СВЕТЛАНА ТОМА: «У МЕНЯ НЕТ ДОМАШНИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ».

№ 85
С самой известной советской цыганкой «Главный» поговорил о ее распорядке дня, актерской профессии и о том, почему она не ест мясо.
Текст  МАРИЯ ИЕНТШ. Марии Иентш. Фото Алексея Снегова. Интервью записано в рамках «Литературного салона» со Светланой Тома в ресторане Pinot Noir.

Кто такая.
Светлана Тома (Фомичева) родилась 24 мая 1947 года в Кишиневе. Тома — это фамилия прабабушки Светланы и артистический псевдоним, который актриса взяла в начале своей карьеры по настоянию Эмиля Лотяну. Окончила актерский факультет ЛГИТ - Мика, имеет диплом Кишиневского института искусств им. Музическу. Снялась во многих фильмах режиссера Эмиля Лотяну. Среди самых известных фильмов Светланы — «Красные поляны», «Лаутары», «Табор уходит в небо», «Анна Павлова» и многие другие. Заслуженная артистка Молдавской ССР , заслуженная артистка России, Artist al Poporului (Народный артист Молдовы).


Как я провожу свой день? По-разному, по-всякому! Сегодня я вот с утра прилетела к вам — вот мой день. Завтра улетаю домой, в Москву. Послезавтра снова перелет — у меня спектакль. Вообще, нет такого, что ежедневно я встаю в 8.00 и ложусь в 23.00 — каждый следующий день и то, что должно быть завтра, влияет на мой распорядок. Вот сегодня я встала в 6 утра. Такси, аэропорт, перелет, Ростов, гостиница, репетиция... К вам вышла — волнуюсь! Потому что никогда не знаешь, возникнет ли со зрителями вот эта связь — эмоциональная, а это самое главное. Вы, может, даже не запомните, что я говорю. Но будет здорово, если у вас останутся какие-то впечатления, потому что самые замечательные связи — это эмоциональные. Почему возникают отношения между мужчиной и женщиной? Потому что там вдруг рождается какая-то эмоциональная связь. И как ее сохранить, чтобы она не порвалась? Тайна. Все тайна. Мы, конечно, циничны. И сегодня утверждаем: химия, химия... Вульгарности много очень. А ведь любовь между мужчиной и женщиной всегда воспевали. Возьмите эпоху Возрождения — она вся насыщена токами любви. Рыцари дрались в средневековье за свою даму. А сегодня это все химия! Вот как мы сегодня рассуждаем. Какими-то мы странными становимся. Почему?.. Надо противостоять агрессии с помощью любви. А мы говорим, что это химия... Не знаю, может, и так. Но становится грустно. Мне, во всяком случае.


Когда у меня есть время, я стараюсь как можно больше быть со своей семьей. Очень люблю проводить время со своей внучкой Машей, ей 21 год. Она большая умница. Современная девочка — это мой проводник в сегодняшний день. Потому что моя молодость — это 60-е, 70-е, начало 80-х, а то, что происходит сего-дня... Она мне очень много дает, много современного я узнаю от нее. Кстати, она будет режиссером телевидения. А я попала в актерскую профессию совершенно случайно. Всегда хотела быть юристом. И даже сейчас, когда что-то не получается, я думаю, что лучше бы мне быть юристом. Знаете, может быть я не права... Конечно, я не права! Но когда мои коллеги не разрешают детям поступать на актерский факультет, я не понимаю этого. Почему? Да, эта профессия непредсказуемая. Да, может все получиться — и ты прозвучишь, и тебя будут знать, и ты будешь получать от этой профессии радость и удовольствие! Но может не получиться. И это правда. Но эта профессия дает невероятные возможности — познать себя, а это очень интересно! Эта профессия дает тебе возможность общения с невероятным количеством людей — людей талантливых, интересных, ярких... И я счастлива, что так сложилась моя жизнь, и я пришла в эту профессию, потому что в плане познания она дала мне очень многое. Я продемонстрирую на примере матрешки. Ты открываешь ее — а там другая матрешка. Дальше открываешь — а там еще одна. Ее открываешь — и там следующая! И так далее. В нас всех много «я». Но если ты не артист, у тебя есть некое ощущение себя, и ты с этим идешь по жизни. Актеры же вытаскивают вот эти сущности из себя. Потому что это все в нас! Я — это все мои роли! И в то же время я — Светлана, и ничего общего с ними не имею. Но я их сыграла. И сыграла собой... Я все хочу играть! Я не знаю, видели вы или нет, на Первом канале был сериал, который сняла известный режиссер Вера Сторожева, «Воровка», там 12 серий. Видели? Никто не видел, вы в это время все работаете, да? Я там впервые сыграла свекровь — вот почему-то режиссер предложила мне именно такую роль. Свекровь, но такую, знаете, малоприятную особу, с резкими перепадами настроения, которая хочет управлять жизнью своего сына — в общем, классика. Невестка — ужас, сын не ту выбрал, и мама хочет рулить его жизнью. И мои знакомые звонили мне и говорили: это ты или не ты? Благодаря Сторожевой я попробовала сыграть вот такую характерную роль. Такой материал мне еще никто не предлагал.


Если я дома и никуда не уезжаю, то утром обязательно выпиваю кофе с молоком. Потом я ем часа через четыре какую-то легкую еду — например, протертый суп, я люблю овощные крем-супы. Еще я должна поесть вечером — иначе не могу заснуть. Могу ночью проснуться — и к холодильнику, съесть сырок. Вот так я живу. Знаете, вот когда здесь (показывает на живот) легко — так хорошо... На душе легко! Тогда летаешь, тогда есть и энергия. Я считаю, что это на самом деле люди придумывают себе какие-то установки. Вот есть установка, что мясо — это сила. А я считаю, что наоборот. Страна обедает, и потом все спят после обеда. Почему? Поел мяса, тяжелой еды, все это долго переваривается, хочется спать, а надо заставить себя еще и работать! А я считаю, что энергия не за счет мяса. В один момент я просто не смогла есть мясо — так повел себя мой организм. И вот уже больше тридцати лет я не ем ни мясо, ни яйца — и мне так хорошо! Хочу бегать, прыгать, быть энергичной!


С большим удовольствием каждый раз возвращаюсь домой. Закрываю дверь на замок и... как же хорошо! Я очень люблю свой дом. Здесь я должна все делать сама. Но у меня нет домашних обязанностей. Моя квартира — это мой мир. Там все так, как я хочу, там все сделано с любовью, каждая вещь пришла, потому что она должна была прийти. Поэтому и обязанностей нет — мне все в радость, и я все в своем доме люблю. И каждая безделушка, которая у меня есть, каждая фотография, каждая картина, которая висит у меня на стенах, — каждая вещь пришла ко мне по особому случаю, с этим связана какая-то история.


Все мы заканчиваем свой день в кровати! Ложимся в накрахмаленную уютную прекрасную постель. Конечно, иногда мучают какие-то мысли, какие-то проблемы. Очень долго не можешь заснуть, потому что думаешь, потому что в голове роятся мысли, как пчелы... На ночь еще нужно выучить много текстов. Кстати, текст хорошо на ночь учить, а потом под подушку и спать на нем (смеется). Как в школе мы стихи учили. Но если в этот день я сама себе могу сказать: «Светлана! Сегодня ты не сделала ни одного дурного поступка, ты кому-то помогла, кому-то сделала доброе дело, и даже сама себе», тогда засыпаю спокойно... Конечно, есть много прекрасных профессий, но самое главное — любить свою профессию! Вот посмотрите: прекрасная люстра! А ее же кто-то делал, талантливые люди, дизайн придумывали, трудились. И, наверное, эти люди счастливы, потому что они делают такую красоту. Можно даже табуретку делать и быть счастливым, если ты этой профессией заряжен. Вот я люблю свою профессию! Очень люблю и не представляю своей жизни без нее. Много по молодости мы действительно не понимаем. Мы вообще мало живем. Лет бы так... 150–180. И тогда бы я в своем возрасте была бы еще девочкой.


№ 85 Март 2013 г.

Лицо с экрана

Нежная, дерзкая, веселая, эмоциональная, чувственная, талантливая — и это лишь малая часть того, что можно сказать о певице Славе. В интервью с «Главным» Слава рассказала о том, какая она за пределами сцены, как ее изменило материнство и почему роль сильной женщины в кино ей не подходит.

Лицо с экрана

Блондинка Playboy говорит о плэй-офф и о других незнакомых ей понятиях. В таком образе 10 лет назад Виктория Лопырева появилась на ТВ. Но модель сумела проявила себя как серьезный спортивный журналист и в итоге стала послом чемпионата мира по футболу 2018 года. «Главный» поговорил с Викторией о подготовке к мундиалю и о том, почему дворовые площадки важнее стадионов.

Лицо с экрана

«Мне требовался небольшой отпуск, чтобы впечатлиться», — говорит Максим Аверин вместо «чтобы отдохнуть». Выпустить спектакль нон-стопом всего за три недели и между гастролями сорваться в путешествие по Японии — это в его духе. Об актерском образовании, новом проекте и пустой комнате в своем райдере артист поговорил с «Главным» прямо из страны восходящего солнца.

Лицо с экрана

Накануне российской премьеры «Собибора», которая пройдет в Ростове-на-Дону в кинотеатре «Горизонт Cinema&Emotion», «Главный» поговорил с Константином Хабенским о фильме, ставшей режиссерским дебютом известного актера.

Лицо с экрана

Есть рок-поэзия, есть поэзия серебряного века, а есть творчество Светланы Сургановой. Незадолго до концерта в Ростове легенда русского рока поговорила с «Главным» о рэпе, о преодолении себя и о том, почему так любит бумажные письма.