СКАЗОЧНИК КОРОЛЕВСТВА КРИВЫХ ЗЕРКАЛ.

№ 104
Редактор «Пионерской правды» Виталий Губарев? Кто такой? Не знаем. Так скажет большинство читателей. А вот Павлика Морозова и фильм «Королевство кривых зеркал» еще помнит большинство населения России. Но какая связь? – спросит читатель. Об этом ниже. За мной, читатель!
Текст  СЕРГЕЯ МЕДВЕДЕВА.

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО — КОММУНИЗМ.

Писатель и журналист Виталий Губарев родился в Ростове-на-Дону 17 августа 1912 года. Детство будущего писателя прошло под Ростовом, в хуторе Большая Козюлька. Сейчас такого хутора на карте нет — действительно, трудно представить, чтобы хутор с таким названием пережил советские времена.
По другим версиям, хутор назывался БольшаяКозинка. Неподалеку от Ростова было по меньшей мере 4 Козинки, в том числе Большая, ее можно найти в списке Аксайского благочиния, сейчас это Кущевский район Краснодарского края, хутор Красная Поляна.
Как пишет Ирина Жукова в книге «Возвращение Виталия Губарева», бабушка будущего писателя — Мария Григорьевна Губарева (1867–1946) — была дочерью морского офицера, дальнейродственницей художника Айвазовского и писательницы Веры Пановой. В Козюльках-Козинках Мария Григорьевна заведовала школой.
«В эти удивительные дни невольно наплывают воспоминания детства... Хуторская школа неподалеку от Ростова-на-Дону, холодный класс, за разбитыми стеклами свистит ветер. Настарых партах аккуратно нарезанные листы оберточной бумаги — где-то их раздобыла для нас наша добрая учительница Мария Григорьевна. Бумага заменяет нам тетради. А вместо чернил — разведенная водой печная сажа.

Мария Григорьевна диктует:

— «Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны».

Потом маленькая курносая Катя Ирхина огромными печатными буквами написала эти слова на кумаче, и мы повесили его над классной доской.
В то время было холодно и голодно. Шел трудный двадцать второй год. Но мы, мальчишки и девчонки, страстно верили, что прекрасный, как сказка, мир, о котором нам рассказывала любимая учительница, мир, именуемый волшебным словом коммунизм, обязательно наступит!»
Это 1961 год, реплика Губарева в обсуждении проекта новой Программы КПСС.
У бабушки Марии Григорьевны было трое сыновей. Старший — отец Виталия — погиб в Первую мировую войну. Так что мальчик рос с мамой, младшим братом Игорем и отчимом Кузьмой Куприяновичем Дегтяревым, по неподтвержденным данным, впоследствии деканом одного из факультетов Ростовского педагогического института.
По другим сведениям, отец Виталия Губарева был из дворян, в Гражданскую воевал за белых и пропал где-то в Польше. Может, и так. Недоброжелатели Губарева (прежде всего мать второй жены — теща) отмечали в нем дворянские замашки.

Когда закончилась гражданская война, мама Виталика — Антонина Павловна — устроилась преподавательницей в так называемую «Единую трудовую школу I и II ступени». Именно такую школу в Ростове и окончил Виталий.Писать Губарев начал рано — в 12 лет у него уже была пьеса «Где ты, счастье?»
Виталию повезло: свое счастье он встретил в редакции выпускавшейся в те годы в Ростове детской газеты «Ленинские внучата», в лице ее редактора Полиена Яковлева.
«Когда я, худенький и белобрысый, робко протиснулся в редакционную комнату с вопросом: «Где тут у вас рассказы принимают?», он внимательно прочитал написанное, показал, где лишнее, чего не хватает, и много возился со мной».В 1924 году благодаря Яковлеву 12-летний автор опубликовал рассказы «Гнилое дерево» (о дружбе сельских и городских ребят), «Сын телеграфиста» (о мальчике — герое Гражданской войны), повесть «Красные галстуки» (о беспризорниках и т.д.)... 

В 1926 году Губарев получил первый гонорар — 6 рублей. На второй он купил костюм.   С 1928 года Виталий — корреспондент «Крестьянской газеты» по Северному Кавказу. Губареву 16 лет, «Крестьянская газета» — вторая по значимости после «Правды».
В 1931 году Виталия вызывают в Москву — бойкого подростка заметили.
«Приехал с портфельчиком на Казанский вокзал. Редакция находилась на Воздвиженке в доме № 9. Надо было ехать на трамвае. А трамваи тогда брали штурмом. Один трамвай пропустил, во второй не смог протиснуться, в третий как рванул — и услышал: «Ну, сразу видно, нахальный москвич». Я думал, на совещание зовут. А ребята схватили — оставайся! Так и остался. Ночевать улегся на редакционном столе, с пачкой газет под головой.
Потом снимал угол. Обедать ходил в столовую. Но в выходные дни начинался голод. Прославленный общепит в выходные не работал. Да и вся страна голодала, все было по карточкам... Мы все были счастливы молодостью и духовным подъемом.
Жили весело и дружно. Над газетой работали с утра до позднего вечера. Хлеб, полученный по карточкам, съедали сразу, в остальное время довольствовались чаем».

ПАВЛИК — МОЙ БОГ.

В тридцатые годы Губарев — преподаватель Института детского коммунистического движения. Он заведует кафедрой пионерской работы в Центральной комсомольской школе, пишет книжку очерков «Пионерам о комсомоле». Губарев — составитель первого издания «Книги вожатого».За ним закрепляется звание «пионерский писатель».
На всесоюзный небосклон звезда Губарева взошла в 1933 году, после убийствав Свердловской области (поселок Герасимовка) Павлика Морозова и его брата.21-летний журналист участвует в комиссии по расследованию этого преступления и пишет об этих событиях сначала заметки в «Пионерскую правду», затем книгу — «Один из одиннадцати», которую позже переработает в пьесу, потом в повесть, потом в другую повесть и еще одну. Последняя повесть датирована 1978 годом. Ради интереса сравнил разные версии. Бросается в глаза, что в тексте 1978 года нет упоминаний об ОГПУ... Видимо, Губарев посчитал, что в конце 70-х такая аббревиатура будет непонятна детям. Еще в 1978 году чувствуется влияние Голливуда:введена романтическая линия — девочке Моте нравится Пашка, она кокетничает с ним, а потом именно она найдет тело убитого Морозова. В ранних вариантах Мотя была скромнее, зато была учительницей, в версии 78 года — учительницей в отпуске. 

Сцена с отцом (когда Павел идет сообщать парторгу, что Морозов Трофим Сергеевичявлявшийся председателем сельского совета, будучи связанным с местными кулаками, занимается подделкой документов и продажей таковых кулакам-спецпереселенцам) более мелодраматична.

«— Пaшa-a!.. Сынок!.. Родимый!.. 

Босой, спрыгнул с крыльцa, зaметaлся под дождем, размахиваяруками, и, теряя от ужaсa голос, долго хрипел:

— Пaшa-a… сыно-ок…»

Видимо, Губарев в 1978-м хотел показать, что Павлику было непросто посадить отца на десять лет. (Между прочим, Трофим Морозов, будучи в заключении, участвовал в строительствеБеломорканала и, отработав три года, вернулся домой с орденом за ударный труд, жил в Тюмени.)

Говорят, что Виталий Губарев — один из авторов мифа о Павлике. Мол, именно он написал, что Морозов был пионером, хотя никаких пионеров в Герасимовке в то время не было. 

О том, был ли Павлик пионером или не был, много спорили в перестройку, но все остались при своих мнениях. Спорят до сих пор, даже пьеса на сей счет есть — «Павлик — мой бог» (автор — Нина Беленицкая).

Сохранилась единственная фотография Павлика — там он с товарищами и безпионерского галстука, она есть в Интернете. На парадном портрете «Пионер-герой П. Морозов», сделанном по мотивам этой единственной фотографии, очевидно, пионерский галстук пририсован. 

Не думаю, что Губарев сам мог записать Павлика в пионеры. По мелочи, да, мог что-то приврать, сгустить краски, приписать классовому врагу несколько дополнительных батраков или криминальное прошлое — чтобы было проще ненавидеть. Мог «омолодить» героев — так, дедуПавлика на самом деле было 80, а в сочинениях Губарева ему чуть за 60, он ещекрепок. Иначе как бы он справился с бойким подростком?

И еще любопытный штрих, раз уж речь зашла о Павлике Морозове. Вообще-то Трофим уже несколько лет не жил с семьей, так что Паша просто не мог быть свидетелем разговоров отца с кулаками-переселенцами. 

Не думаю, что один 21-летний Губарев мог быть автором пропагандистской версии событий. Посоветовать — мог, это да. В общем, правду мы никогда не узнаем. Ни о Павлике, ни о роли Губарева во всей этой истории.

Кажется, что Губарев возлагал на Павлика определенные надежды — не бросал тему, улучшал текст, как я уже сказал, вплоть до 78 года.Стараниями автора в 30-е годы пьеса была выдвинута на Сталинскую премию. Вот как решил в связи с этим разыграть Губарева композитор Никита Богословский, используя практически неизвестный тогда широким массам магнитофон.

«У писателя Виталия Губарева была такая манера: позвонит и обрадует — вечером приеду. И бросает трубку — его вовсе не волновало, свободен я вечером или занят. К одному его визиту я подготовился: поехал в Радиокомитет к Юрию Левитану, попросил его наговорить текст. И гостейна вечер позвал побольше. Съехались гости, прибыл и Губарев. Сидим, пьем, я сделал вид, что включаю радио, а на самом деле врубил магнитофон. Узнаваемый голос Левитана вещает: «…В области драматургии присудить: Лавреневу Борису Андреевичу — Сталинскую премию первой степени… Губареву Виталию Георгиевичу за пьесу «Павлик Морозов» — Сталинскую премию третьей степени…» 

Шум, гам, поздравления… Счастливый Губарев бежит в магазин за шампанским, фруктами, пир продолжается. Кто-то предложил послушать «Последние известия» целиком. Включаю вторую пленку. Левитан перечисляет фамилии лауреатов и заканчивает выступление словами: 

«…Губареву Виталию Георгиевичу за пьесу «Павлик Морозов» — ни х…»

Сталинской премии писатель так и не дождался.

Тема «разоблачения отца», как говорится, красной нитью прошла через все творчество Губарева.В повести «Монтигомо — ястребиный коготь» (1965 год) отца, который хочет скрыть хищения на ввереной ему базе, разоблачает дочь.Вот как этот факт обсуждают герои повести — отец и сын:

«— А ты правильно говорил, пап... Если б все-все пионеры и комсомольцы и вообще все школьники выступали против всякого обмана, все бы жулики перевелись.

— Конечно, сынок.

— А как ты думаешь, трудно Анюте будет разоблачать отца?

— Трудно, сынок. Но Анюта, по-моему, поступила правильно. Точно так, как Павлик Морозов. Правда?

— Ага».

Кто знает, может, и действительно отец Губарева был из дворян и воевал забелых, и писателю всю жизнь пришлось отказываться от такого родства.

Повесть «Монтигомо — ястребиный коготь»примечательна еще и тем, что еедействие происходит в Ростове-на-Дону.Нового о городе мы из этого сочинения не узнаем, но патриоты Ростова с удовольствием прочитают, что «ростовчане уверяют, что на нашей планете нет лучше реки для купания, чем Дон. В жаркий летний день вы погружаете свое тело в прозрачные струи тихого Дона и тихонько взвизгиваете от прохладной воды. Но через тридцать секунд эта вода уже кажется вам парным молоком».

Или: «На ростовских улицах зацвела белая акация. Кто живал в Ростове, тот на всю жизнь запомнил это похожее на чудо белое кипение».

Также из повести можно узнать, что Губарев не любит стиляг и джаз. 

Вот забавный диалог из книги (руководитель джазового оркестра приходит к обувщику с просьбой изготовить для оркестра десять пар лакированной обуви):

«— Я прошу вас оказать помощь самому популярному джазу в городе.

— А я терпеть не могу джазовой музыки.

— Илья Ильич, мне достоверно известно, когда к вам с такой просьбой обратился Ростовский театр имени Горького, вы для какого-то спектакля сделали этому театру не десять, а двадцать пар лакированной обуви.

— Было такое дело. Так это же театр имени Горького! Настоящее искусство! И там былофициальный заказ нашей фабрике...»

Осенью 1941 года Губарев работает в газете «Правда», на него возложена задача эвакуировать в Омск сотрудников издательства и типографии. 3 000 человек, и среди них — 1 000 детей. 

В Москву Виталий Георгиевич вернулся уже в 1942 году и сразу же поехал на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда». 

В 1945-м после окончания Высших курсов журналистики и Литературного института им. Горького 33-летнего журналиста назначают редактором «Пионерской правды» (1945–1947). Именно в эти дни, по признанию самого Губарева, у него рождается замысел «Королевства».

КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ.

В 1951 году «Королевство кривых зеркал» в виде повести было опубликовано издательством «Молодая гвардия» и вскоре переведено на болгарский, немецкий и чешский языки. Сказку хвалили, театры просили разрешения на постановку. Губарев отказал Образцову с его кукламии отдал сказку в московский ТЮЗ.В 1952 году сам переложил ее для сцены, переделал в пьесу.

«Пьесы пошли, как девятый вал», — признавался потом Виталий Георгиевич. 50-е годы были самыми продуктивными в его жизни.

В 1963 году на экраны Советского Союза вышел фильм «Королевство кривых зеркал». 

Вообще-то сказка достаточно странная. Особенно учитывая род занятий самого Губарева — работу в СМИ. Трудно предположить, какие мысли одолевалиписателя, когда он решил высмеять искажения реальности в кривых зеркалах. Тем более, что в 1951 году Сталин был еще жив.

В сказке девочка Оля попадает в королевство, основная политика которого — изготовление кривых зеркал. Такое положение дел устраивает партию власти: им выгодно, чтобы все остальное население страны видело реальность в искаженном виде (толстые видели себя худыми, голодные — сытыми, старые — молодыми). Беднейшие слои населения недовольны такой политикой и мечтают о смене государственного строя.

Воспользовавшись разногласиями в правящей элите, девочки свергают ненавистного короля Йагупопа 77-го. Главный инструмент в борьбе с королевской властью — пионерская отрядная песня «Флажок» (текст песни — Губарева).

«А если трудный час придет —

Не унывай, дружок!

Не хнычь, не плачь — шагай вперед

И помни наш флажок!

Он словно зорька поутру

Горит над головой!

Он гордо реет на ветру,

Он гордо реет на ветру — 

Зовет нас за собой!»

В реальной жизни актеры фильма не смогли победить «Королевства кривых зеркал». Наверное, не вспомнили про флажок.

Оля и Таня Юкины, которых Роу пригласил на роли Оли и Яло, поступили в машиностроительный техникум, работали в «Интуристе» — отправляли советских граждан за границу, сами неоднократно бывали в капстранах. Когда «Интурист» изжил себя, устроились дежурными в военкомат. Не умереть с голоду им помогал огород.

Ни Тани, ни Оли (1953 года рождения) уже нет в живых. 

Анатолия Кубацкого (Йагупоп 77-й) собственный сын определил в Дом ветеранов, где тот доживал свои дни, часто впадая в агрессию. 

Вера Алтайская (Асырк) умерла в возрасте 59 лет от пьянства.

Тетушка Аксал (актриса Тамара Носова)умерла в одиночестве, в квартире, кишащей крысами. 

Тамара Носова сыграла более сорока ролей в кино. В том числе — секретаршу Тосю в рязановской «Карнавальной ночи» и бразильскую миллионершу Донну Розу д'Альвадорес из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!»

Носова была второй женой Губарева. 

АКСАЛ, ЛЕВТЕРИ И АНГЕЛИНА.

Известно, что Губарев был женат трижды. 

Первой его женой стала Юлия Левтери, студентка Московского пединститута. С ней Виталий был знаком еще по школе в Ростове. В 1936 году они расписались. Вскоре у Губаревых родилась дочь Валерия.Юлия возглавляла одну из московских школ, вместе с Виталием они прошли войну, но жизнь не сложилась, и в 1960 году супруги расстались.

Считается, что Валерия Губарева стала прототипом девочки Оли из «Королевства кривых зеркал».Но саму книгу, точнее киносценарий, Губарев посвятил Тамаре Носовой.

Виталий и Тамара как раз и познакомились на съемках фильма. Губарев былу Тамары Макаровны третьим. Сначала был муж-дипломат, который не хотел, чтобы жена снималась в кино, и увез ее вАвстрию.Затем его место занял артист Юрий Николаевич Соколов-Боголюбов, основным амплуа которого был положительный герой-современник. «Звезды на крыльях», «Голубая стрела», «На дальних берегах», «Часы остановились в полночь», «Самолет уходит в 9», «Сильные духом». Одни названия чего стоят!

И в жизни Юрий Боголюбов был очень положительным человеком. Когда в начале 1960-х его родители заболели, он все свое свободное время стал отдавать только им, порой жертвуя приглашениями в кино.Наверное, иНосовой Юрий Николаевич не уделял должного внимания, а Тамара была женщиной, как сейчас говорят, безбашенной.

Губарева Носовой представил режиссер. Молодая актриса (на 15 лет младше писателя) произвела впечатление на недавно разведенного Виталия Георгиевича, и он отправился вслед за съемочной группой в Ялту.

Тамара Носова позже рассказывала, что согласилась выйти замуж не раздумывая:

«— Просто сделал мне официальное предложение. Внезапно. Это было очень романтично: мы прожили шесть лет. Жизнь моя прошла красиво. Я не могупожаловаться, что Бог меня обошел этим счастьем. Самое счастливое время у меня было, когда я с ним жила».

Семейному счастью помешала мать Тамары, в прошлом заместитель начальника цеха на заводе. По признанию Носовой, рядом с матерью она чувствовала себя мошкой, которая во всем подчинялась родительнице.

К тому же молодоженам пришлось жить вместе с бывшим замначальника на одной жилплощади — Макарова-старшая болела, и за ней надо было ухаживать.Зятя теща не выносила, считая алкоголиком с дворянскими замашками — любит выпить рюмку коньяка, выгуливая собаку. 

«Может, вам норковую шубу подарить?» — пытался подкупить тещу Губарев.

Через шесть лет семья распалась, Губарев вскоре опять женился — на Ангелине Князевой, но чуть ли не каждый день звонил Тамаре.

Носова четыре года встречалась с молодым (на пять лет младше), но женатым режиссером Николаем Засеевым. Он даже хотел уйти из семьи, но его супруга угрожала в случае развода отравить газом себя и дочку.

Вот что сам Засеев говорит о годах, проведенных с Тамарой:

«— Она не курила и не пила ни капли. Видимо, что-то произошло у нее в голове. С годами она стала безразлична ко всему. Например, могла выйти на сцену в галошах. Помню, когда мы жили вместе, у нее была зубная щетка с одной волосиной. И Носову это устраивало, она просто не обращала внимания на подобные вещи. О том, как она живет, мне говорили наши общие знакомые. Но что я мог сделать?! Несколько раз, приезжая в Москву, приходил к ней домой. Колотил в дверь, но она не открывала. Честно говоря, я пришел в ужас, когда узнал, в каких условиях она умирала».

Тамары Носовой не стало в 2007 году.Виталий Георгиевич Губарев умер от инфаркта в 81-м. По одним данным, в командировке, по другим — читая режиссеру новую пьесу.

Если его истории о Павлике Морозове сейчас вряд ли кто вспоминает, то вот книгу «Королевство кривых зеркал» перечитывают, а одноименный фильмпересматривают и переиздают. На DVD последний раз его переиздали в 2012 году .

А еще, между прочим, есть и 20-страничный комикс 1985 года. 

В 2007 году вышло что-то типа ремейка «Королевства». Готовится конкурс песни «Кривовидение», который хотят сорвать сказочные злодеи, а им должны помешать добрые персонажи (сестры Толмачевы). В общем, дело кривых зеркал живет. Это наше, навсегда!

№ 104 Декабрь 2014 г.