BACK IN СССР.

№92
Картинки 47-летнего новгородского художника Валерия Барыкина используют в рекламе пивных и строительных компаний, в Екатеринбурге к приезду Дворковича и Медведева его работами украсили местный музей, а на аукционе Vladey работа Валерия «Скоро Москва. Поездом» была продана за 11 тысяч евро. Накануне своей первой ростовской выставки Барыкин рассказал «Главному», как ему пришла в голову мысль соединить американский пин-ап и советский плакат.
Текст Сергей Медведев.

Заниматься «советским пин-апом» я стал в начале 2000-х годов. Мне нравилась и американская рекламная иллюстрация, и советский соцреализм. В один прекрасный момент я методом фотошопа вырезал американскую красавицу и поместил ее в соцреалистический плакат с идеологическим уклоном. И сделал свою оригинальную подпись. Получилась такая забавная фишка, которая повеселила и меня, и друзей. А потом я решил продолжить серию, поставив перед собой более сложные — и с визуальной точки зрения, и со смысловой — задачи. А чуть позже я решил делать полностью оригинальные работы, не коллажировать, а отрисовывать все от начала до конца. Таким образом, постепенно появился стиль, который, после того как он набрал популярность в Интернете, назвали советским пин-апом. Название мне понравилось, хотя и не я его придумал... Советская тема давно и хорошо используется в современном искусстве. А пин-ап, даже если он в какой-то мере является кичем, всегда был близок самым широким массам. Сейчас так вообще поголовное увлечение пин-апом в Интернете. Когда соцреализм и пин-ап соединились, это стало интересно многим. А после того как я все больше и больше совершенствовался с художественной точки зрения, работы приобрели художественную ценность и стали коммерчески успешны.


Что является законченным продуктом — картинка в электронном виде?

Сначала я рисовал исключительно в фотошопе, потом появились заказчики, которым было интересно получить холст и масло. Сейчас продолжаю рисовать в фотошопе, а по заказу

пишу маслом.


Где вы берете прообразы, откуда эти прекрасные рожи?

Я — советский человек, был воспитан в советское время. Я помню, что в детстве часто смотрел с отцом советские идеологические фильмы — начиная от «Веселых ребят», кончая «Они сражались за Родину». Советская эпоха достаточно прочно сидит у меня в голове. Кроме того я собираю альбомы по советскому плакату. У меня подобралась неплохая коллекция соцреализма, из которого я тоже черпаю вдохновение...


Ну, вот если взять конкретную работу «Приходи к нам на стройку». Как вы ее рисовали?

Это была картина маслом, которую мне заказал один коллекционер из Киева. Специально для этой работы мы делали съемку в фотостудии. Бригадир — это мой приятель, владелец галереи в Нижнем Новгороде. Девушка — одна из местных моделей. Мы с моим другом-фотографом говорили, что надо делать. Мой приятель учился в свое время в театральном училище, он быстро раскрутил девчонку на эмоцию и получилась такая достаточно интересная сценка... Очень часто мне помогает жена. Мы ей подбираем гардероб, потом я ее фотографирую. Иногда ищу в Интернете человека, который похож на задуманный мною персонаж. Иногда в старых фильмах по стоп-кадрам нахожу какого-нибудь Афоню — Куравлева. Использую старые кадры, на которых есть интерьеры квартир советских времен. Друзья приносят мне разные предметы — типа мороженницы советских времен или сифона. Такие вещи повышают достоверность. Иногда в Интернете нахожу готовый плакат и немного переделываю слоган, сюжет, вместо идеологически выдержанного мужчины я помещаю на плакат легкомысленную девушку.


Сколько у вас таких работ?

Не так много. Штук 50-60 наберется. Это те, которые я бы сам хотел показывать на выставках. Есть еще коммерческие работы, которые лично для меня не представляют никакой ценности. Мои любимые — «Приходи к нам на стройку», «Передавай свой опыт молодым». «Раскрывай планы врага». Значимая для меня работа, на которую я угрохал уйму времени — «Скоро Москва. Поездом», «Скоро Москва. Машиной». Изначально я задумал триптих — самолетом, поездом, машиной. Но версию с самолетом все-таки назвали «Летайте самолетами аэрофлота», она из триптиха вышла. «Москва поездом» сначала была коллажной.

Я нашел фотографию плацкартного вагона, подумал, что должен быть какой-то гастарбайтер. Но тогда в советские времена это был не гастарбайтер, а просто гость с юга. Соответственно центральный персонаж — девушка, пенсионер — на второй полке. Доводил все это до ума, используя технику графического планшета. А потом сделал копию маслом. И она у меня продалась на аукционе в галерее «Реджина».


То есть, проект оказался коммерчески выгодным.

Сейчас у меня очень много заказов. Мне приходится отказывать людям, потому что я не успеваю. А подмастерьев, которые бы день и ночь рисовали пин-ап, у меня нет. Людей, которые хотят получить иллюстрации в таком духе, очень много. Для журнала, для рекламы какой-нибудь крупной строительной компании с удовольствием заказывают работяг с девушками.


В Екатеринбурге вашими работами украсили официальный прием.

Было такое. Позвонили, заказали работы, повесили. Я даже и не видел, что получилось.

№ 92 Ноябрь 2013 г.