил в Австралию еще в январе! В марте груз доставили в Канаду. После июньской гонки в Монреале комплект приплыл в Японию. Затем еще раз пересек Тихий океан — в ноябре Гран-при США в Остине. Fly away («улетайте отсюда») — так в «Формуле-1» именуют гонки за пределами Европы.

В этих случаях логистика гораздо сложнее, невозможно на грузовиках перевезти оборудование конюшни, его доставляют на самолетах, что гораздо затратнее.

Штаб управления гонкой, откуда судьи следят за картинкой со всех участков трассы, впечатляет. Кажется, что ты вышел в открытый космос. Нас просят не шуметь. Перед нами 56 мониторов с необычайно четким, кристально чистым изображением. Сидя в полутьме перед экранами, склонились, судя по говору, немцы. Электронная система наблюдения включает в себя все, начиная от хронометража и заканчивая камерами.

Выходим на сам гоночный трек. Добротный асфальт, такое качество, пожалуй, сложно сыскать где-либо на российских дорогах. Делаем памятные фото на стартовых позициях, откуда через пять дней получат отмашку болиды «королевской формулы».

Волонтерская команда (1 150 человек) формировалась преимущественно из сочинских студентов, иногородних — около 200. Большинство из них работали со зрителями на шести трибунах, направляли и информировали потоки гостей в парке. Помимо этого, оказывали переводческие и транспортные услуги, помогали гостям найти пищу, была здесь и билетная служба. Встречались и более экзотические функции, типа «Реализация программы по вывескам и указателям». Жилье и проезд для волонтеров — за свой счет, питание — тоже частично за свой. За добровольчество премия — посещение в свободное время гонок.

Наша задача — «Содействие СМИ», помощь в повседневной работе медиацентра. На нас — справочная информация, выдача аккредитаций, создание и обработка видео- и графического контента для аккаунтов автодрома и генерирование идей для продвижения бренда в соцсетях.

Моя сменщица — Настя из МГУ. На Играх в Сочи она была ассистентом Международного олимпийского комитета. От нас требуется ежедневный пресс-клиппинг — подбор англо- и русскоязычных публикаций СМИ о «Формуле-1». Куратор — немец по имени Эгберт, у которого большой опыт в этом деле. Нас сразу предупредили, что рабочий день, возможно, будет ненормированным. Наша задача на первом этапе — упаковать пресс-киты для СМИ. В комплект входит рюкзак, забавная белая шапка-ушанка, бутылка вина и рубашка.


ВНИМАНИЕ! 8 октября — свободный день, отдых перед насыщенным гоночным уик-эндом. После завтрака — сразу на море. Слегка позагорав и искупавшись, мы с другом Серегой поехали на Центральный стадион базы «Юг Спорт». Этот десятитысячник известен тем, что полтора года назад там провела свой последний футбольный поединок «Жемчужина-Сочи».

На 16:00 была запланирована благотворительная футбольная игра «Под флагом добра» между пилотами «Формулы-1» и сборной звезд эстрады. В составе команды спортсменов звезд «Формулы-1» вышли экс-гонщик Виталий Петров, знойный мексиканец Серхио Перес из «Форс Индия», гонщик «Макларена» датчанин Кевин Магнуссен, швед Маркус Эрикссон из «Катерхэма». Сборную возглавил россиянин Даниил Квят из команды «Торро Россо».

Им противостояли звезды шоу-бизнеса из команды «Росич-Старко»: ледовый шоумен Илья Авербух, Влад Топалов, весельчак Пьер Нарцисс, Михаил Гребенщиков, «интерн» Илья Глинников и другие. Ждали Феттеля и Хэмилтона, но те, видимо, решили поберечься.

На пресс-конференции была возможность поближе понаблюдать за двадцатилетним уфимцем Даней Квятом. Он редко улыбался, уголки его губ были постоянно опущены. Скорее всего, он устал, безусловно, давил груз ответственности за выступление на домашнем этапе. В начале октября он официально поменял одну конюшню «красных быков» («Торро Россо») на другую, с более породистыми образцами. Квят подписал долгосрочный контракт с «Ред Булл», где заменил четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля, который переходит в «Феррари» на позицию Фернандо Алонсо.

Вице-президент «Всемирной благотворительной организации теоретиков профессионального модного секса» Сергей Крылов решил стать комментатором матча. Он вальяжно прохаживался по кромке поля в майке «Mr. Sochiman», уже подписанной кем-то из пилотов. При любом опасном моменте у ворот он протягивал тягучее как жвачка «Да ладно…»

Сборная гонщиков потерпела поражение со счетом 5:6. Скандинавские пилоты рвались в атаку, бросая оборону. Капитан Квят забил два мяча, покинув поле после первого тайма: «Мы играли все-таки товарищеский матч с целью благотворительности, а также в поддержку нашего товарища Жюля Бьянки. Мы хорошо вместе играем, быстро настроили взаимосвязи на поле. Первый гол забил с подачи Виталия Петрова, второй — моя полная импровизация. Выкладывался процентов на 80, мне еще надо к своей гонке готовиться».

Мы взяли автографы у пяти пилотов, запечатлелись с Квятом, Петровым и Пересом.

9 октября наконец-то вблизи увидел признанных топ-пилотов — Росберга, Хэмилтона, Боттаса (всех трех будущих призеров первого Гран-при России), а также Баттона, Массу и других.


ЕЩЕ РАЗ — ВНИМАНИЕ! Наконец, 10 октября — старт 16 этапа Гран-при.

Теперь мой рабочий уголок — в офисе на втором этаже главной трибуны. В окно видно и слышно, как носятся болиды. Рев двигателей и скрежет шин, шум, драйв! Даже автодромовские беруши не спасали от моторов GP2.

Ищу англоязычные публикации СМИ о «Формуле», оцениваю их тональность. Прочел очередной негатив в «Гардиан», но в целом превалируют положительные материалы.

Несмотря на предстоящий уик-энд, атмосфера в паддоке и на пресс-конференциях напряженная из-за несчастного случая с пилотом российской команды «Маруся» Жюлем Бьянки, попавшим на этапе в Японии в аварию. Жюля все очень любят.

Моя сменщица экстравагантно одета, она в кожаной куртке, в своей любимой короткой юбке и кедах с зелеными шнурками. Настя пришла в синей майке, одной длины с ее мини-юбкой. В штабе на чек-ине, где регистрируют явку на смену, один из боссов дирекции «заценила» такой прикид, сказала, что не выпустит ее из помещения, пока ей не привезут нормальные джинсы. Кое-как удалось разрулить ситуацию. Босса она с тех пор избегала, «делая петли» при ее появлении.

После смены пошел на трибуну, поразила малочисленность зрителей. Сказывалось то, что это заезды свободных практик, «притирка» к трассе, основные баталии впереди. Но ничего, наш народ долго запрягает, но быстро едет!

Мой сосед Серега не терял времени даром, он отправил заявку волонтера на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро в 2016-м.

11 октября, сижу у окна, в десятке метров трек, по которому снуют болиды. Моторы GP2 ревут так, что будь здоров. Дают заряд бодрости на день. В ушах до сих пор звенит. Работы много, все негативные статьи попросили прислать отдельным списком со ссылками.

Наши контенщицы вернулись с очередной вылазки. Они остановили одного зрителя и спросили его о впечатлениях от гонки. Он в ответ: «Иду в туалет, но ради интервью потерплю». Высокая скорость, адреналин... Гоголь метко подметил:__ «И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «Черт побери все!» — его ли душе не любить ее?» В английском языке есть пословица: «Езжай медленно и наслаждайся пейзажем, поезжай быстро и вливайся в пейзаж». Взгляды миллионов зрителей со всего мира прикованы к Гран-при России. Теперь у нас полноценное членство в элитном клубе «Ф-1». Зрители подтянулись на трибуны. Трасса превосходная, крутая, не очень сложная по конфигурации, по мнению пилотов. Однако большая ширина позволяет легче обгонять, можно легко входить в повороты, по две машины одновременно. Протяженность трека составляет 5 853,7 м с 18-ю поворотами. Тем временем Квят порадовал болельщиков своим пятым местом по итогам квалификации, забронировав эту позицию в стартовой решетке финала.


МАРШ! 12 октября, придя на работу, отметил перестановку: столы и стулья придвинуты к окнам. Заметил и исчезновение наших ноутбуков. Перед глазами печальное зрелище: в левом углу с потолка свисают металлические рейки.

Выяснилось, что 11 октября около 10 вечера кто-то, куривший на террасе, бросил непотушенный бычок в ливневый сток. Скопившийся внутри мусор стал тлеть, в коробе возникло задымление, сработал датчик пожарной сигнализации. Сотрудников близлежащих офисов эвакуировали, приехали две пожарные машины и стали все это дело тушить. В итоге больше всех пострадали уборщицы, им пришлось вытирать лужи и приводить все в порядок. Наши ноутбуки оказались в соседней комнате. Все обошлось, данные не пострадали.

После перестановки столов я оказался на солнечной стороне. Окна открыли настежь, но это не спасало — жара. Ближе к обеду в окно увидел первую аварию. Столкнулись четыре гоночных болида, один загорелся. Их увезли на эвакуаторе, гонку остановили. Все гонщики ушли самостоятельно, обошлось без жертв. Возобновился заезд, впереди выехала пейс-кар машина, которая замедляла скорость гонщиков. Это были еще не болиды и пилоты «Формулы-1», а заезды класса поменьше — GP2.

15:00. На главной трибуне нашлись свободные места напротив пятой стартовой позиции Дани Квята. Поспорил с Настей, что первым будет Нико Росберг, она поставила на Хэмилтона. Сотни людей на стартовой решетке, фотографы, девушки с флагами стран участников. Наконец выкатывают болиды и расставляют по местам. Последние напутствия пилотам.

Внимание, старт! Но это пробный круг. Все возвращаются на свои места. Наконец настоящий старт, взвыли моторы, все рванули вперед.

Льюис Хэмилтон, за ним Нико Росберг, Вальттери Боттас.

На первом же круге Росберг ошибается, жжет свою резину и едет в боксы на пит-стоп. Выезжает уже 16-м. Стиснув зубы, мысленно повторяю: «Жми, Росберг, жми!» Трибуны болеют за Даню Квята, но парень перегорел, выпал даже из десятки. Трибуна Т-4, названная в его честь, ничего не могла с этим поделать.

Потихоньку Росберг вернулся в гонку. Вот он уже в пятерке. Снова чехарда перед ним, он вырывается на 2 место. А мчать еще прилично — с десяток кругов. Тактика нон-стоп — это олд-скул, сегодня практически не употребляется. Что он будет делать? Без пит-стопа не протянет. Соперники-то уже на свежей резине, что дает им преимущество. А он все медлит… 52 круга на одной резине и без дозаправки — вот так номер! Ну зверюга… Даже победный дубль Хэмилтона смотрится не так круто. Ну ехал он в одиночку, почти без борьбы, и доехал до победы. Что тут такого! Хотя, по правде, это не так-то просто. Боттас, ставший третьим, тем не менее показал лучшее время круга — 1:40.896, скорость его лучшего 53-го круга составила 208.658 км/ч. Квят финишировал на 14-м месте, не сумев зацепиться за очки.

Зрители по окончании заездов вышли с флагами на трассу, часть делали селфи, часть бежали, некоторые собирали «червячков» — кусочки резины от шин болидов.

Шеф «Формулы-1» Берни Экклстоун выглядел довольным, он ходил по паддоку, махая присутствующим рукой. Говорят, что в следующем году Гран-при в Сочи могут провести либо поздно ночью, как в Сингапуре, либо на закате, как в Абу-Даби. В этом будет своя прелесть, ведь ночная подсветка огромного Олимпийского парка очень хороша.

№ 103 Ноябрь 2014 г.

Испытано на себе

Корреспондент «Главного» провел день в приемной комиссии факультета журналистики ЮФУ и попытался выяснить, что за молодежь идет в «четвертую власть».

Испытано на себе

«Главный» провел на улицах Ростова-на -Дону необычный тестдрайв. Мы сравнили Lexus LX 570 и MINI Cooper S, на которых маневрировали в пробках между машинами, спускались вниз по ухабам и ямам, ездили за покупками и искали, где припарковаться в час пик.

Испытано на себе

Корреспондент «Главного» по заданию редакции отправился в букмекерскую контору и поставил 100 рублей на победу в «Евровидении» «Бурановских бабушек».

Испытано на себе

Корреспондент «Главного» по заданию редакции отправился на хлебозавод, чтобы выяснить, где отдыхает тесто, зачем на батоне надрезы и кто их делает.

Испытано на себе

100 километров в час за 5 секунд и  потрясающая мобильность! Вы думаете, это какой-то там новый Bugatti? Нет, это характеристики крутой радиоуправляемой модели — 3,5 килограмма, 3 лошадиных силы. По крайней мере, так о своих «лебедушках» рассказывают их владельцы. «Главный» решил лично разобраться в «машинках», с которыми играют взрослые мальчики.