ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ.

№ 93
«Главный» продолжает свои изыскания в области ростовской топонимики. В этом месяце в поле зрения попало одно из самых загадочных мест города — Зеленый остров.
Текст  ОЛЬГА БОРОДИНА. ФОТО РОМАНА СУХОРУКОВА.

Несмотря на то, что добраться до Зеленого острова из центра Ростова можно минут за двадцать, здесь нет постоянного населения. Попытки властей облагородить территорию почему-то успехом не увенчиваются. Изолированность острова от остального города, надо полагать, и породила множество легенд о том, что здесь водится всякая нечисть, есть портал в другие миры, и именно сюда приземляются инопланетяне.

Остров небольшой. Максимальная длина острова (по северному берегу) — около 4 км. Максимальная ширина (по центру острова) — 1,5 км. Площадь — примерно 4 квадратных километра. До 1928 года остров принадлежал Нахичевани, и ее жители использовали эту территорию под свои огороды. Так как остров регулярно затапливало, то огороды давали богатый урожай. От огородов до нащих дней сохранились заросли укропа. Освоение острова во все времена затрудняло отсутствие стационарного моста.

По словам ростовского кравеведа и журналиста Геннадия Беленького, первый понтонный мост через нахичеванскую протоку до Зеленого острова был построен в первой половине

XIX века. В дальнейшем эти мосты неоднократно перестраивались и заменялись новыми. Зимой их убирали, чтобы при ледоходе не унесло. Кстати, интересный факт: сейчас есть мост на Зеленый остров только с правого берега, а в те годы была и дорога с острова на левый берег Дона. По словам Беленького, простоял этот мост недолго. Его убрали, когда был возведен наплавной мост через Дон в районе нынешнего Буденновского проспекта, то есть, примерно в 20-е годы XIX века.

Сегодня c Зеленого острова на левый берег можно добраться по железнодорожному мосту (если у вас, конечно, будет специальное разрешение, его выдают сторожам баз и лодочных станций, остающихся здесь на зимовку). Мост был сдан в эксплуатацию в 1964 году.

В детстве, бывая на левбердоне и Зеленом острове, я наблюдал строительство этого моста, — вспоминает Геннадий Беленький. — Стройка была масштабная, строили года три.

По словам Бориса Панасюка, создателя краеведческого портала «Донские Зори», в начале ХХ века в районе острова собирались строить гидроузел, об этом было упомянуто в проекте шлюзования реки Дон за авторством ученого-гидротехника Нестора Пузыревского.

Строительство гидроузла было признано нецелесообразным.

В конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века на Зеленом острове, так же как и на левом берегу, началась массовая посадка деревьев. Сажали в основном тополя — по периметру острова.

Примерно тогда же на острове появился небольшой поселок. По словам Бориса Панасюка, это были деревянные хибары, которые стояли на сваях высотой 1-1,5 метра — из-за частого затопления острова. Но и это не помогало: уровень воды иногда был такой, что затапливало полы домов. Единственный каменный двухэтажный дом с фундаментом принадлежал армянской семье Алоянц.

Большинство жителей поселка занимались рыболовством. Некоторые работали на близлежащих предприятиях — на «большой земле».

Достоверных сведений о жизни на острове, увы, нет. Одни наши собеседники говорили, что на острове была фабрика по изготовлению кроватей, другие упоминали о существовании там

кожевенного завода, третьи — кирпичного.

По словам азовчанина Сергея Пыжова, его мать детские и первые школьные годы (30-е годы ХХ века) провела на острове. Их семья продавала свежую и соленую рыбу. Для этого в доме было специальное проветриваемое помещение, где на стенах сушился улов. Еще держали коров, поэтому одна комната отводилась для хранения сена. «По рассказам мамы, на острове не было в те годы ни электричества, ни воды, ни канализации. Воду брали из Дона. Тогда она еще чистая была».

Ростовчане, чье детство и юность пришлись на 70-е, вспоминают, что остров время от времени затапливало, а когда вода убывала, в огромных лужах оставалось множество сазанов, которых просто доставали руками из воды.

Как рассказывает Борис Панасюк, в документах жителей поселка был указан такой необычный адрес: «Зеленый остров, напротив 9-й линии». Поселок располагался в створе от 9-й до 13-й линий. Малолетние «островитяне» учились в школе № 26. Зимой переправлялись по льду, в период ледохода сидели по домам, в остальные месяцы года — на лодке в районе 13-й линии. Переправа стоила 5 копеек.

Основную часть населения поселка по причине частых кишечных заболеваний расселили в конце 70-х. Однако, по словам Сергея Пыжова, в поселке еще в начале 90-х проживало несколько семей.

Есть в истории Зеленого острова и героическая страница, связанная с Великой Отечественной войной. Это оборона острова 230-м полком войск НКВД. Ноябрь 1942 года. Первая оккупация Ростова.

Зеленый остров был для противника стратегическим объектом — с него можно было обстреливать переправы через Дон в черте города, а также накрыть огнем Батайск.

Перед войсками НКВД стояла непростая задача — не допустить немцев на остров. При этом надо учесть, что НКВД — это внутренние войска, которые, по идее, должны охранять тюрьмы, государственные объекты, следить за порядком в городе. Но деваться было некуда, пришлось воевать с регулярной армией противника.

Отход и переправа полка через реку Дон совершалась побатальонно, в непосредственном огневом соприкосновении с противником. Один из участников той битвы, Иван Андреевич Растегаев, вспоминал: «Как перешли Дон, сразу начали рыть окопы. Первый день прошел спокойно, а на второй по понтону переправился на остров немецкий танк. Один. Открылся люк, фриц вылез, осмотрелся и быстро укатил. Разведывал, значит. Это был первый немецкий танк, который я увидел так близко».

Немецким танкам без проблем удалось перебраться на Зеленый остров по наплавному мосту, который не был взорван после переправы полка НКВД, так как ожидалась переправа частей 31-й стрелковой дивизии. Восемь часов длился этот сложный бой. Вооружение у 230-го полка было скудное — по две гранаты на человека, самозарядная винтовка Токарева и к ней 60 патронов. Но немцам был дан жесткий отпор. Фашисты были вынуждены отказаться от плана завладения островом.

Сегодня в память о тех событиях на острове установлен памятник. В 90-х гранитную стелу дополнили списком погибших воинов. На гранитном камне выбит текст: «Здесь сражались солдаты 230-го стрелкового полка войск НКВД, удерживая плацдарм для нанесения контрудара по фашистким захватчикам при освобождении Ростова в конце ноября 1941 года. Вечная память солдатам Отчизны».

У некоторых любителей мистики есть своя версия того, что делал полк НКВД на острове с 21 по 29 ноября. Ростовские уфологи рассказывают, что накануне войны на остров упала летающая тарелка. Его тут же оцепили войска НКВД и приняли это НЛО за фашисткий секретный объект. И именно его, а также лабораторию, построенную на острове для исследований объекта, и защищал полк НКВД.

В 50-60-х годах началось освоение Зеленого острова. «Ростсельмаш», «Роствертол», часовой завод и другие предприятия построили на нем свои базы отдыха. Подобные базы в то же время стали появляться и на левом берегу Дона. Ростовчане, как правило, предпочитали отдых на левбердоне. Добираться туда было гораздо проще.

Зеленый остров так и не стал местом массового отдыха ростовчан. Мешало отсутствие дорог, причалов, неблагоустроенность территории.

В те годы исполком принял решение — привести в порядок Зеленый остров, сделав его привлекательным для горожан. Был создан штаб по его благоустройству, куда вошли руководители крупнейших предприятий города, архитекторы, художники, а возглавил его директор завода «Прибор» Виктор Загребаев.

В восточной части острова было решено построить еще несколько баз отдыха — по определенному архитектурному плану, а в западной части — разбить парк. В плане, рассчитанном на три года, было предусмотрено проложить круговую асфальтовую дорогу

от 29-й линии прямо к новому пляжу, построить спортивные площадки с трибунами, аттракционы, лыжные трамплины, проложить линии электропередач, водопровод, телефонную связь. Рядом с мостом власти города хотели провести канатную дорогу.

«Мы превратим Зеленый остров в центральный, самый крупный парк, — рассказывал в 1968 году Виктор Загребаев ростовской газете «Вечерний Ростов». — «В той части, где близки грунтовые воды, сделаем озера с подпором воды, уютные беседки. Понтонный мост заменим капитальным». Грандиозным мечтам так и не суждено было сбыться. Мост не построили, всего остального — тоже.

Следующая попытка благоустроить остров пришлась на начало 80-х годов. Вместо того, чтобы просто построить хотя бы мост, на Зеленом острове решили создать Пионерскую республику — комплекс лагерей и баз отдыха. Денег на воплощение задумки требовалось немало — предстояло построить комплекс лагерей с современной инфраструктурой, со всеми удобствами, с хорошими столовыми, с летними концертными площадками и киноплощадками.

Власти придумали выход: деньги на республику должны были выделить ростовские предприятия, имея в виду, что когда лагеря будет построены, дети работников этих предприятий смогут там бесплатно отдыхать. Нужно было построить семь лагерей — по числу районов города. Строительные работы начались: рыли котлованы, устанавливали мелиоративные сооружения.

В те годы газеты часто писали об этом строительстве, о планах, и я до сих пор помню красивые фотографии архитектурного проекта «Пионерской республики», — вспоминает Геннадий Беленький. — В центре планировалось построить ее административное здание, большую концертную площадку, плавательный бассейн, пляжи, детскую техническую станцию. За основу были положены примеры детских лагерей высшего уровня — «Артека» и «Орленка».

Однако и этот амбициозный проект провалился. У предприятий, на которые так надеялись власти, просто не нашлось столько денег.

Сегодня на Зеленом острове пусто и тихо. Слышно, как щебечут птицы. На понтонном мосту, как и много лет назад, сидят рыбаки.

Если перебравшись через мост, пойти на восток, встретишь в основном луга с несколькими заболоченными участками, на запад — увидишь остатки деревни, ЛЭП и несколько спортивных баз, по территории которых бегают собаки.

Пойдешь прямо — наткнешься, в конце концов, на базы, значительная часть которых брошена.

В западной части острова мое внимание привлекла могила некоей Александры Степановны Осиповой, которая родилась в 1888 году, а умерла в 1971 году.

Всюду мусор — бутылки, пакеты, окурки.

По городскому генплану до 2025 года на так называемой «стрелке» на острове планируют построить памятный знак «Ростов — порт пяти морей» и провести на эту часть острова от

Театральной площади почему-то только пешеходный мост. Но для этого нужно сначала благоустроить спуск к Дону... В общем... Судя по всему, денег опять не хватит — на носу Чемпионат мира по футболу, строительство аэропорта... .

№ 93 Декабрь 2013 г.

Имя улицы

Главный прошелся по ростовским паркам развлечений в поисках самого старого аттракциона.

Имя улицы

«Главный» продолжает исследовать проблемы, стоявшие перед городским сообществом в дореволюционный период.

Имя улицы

«Главный» изучил историю Нахичеванского базара.

Имя улицы

«Главный» продолжает изучать быт старого Ростова и его окрестностей. На очереди — музеи.

Имя улицы

«Главный» выяснил, как в Ростове появились первые кредитные организации.